Дело № 2-255/2020
Уникальный идентификатор дела 37RS0007-01-2020-000016-80
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
г. Заволжск Ивановской области 2 марта 2020 г.
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи И. Н. Беляковой
при секретаре Н. Е. Кудряшовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия в г. Заволжске Заволжского района Ивановской области гражданское дело по исковому заявлению Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Полигон ТКО», администрации Заволжского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства при эксплуатации объекта размещения отходов,
установил:
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, которым просил обязать ответчиков в срок до 31 декабря 2020 г. обеспечить наличие на полигоне по захоронению бытовых отходов, расположенном по адресу: Ивановская область, Заволжский район, Междуреченское сельское поселение, сооружение 1:
1) ограждения в виде колючей проволоки высотой 2 м по периметру полигона;
2) обваловки участка складирования отходов дамбой высотой 1,5 м от низа котлована по периметру;
3) кольцевой гравийной дороги шириной 6 м вокруг полигона;
4) полосы зелёных насаждений шириной 4 м с установкой железобетонных опор с прожекторами для освещения;
5) хозяйственного помещения для персонала с комнатой отдыха, для приёма пищи, с сушилкой, электрощитовой, помещением для спецодежды;
6) навеса для стоянки автоспецтехники на 3 единицы;
7) пожарного водоёма на 1000 куб. м с пирсом;
8) электроснабжения;
9) площадки для складирования железобетонных плит.
Иск мотивирован тем, что в ходе проведения проверки прокуратурой выявлены нарушения природоохранного законодательства, допущенные при эксплуатации вышеуказанного полигона и выражающиеся в несоответствии эксплуатируемого объекта его проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы в 1998 году, а также требованиям санитарных правил 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населённых мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов, утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 г. N 16. Администрация Заволжского муниципального района Ивановской области является собственником этого объекта, а ООО «Полигон ТКО» - арендатором этого объекта и земельного участка, на котором он расположен, на срок 5 лет. В 2014 году названный полигон включён в государственный реестр объектов размещения отходов, а в 2019 году – в Территориальную схему обращения с отходами, утверждённую приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от 25 апреля 2019 г. № 64. По мнению прокурора, эксплуатация полигона с отступлением от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, влечёт нарушение прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую природную среду и охрану здоровья, а также права Российской Федерации, к полномочиям которой относится проведение единой государственной политики в области обращения с отходами и иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровья человека.
Определением Кинешемского городского суда Ивановской области от 2 марта 2020 г. производство по данному гражданскому делу прекращено в части требований обязать ответчиков в срок до 31 декабря 2020 г. обеспечить наличие на полигоне по захоронению бытовых отходов, расположенном по адресу: Ивановская область, Заволжский район, Междуреченское сельское поселение, сооружение 1: обваловки участка складирования отходов дамбой высотой 1,5 м от низа котлована по периметру; кольцевой гравийной дороги шириной 6 м вокруг полигона; хозяйственного помещения для персонала с комнатой отдыха, для приёма пищи, с сушилкой, электрощитовой, помещением для спецодежды; пожарного водоёма на 1000 куб. м и электроснабжения, связи с отказом от иска в данной части.
В ходе судебного разбирательства прокурор принимая во внимание, что ответчиком ООО «Полигон ТКО» выбран способ обособления объекта размещения отходов путём организации осушительной траншеи, при том, что санитарными правилами 2.1.7.1038-01. 2.1.7, а также заключённым между ответчиками договором аренды вышеуказанного полигона допускаются альтернативные варианты обособления полигона, изменил требование обеспечить наличие на спорном полигоне ограждения в виде колючей проволоки высотой 2 м по периметру полигона требованием обеспечить наличие на этом полигоне осушительной траншеи глубиной более 2 м по периметру полигона.
С учётом вышеизложенного прокурор сформулировал заявленные требования следующим образом:
обязать ответчиков в срок до 31 декабря 2020 г. обеспечить наличие на полигоне по захоронению бытовых отходов, расположенном по адресу: Ивановская область, Заволжский район, Междуреченское сельское поселение, сооружение 1:
1) осушительной траншеи глубиной более 2 м по периметру полигона;
2) полосы зелёных насаждений шириной 4 м с установкой железобетонных опор с прожекторами для освещения;
3) навеса для стоянки автоспецтехники на 3 единицы;
4) пирса у пожарного водоёма;
5) площадки для складирования железобетонных плит.
Ответчики ООО «Полигон ТКО» и администрация Заволжского муниципального района Ивановской области признали заявленные требования в полном объёме.
Привлечённое к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям, надлежаще извещённое о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, просило рассмотреть дело в своё отсутствие, объяснений, возражений относительно заявленных требований как третье лицо не представило.
Заслушав прокурора, представителей ответчиков, изучив имеющиеся материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.
В ч.ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу требований ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2001 г. № 16 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1038-01 «Почва, очистка населённых мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов» (далее - Санитарные правила).
В п.п. 4.4, 5.12 названных Санитарных правил предусмотрено, что по периметру всей территории полигона ТБО устраивается лёгкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. Для защиты от выветривания или смыва грунта с откосов полигона необходимо озеленять их в виде террас непосредственно после укладки наружного изолирующего слоя. Выбор видов деревьев и кустарников определяется местными условиями.
Судом установлено, что муниципальное образование «Заволжский муниципальный район Ивановской области» является собственником сооружения – полигона по захоронению бытовых отходов площадью застройки 55000 кв. м, расположенного по адресу: Ивановская область, Заволжский район, Междуреченское сельское поселение, сооружение 1 (далее – полигон).
Полигон находится на земельном участке с тем же адресным признаком, кадастровым номером 37:04:031302:4, площадью 58160 +/- 422 кв. м из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, имеющего вид разрешённого использования: для размещения и эксплуатации сооружения - полигона по захоронению бытовых отходов.
По договору аренды от 30 июля 2019 г. вышеуказанный полигон передан в аренду ООО «Полигон ТКО» в целях приёма и размещения (захоронения) бытовых отходов в соответствии с действующим законодательством сроком на 5 лет с даты государственной регистрации договора (6 августа 2019 г.).
Пунктом 2.3.15 упомянутого договора закреплена обязанность арендатора обеспечить наличие на полигоне:
1) ограждения в виде колючей проволоки высотой 2 м по периметру полигона либо осушительной траншеи глубиной не менее 2 м либо вала высотой более 3 м ;
2) полосы зелёных насаждений с установкой железобетонных опор с прожекторами для освещения;
3) навеса для стоянки автоспецтехники;
4) пожарного водоёма на 1000 куб. м с пирсом;
5) комплектации зоны противопожарной охраны;
6) электроснабжения;
7) графика эксплуатации полигона на год;
8) радиационного контроля поступающих на полигон отходов;
9) хозяйственного помещения для персонала;
10) установки весов.
Земельный участок под полигоном тоже передан в аренду ООО «Полигон ТКО» по договору от 26 августа 2019 г. на срок пять лет с даты государственной регистрации (12 декабря 2019 г.).
Актом от 22 ноября 2019 г. осмотра территории, проведённого Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям, с участием представителей ООО «Полигон ТКО» зафиксировано, что водоотводная канава по периметру полигона в полном объёме не оборудована; ограждение также отсутствует; на хозяйственной зоне установлено оборудование для осуществления весового контроля принимаемых отходов, которое не используется из-за отсутствия электричества.
С учётом названных обстоятельств суд приходит к выводу, что неисполнение ответчиками своих обязанностей по обустройству полигона нарушает права граждан на благоприятную окружающую природную среду, охрану здоровья, гарантированные ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
С учётом положений ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) о том, что собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, положений ст. 616 ГК РФ предусматривающих, что арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды, а также условия заключённого между ответчиками договора аренды полигона по захоронению бытовых отходов, суд считает возможным принять от ответчиков признание иска, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Следовательно, заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о сроке исполнения заявленных требований, суд учитывает мнение прокурора, социальную значимость деятельности по размещению отходов, а также Инвестиционную программу в сфере захоронения твёрдых коммунальных отходов для ООО "Полигон ТКО" "Выполнение строительных работ на полигоне ТКО, расположенном по адресу: Ивановская область, Заволжский район, Междуреченское сельское поселение, сооружение 1, на 2020 - 2022 г.", утверждённую Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской обл. от 8 ноября 2019 г. N 46-ип(к)/1, согласно которой выполнение работ по обустройству полигона с привлечением заёмных средств запланировано на 2020 год.
На основании Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Полигон ТКО», администрации Заволжского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства при эксплуатации объекта размещения отходов удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Полигон ТКО», администрацию Заволжского муниципального района Ивановской области в срок до 31 декабря 2020 г. обеспечить наличие на полигоне по захоронению бытовых отходов, расположенном по адресу: Ивановская область, Заволжский район, Междуреченское сельское поселение, сооружение 1:
1) осушительной траншеи глубиной более 2 м по периметру полигона;
2) полосы зелёных насаждений шириной 4 м с установкой железобетонных опор с прожекторами для освещения;
3) навеса для стоянки автоспецтехники на 3 единицы;
4) пирса у пожарного водоёма;
5) площадки для складирования железобетонных плит.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья И. Н. БеляковаВ окончательной форме решение изготовлено 6 марта 2020 г.