Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-13677/2020 от 22.05.2020

    Судья: Разумовская Н.Г.                                                 Дело № 33а-13677/2020

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по административным делам                            Московского областного суда

    в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,

    судей Соколовой Н.М., Сухановой И.Н.,

    при секретаре - помощнике судьи Ляпустиной К.Э.

    рассмотрела в открытом судебном заседании 08 июня 2020 года апелляционную жалобу Ярмухаметова Р.Р. на решение Щёлковского городского суда Московской области от 05 февраля 2020 года по делу по административному исковому заявлению Ярмухаметова Руслана Робертовича к призывной комиссии района Алексеевский СВАО                                     г. Москвы, военному комиссариату г. Москвы по Останкинскому району, Военному комиссариату города Москвы, Администрации муниципального округа Алексеевский г. Москвы об оспаривании заключения призывной комиссии, обязании вынести решение.

    Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,

        установила:

    Ярмухаметов Р.Р. 20.11.2019 обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии района Алексеевский СВАО                    г. Москвы, военному комиссариату г. Москвы по Останкинскому району, Военному комиссариату города Москвы, Администрации муниципального округа Алексеевский г. Москвы об оспаривании заключения призывной комиссии от 13.07.2015 о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; просил суд обязать призывную комиссию района Алексеевский СВАО г. Москвы вынести решение о признании административного истца не прошедшим военную службу по призыву, имея на то законные основания, – в связи с имеющимся заболеванием.

        В обоснование административного иска указал, что не уклонялся от призыва на военную службу в юридически значимый период, - каких-либо вызовов на призывные мероприятия в его адрес не поступало, он имел право не проходить военную службу по состоянию здоровья. Зачисление в запас по достижению предельного возраста в качестве лица, не прошедшего военную службу без законных оснований, нарушает его права и интересы.

            Решением Щёлковского городского суда Московской области от                  05 февраля 2020 года административный иск оставлен без удовлетворения в полном объеме.

            В апелляционной жалобе Ярмухаметов Р.Р. просит об отмене данного решения, ссылаясь ошибочную оценку судом фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, неверное истолкование материального закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям.

            Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени апелляционного разбирательства извещались надлежащим образом. Учитывая положения части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

        Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

        Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что Ярмухаметов Р.Р., 15.06.1988 года рождения, в марте 2005 года был поставлен на воинский учет в военном комиссариате г. Нижнекамска Республики Татарстан (л.д. 20); согласно удостоверению гражданина, подлежащего призыву на военную службу, подлежал призыву весной                  2006 года (л.д. 19).

    09.04.2007 Ярмухаметов Р.Р. был поставлен на воинский учет в военном комиссариате г. Москвы по Останкинскому району – по месту временной регистрации в общежитии ВУЗа. 21.12.2007 призывная комиссия района Алексеевский СВАО г. Москвы предоставила административному истцу отсрочку от призыва в армию сроком до 30.06.2010 в связи с обучением в Московском педагогическом государственном университете. 31.05.2010 Ярмухаметов Р.Р. обязан был явиться в военный комиссариат для прохождения медкомиссии. Более в военный комиссариат г. Москвы по Останкинскому району Ярмухаметов Р.Р. не являлся, - доказательств обратного суду не представлено.

    С октября 2014 года Ярмухаметов Р.Р. имеет постоянную регистрацию в г. Щелково, однако на воинский учет по месту жительства он не вставал.

    Решением призывной комиссии района Алексеевский города Москвы от 13.07.2015 (протокол заседания № 40) Ярмухаметов Р.Р. по достижению возраста 27 лет зачислен в запас как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (л.д. 13).

Отклоняя требование истца о признании данного решения незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что Ярмухаметов Р.Р. в период после окончания отсрочки до достижения им 27-летнего возраста не исполнил обязанность, предусмотренную статьей 59 Конституции Российской Федерации и статьей 36 Федерального закона от 28.03.1998                  N 53-ФЗ, а именно: допустил бездействие по выполнению обязанностей лица, подлежащего воинскому учету, о сообщении данных об изменении места жительства, создал препятствия для его надлежащего извещения о необходимости прибытия в военный комиссариат, своевременно не предоставил сведений о наличии оснований для предоставления отсрочки исполнения воинской обязанности. Кроме этого, суд указал, что Ярмухаметовым Р.Р. без уважительных причин пропущен срок на обращение в суд.

    Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в силу нижеследующего.

    По утверждению административного истца, об оспариваемом решении призывной комиссии он узнал только в ноябре 2018 года; доказательств обратного суду не представлено. Выписку из протокола призывной комиссии с оспариваемым решением он получил только в октябре 2019 года. В этой связи следует признать, что срок на обращение в суд пропущен Ярмухаметовым Р.Р. по уважительной причине и подлежит восстановлению.

    Согласно статье 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

    Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).

    Федеральным законом от 02.07.2013 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", вступившим в силу с 01.01.2014, статья 28 Федерального закона № 53-ФЗ была дополнена пунктом 1.1, согласно которому при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

    Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее – Положение), согласно пункту 34 которого при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

        Таким образом, юридически значимым обстоятельством по данному делу является выяснение того факта, в силу каких обстоятельств гражданин, не достигший к 01.01.2014 возраста 27 лет, после указанной даты не прошел военную службу по призыву.

    Пунктом 17 указанного выше Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу; такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию.

    Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).

    Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

    В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

    Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

    На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

    На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).

    В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).

    Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).

    В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

    Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 № 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.

    Следовательно, действующее в юридически значимый период законодательство не предусматривало обязанности призывника самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат для призыва.

    В ходе судебного разбирательства административные ответчики не представили суду бесспорных доказательств того, что в период с 01.01.2014 по 15.06.2015 (достиг возраста 27 лет) Ярмухаметов Р.Р. вызывался в военкомат для прохождения призывных мероприятий. К административной либо уголовной ответственности за уклонение от призывных мероприятий Ярмухаметов Р.Р. не привлекался. При этом место постоянной регистрации призывника было известно как соответствующему военному комиссариату г. Москвы, так и Республики Татарстан. Единственное оповещение Ярмухаметова Р.Р. о явке на призывную комиссию относится к 13.07.2015 (л.д. 64), то есть уже за пределами юридически значимого периода.

    При таких данных следует признать, что военным комиссариатом и призывной комиссией в период весенне-летнего и осенне-зимнего призывов 2014 года, а также весенне-летнего призыва 2015 года не совершалось надлежащих и достаточных действий в отношении административного истца, направленных на проведение мероприятий по его призыву на военную службу, в том числе по направлению повесток о необходимости явки в военный комиссариат, в связи с чем говорить о том, что             Ярмухаметов Р.Р. уклонился от прохождения военной службы по призыву в период с 01.01.2014 по 15.06.2015, не представляется возможным; оспариваемое решение вынесено призывной комиссией без достаточных оснований, нарушает права и интересы административного истца.

    При таких данных постановленное по делу решение в части отказа в удовлетворении требования Ярмухаметова Р.Р. о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии района Алексеевский СВАО                              г. Москвы от 13.07.2015 нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленного административным истцом требования.

    В остальной части решение Щёлковского городского суда Московской области от 05 февраля 2020 года отмене не подлежит: вопрос о зачислении в запас с выдачей ему военного билета Ярмухаметов Р.Р. вправе поставить перед военным комиссариатом и призывной комиссией по месту своего жительства. Соответствующее решение, в том числе об установлении категории годности, будет принято после соответствующего медицинского освидетельствования.

    Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

    определила:

    решение Щёлковского городского суда Московской области от                          05 февраля 2020 года в части отказа в удовлетворении требования Ярмухаметова Р. Р. о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии района Алексеевский СВАО г. Москвы от 13.07.2015 (пункт 14/46 протокола) отменить.

    Постановить по делу новое решение, которым признать незаконным и отменить решение призывной комиссии района Алексеевский СВАО                       г. Москвы от 13.07.2015 (пункт 14/46 протокола) о признании Ярмухаметова Р. Р. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

    В остальной части решение Щёлковского городского суда Московской области от 05 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ярмухаметова Р.Р. – без удовлетворения.

    Председательствующий

    Судьи

33а-13677/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Ярмухаметов Р.Р.
Ответчики
Военный комиссариат Останкинского района СВАО г. Москвы
Военный комиссариат г. Москвы
Администрация муниципального округа Алексеевский
Призывная комиссия муниципального образования Алексеевский СВАО г. Москвы
Другие
Фомкин П.А.
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
08.06.2020Судебное заседание
11.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.06.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее