Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2196/2020 ~ М-2146/2020 от 30.04.2020

Дело № 2-2196/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июля 2020 года                                                                                  г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой,

при секретаре В.О. Конновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемьевой Натальи Викторовны к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Городская больница № 2» о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование иска указала, что имеет редкое (орфанное) врожденное заболевание - <данные изъяты>, включенное в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. № 403 «О порядке ведения федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента». Лица с НАО включаются в специальный регистр лиц на основании Приказа Минздрава России от 19 ноября 2012 г. № 950н «О формах документов для ведения регионального сегмента федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и порядке их представления». Артемьева Наталья Викторовна внесена в регистр и должна быть обеспечена лекарственными препаратами надлежащим образом (в полном объеме). Отметим, что на сегодняшний день не существует Стандарта и Порядка оказания медицинской помощи по профилю «<данные изъяты>». Поэтому назначение и применение лекарственного препарата для лечения «<данные изъяты>» происходит на основании решения врачебной комиссии и заключения врачей: специалистов аллергологов-иммунологов, заключений медицинских консилиумов.

В ч.5. ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплено, что: «Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии».

Именно врачебная комиссия, на основании п.4.7. Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» наделена правом принятия решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям).

На основании протокола решения врачебной комиссии ГУЗ «Городская больница №2» № 220/1573 от 18.11.2019 года Артемьевой Наталье Викторовне необходимы следующие препараты: По жизненным показаниям: Р-р Икатибант (Фиразир) шприц-ручка 30 мг/ 3 мл. Потребность - 12 шприц-ручек.

Заявка на обеспечение пациента было отправлена в Министерство здравоохранения Ульяновской области 23.09.2019 и 05.11.2019, однако ответа не последовало.

Кроме того, истец имеет: 1) Результаты клинико-диагностической лаборатории ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России, верифицировавших диагноз (Заказ № 20093971 от 21.03.2018 года, Заказ № 2045158200 от 31.10.2019 года). 2) Консультативное заключение врача аллерголога-иммунолога ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России Кузьменко Н.Б. (к.м.н.), в котором определена потребность в следующих препаратах: Икатибант (Фиразир) 30 мг подкожно (1 шприц-ручка). При неэффективности первого введения повторить подкожную инъекцию через 6 и 12 часов. Учитывая частоту возникновения, пациентке необходимо иметь при себе не менее 8 шприц ручек на 1 месяц.

Лечение необходимо проводить по жизненным показаниям.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «медицинская помощь организуется и оказывается на основе клинических рекомендаций». На сегодняшний день не существует стандарта и порядка оказания медицинской помощи по профилю «<данные изъяты>». Однако существуют разработанные Российской ассоциацией аллергологов и клинических иммунологов федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению больных с наследственным ангиоотеком (НАО), которые однозначно указывают на необходимость в обеспечении современными лекарственными препаратами.

Таким образом, по жизненным показаниям в домашних условиях, при первых признаках развития отека (острого приступа) показано введение препарата Икатибант (Фиразир) 1 мл (30 мг) подкожно (шприц-ручка). При неэффективности показано два повторных введения с интервалами в 6 часов. Необходимо введение вначале появления симптомов, что предполагает наличие препарата у пациента на руках.

Кроме того, существующие инструкции по применению лекарственных препаратов определяют условия их использования. Так, пациент может использовать препарат самостоятельно, после обучения технике подкожного введения препарата.

Пациент обучен технике подкожного введения препарата Икатибант (Фиразир) и может использовать его самостоятельно в домашних условиях. Истец имеет справку от 30.01.2020 г., выданную врачом Кузьменко Н.Б., имеющим опыт диагностики и лечения <данные изъяты>, подтверждающую возможность самостоятельного введения препарата в домашних условиях.

Истец неоднократно обращался в Государственное учреждение здравоохранения Городская больница №2 к лечащему врачу с просьбой выписать рецепт на необходимые препараты, однако, получала отказ в связи с отсутствием закупок со стороны Министерства здравоохранения Ульяновской области.

Однако, согласно п. 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

Согласно п. 2 Приказа Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» «назначение лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача»

Подпункт 4 пункта 36 вышеуказанного Приказа закрепляет форму рецептурного бланка для назначения препарата гражданам, страдающим жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями —N 148-1/у-04 (л).

Истец обращался в Министерство здравоохранения Ульяновской области с требованием обеспечить необходимыми препаратами, однако получил отказ. Министерство здравоохранения Ульяновской области в ответе от 04.02.2020 № 73-ИОГВ-11.01.01/1109иф сообщило, что запрашиваемые лекарственные препараты в Перечне лекарственных препаратов, подлежащих отпуску отдельным категориям граждан за счет средств областного бюджета, а также в Перечне необходимых и важнейших лекарственных препаратов отсутствуют. В связи с чем закупка произведена быть не может.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями (письмо Минздрава России от 08.07.2013 № 21-6/10/2-4878 «О недопустимости отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации», которое было адресовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации).

Своим отказом в предоставлении жизненно-необходимых препаратов Министерство здравоохранения Ульяновской области подвергает опасности жизнь пациента. Очевидно, это сделано с целью «оптимизации расходов» регионального бюджета, за счет тяжело больных лиц с редкими (орфанными) заболеваниями.

Министерство здравоохранения Ульяновской области грубо игнорирует федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению больных с наследственным ангиоотеком (НАО), которые однозначно указывают на необходимость в обеспечении современными лекарственными препаратами.

Отек гортани, внутренних органов может развиться в пределах 15 минут и, в случае неоказания своевременной медицинской помощи, приведет к смерти пациента.

Не предоставляя пациентам всех доступных препаратов, органы здравоохранения ограничивают ряд их конституционных прав, что недопустимо в условиях правого государства.

До настоящего времени пациент лекарственными препаратами не обеспечен.

Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 № 403 утвержден порядок ведения регистра, а также Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в который включено заболевание «дефект в системе комплемента».

Согласно ч. 9 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с «Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области», утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года К 25/565-П, Министерство осуществляет следующие полномочия:

В сфере управления здравоохранением (п.2.1): организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

Министерство здравоохранения Ульяновской области не выполняет возложенных на него обязанностей по лекарственному обеспечению граждан.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, не подлежат оплате за счет личных средств граждан лекарственные препараты, не входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в случае их замены из-за индивидуальной непереносимости или по жизненным показаниям.

В соответствии с п.4 ч.2 ст. 73 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и положениям Приказа Минздрава России от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» не включение препарата в перечень ЖНВЛП не может являться основанием для отказа в его назначении     и выписывании пациенту.

Необеспечение пациента лекарственными препаратами, необходимыми ему по жизненным показаниям в силу состояния здоровья является нарушением действующего законодательства, прав и законных интересов граждан, гарантированных Конституцией РФ. Несвоевременное обеспечение жизненно необходимыми лекарственными препаратами пациента, может привести к развитию у него осложнений, несовместимых с жизнью.

Таким образом, истец должен быть обеспечен лекарственными препаратом Фиразир - в полном объеме на основании решения врачебной комиссии.

Просила признать за Артемьевой Натальей Викторовной право на обеспечение лекарственным препаратом: Фиразир - (МНН) за счет средств субъекта Российской Федерации - Ульяновской области. Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить: Артемьеву Наталью Викторовну следующими лекарственными препаратами, рекомендованными ей по пожизненным показаниям на основании решения врачебной комиссии: - Икатибант («Фиразир») в количестве 12 шприц-ручек в месяц для использования в домашних условиях. Обязать Государственное учреждение здравоохранения Городская больница № 2 своевременно выписывать рецепт на лекарственный препарат Икатибант («Фиразир») в количестве 12 шприц-ручек в месяц на рецептурном бланке № 148-1/у-04(л). Взыскать с ответчика госпошлину в размере 900 рублей. Обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании истица не присутствовала, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена.

Представитель истца в судебном заседании 08.07.2020 года не присутствовал, ранее исковые требования поддерживал в полном объеме по доводам, приведенным в иске, так же представил дополнительные пояснения, согласно которым: Единственным основанием для получения лекарственных препаратов является факт нахождения пациента в регистре лиц, «страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности», как определяет Приказ Минздрава России от 19 ноября 2012 г. N 950н. Истец включен в данный регистр и имеет право на получение препаратов. Назначение и применение лекарственного препарата для лечения «<данные изъяты>» происходит на основании решения Врачебной комиссии, как предписывает ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Именно врачебная комиссия, на основании п.4.7. Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» наделена правом принятия решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям). Истец имеет протокол решения врачебной комиссии ГУЗ «Городская больница №2» № 220/1573 от 18.11.2019 года, в котором по жизненным показаниям назначен следующий препарат:    Р-р Икатибант (Фиразир) шприц-ручка 30 мг/ Змл. Потребность - 12 шприц-ручек. По состоянию на 18.06.2020 года пациент не получил ни одной шприц-ручки. 3) При назначении терапии пациентам с <данные изъяты> врачи используют Федеральные клинические рекомендации, которые содержат перечень современных патогенетических препаратов, зарегистрированных на территории РФ, в том числе препарат «Фиразир». Препарат «Икатибант» («Фиразир») зарегистрирован на территории Российской Федерации и внесен в Государственный реестр лекарственных средств. Данные клинические рекомендации однозначно указывают на необходимость иметь при себе не менее 2 шприц-ручек препарата «Икатибант» («Фиразир»), что находит отражение в инструкции по применению данного препарата «по жизненным показаниям в домашних условиях, при первых признаках развития отека (острого приступа) показано введение препарата Икатибант (Фиразир) 1 мл (30 мг) подкожно (шприц-ручка). При неэффективности показано два повторных введения с интервалами в 6 часов. Необходимо введение вначале появления симптомов, что предполагает наличие препарата у пациента на руках. Пациент имеет заключение врача аллерголога-иммунолога ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России Кузьменко Н.Б. (к.м.н.), в котором определен диагноз как - <данные изъяты> (при котором, согласно настоящему медицинскому заключению, и, следуя Федеральным клиническим рекомендациям необходимо применять препарат Фиразир (Икатибант) 30 мг подкожно. Кроме того в письме Минздрава России от 08.07.2013 N 21-6/10/2-4878 «О недопустимости отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации», которое было адресовано органам государственной власти субъектов РФ, указано, что Закон об основах охраны здоровья граждан не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области не участвовал, представил отзыв на иск указал, что назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний.

Представитель ответчика ГУЗ «Городская больница №2» в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.

    Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещались.

Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

    В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

    В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    В силу п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе, организация работы по обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

В соответствии со ст.ст. 18-19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация обеспечения лиц, больных редкими (орфанными) заболеваниями, лекарственными препаратами по перечню, утверждаемому Правительством РФ, входит в перечень полномочий, которые Российская Федерация передает субъектам Российской Федерации, при этом средства на осуществление этих полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.

В соответствии с ч. 4 ст. 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в целях обеспечения граждан, страдающих орфанными заболеваниями, лекарственными препаратами осуществляется ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 № 403 утвержден порядок ведения регистра, а также Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в который включено заболевание «дефект в системе комплемента» (п. 6).

Согласно ч. 9 ст. 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере здравоохранения.

В соответствии с п.48 ст. 2.1 Положения Министерство организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями определенных групп населения, к числу которых относится истица.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Артемьева Н.В. имеет редкое (орфанное) врожденное заболевание - <данные изъяты> включенное в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. № 403 «О порядке ведения федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента».

Решением врачебной комиссии ГУЗ «Городская больница №2» № 220/1573 от 18.11.2019 года истице по жизненным показаниям назначен следующий препарат:    Р-р Икатибант (Фиразир) шприц-ручка 30 мг/ 3мл. Потребность - 12 шприц-ручек.

Так же    в отношении истицы имеется заключение врача аллерголога-иммунолога ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России Кузьменко Н.Б. (к.м.н.), в котором Артемьевой Н.В. поставлен диагноз - <данные изъяты>, при котором необходимо применять препарат Фиразир (Икатибант) 30 мг подкожно.

Указанное заболевание включено в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности.

На сегодняшний день не существует стандарта и порядка оказания медицинской помощи по профилю НАО, поэтому назначение и применение лекарственного препарата для лечения НАО происходит на основании решения врачебной комиссии, что следует из ч.5 ст. 37 ФЗ-323.

В судебном заседании были допрошены свидетели.

Так, свидетель ФИО5 суду пояснила, что она является <данные изъяты> МЦ «Аллегрис», где истица наблюдается с 2017 года, истица страдает очень редким (орфанным) врожденным заболеванием - <данные изъяты> Данное заболевание включено в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. № 403 «О порядке ведения федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента». Истица страдает данным заболеванием фактически с рождения, но из-за его редкости оно длительное время не было диагностировано, данный диагноз констатировали впервые ей в 16 летнем возрасте, до этого    появляющиеся отеки глотки    идентифицировали как ларингит, ей вводили для    купирования отека преднизолон и истице было этого достаточно. Фактически в период приступа у истицы наступает отек Квинке-это плотный отек любых тканей, перекрывающи    кровоснабжение, передавливание полосных органов, сосудов головного мозга.    Он можети возникать в любом месте и органе, относится к категории жизненно угрожающих состояний. У истицы в основном отек возникает в гортани, глотки, что особо опасно, поскольку человеку в этот момент нечем дышать и он может умереть, требуется немедленная помощь. Первый раз она увидела пациента в момент нахождения истицы в приступе, она не могла разговаривать, поскольку был отек гортани, глотки, небная занавеска примыкала к языку с обширным кровоизлиянием. Она нуждалась в экстренной медицинской помощи. Подобного препарата у них нет, он считается самым эффективным, но в продаже его не имеется и в наличии в лечебных учреждениях так же. Она для спасения жизни пациента    вынуждена была купировать отек Аминокапроновой кислотой, вместе с тем, указанное лекарство уже длительное время запрещено в ряде стран, поскольку данный препарат работает с системой свертываемости крови, что может привести к риску кровоизлияния, требуется проведение коагулограммы. Бесконечно использовать аминокапроновую кислоту нельзя, это опасно для жизни. В 2019 году на аминокапроновую кислоту введен запрет, в связи с этим и у «скорой помощи» нет такого препарата в использовании. Единственным препаратом существующим в настоящее время, который может купировать подобное состояние является фиразир «икатибант». Пациент    имеет возможность избавиться от отека в любое время, самостоятельно введя данный препарат из шприц-ручки.    Истица    осенью 2019 года находилась на обследовании в ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева», в этот период у нее    развился приступ, который был купирован Фиразиром, он показал положительную динамику, ей было рекомендовано 12 шприц-ручек в месяц, затем пересчитали и рекомендовали 6 шприц –ручек фиразира в месяц. После этого в течение полгода у истицы не наблюдалось приступов, но предсказать частоту их появления невозможно. Препарат не накапливается     в организме, на один эпизод отека необходимы 2 шприц-ручки, поскольку через 6 часов после первого ввода препарата симптомы    могут повториться. Считает, что 6 шприц –ручек фиразира в месяц истице достаточно.

Свидетель ФИО6 суду пояснила, что является заведующей по <данные изъяты> городской больницы № 2 города Ульяновска, фактически    истица не состоит у них на учете и не находится на наблюдении в данном учреждении, она была осмотрена лишь однократно врачом ФИО9 01.08.2019 года, ей были назначены 2 лекарства. Решением врачебной комиссии ГУЗ «Городская больница №2» № 220/1573 от 18.11.2019 года истице по жизненным показаниям был назначен следующий препарат: Р-р Икатибант (Фиразир) шприц-ручка 30 мг/ 3мл. Потребность - 12 шприц-ручек. Однако, почему     врачебная комиссия приняла такое решение ей неизвестно, они не могут обеспечить ее данным препаратом, поскольку финансирования со стороны Министерства здравоохранения Ульяновской области на его приобретение не имеется, в перечне жизненно важных лекарственных препаратов его не имеется, и возможность оформления рецепта на него у больницы отсутствует. Препарат дорогостоящий, вводиться должен под наблюдением.

Артемьева Наталья Викторовна внесена в регистр и, соответственно, должна быть обеспечена лекарственными препаратами надлежащим образом (в полном объеме).

Действительно, раствор Икатибант (Фиразир) рекомендуется использовать только в условиях стационара под контролем врача, вместе с тем, Артемьева Н.В. прошла обучение технике внутривенного введения, что подтверждается справкой, выданной 30.01.2020 года ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева».

Как следует из отзыва на иск, лекарственные препараты, жизненно необходимые истице, ответчиком не закупаются, в связи с чем, ссылка представителя ответчика в отзыве на то, что истица нарушила порядок обеспечения лекарственными препаратами, не получила рецепт от врача, в связи с чем не обеспечена, несостоятельны.

При отсутствии указанных лекарственных препаратов даже при наличии рецепта истица не будет обеспечена требуемым лекарственным препаратом.

Истицей заявлены требования об обеспечении ее    раствором Фиразира в количестве 12 шприц-ручек в месяц, вместе с тем,    принятие препарата не требует прохождение курса, а зависит от количества приступов, в связи с чем жизненные показания по приему данного препарата в зависимости от состояния здоровья истицы могут изменяться, при этом, истица может испытывает нуждаемость в препарате как в большую    сторону, так и в меньшую.

Из справки ВК 220/1573 ГУЗ «Городская больница№ 2» от 18.11.2019 года следует, что истице рекомендовано обеспечение Фиразиром в количестве 12 шприц ручек в месяц ( 3 мл. в ручке).

Из консультативного заключения аллерголога-иммунолога ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» от 30.01.20 года следует, что истице рекомендуется иметь при себе не менее 8 шприц-ручек в месяц.

Из данного же заключения следует, что с октября 2019 года по 30.01.2020 года частота отеков    наросла – от 8 до 10 отеков в месяц.

Из заявления истицы, датированного 04.02.2020 года и адресованного Министру здравоохранения Ульяновской области, следует, что истица просила обеспечить ее лекарственным препаратом Фиразир в количестве 8 шприц-ручек в месяц.

Вместе с тем, из пояснений врача следует, что фактически отеки не имеют определенной периодичности, а наличие лекарства необходимо именно в период приступа, рекомендации об обеспечении истицы препарата Фиразир в количестве 12 шприц-ручек в месяц было связано с нахождением истицы в состоянии приступа в период обследования, ей фактически достаточно наличие при себе препарата в количестве 6 шприц-ручек.

Учитывая неизлечимость заболевания, возможное улучшение и ухудшение здоровья истицы, суд приходит к выводу, что обеспечение истицы требуемым лекарственным препаратом должно исходить из ее жизненных показаний в определённый период нуждаемости.

Таким образом, на Министерство здравоохранения Ульяновской области следует возложить обязанности обеспечить Артемьеву Наталью Викторовну лекарственными препаратами, рекомендованными по жизненным показаниям на основании решения врачебной комиссии: Икатибант (Фиразир) в шприц-ручках для использования в домашних условиях в необходимом количестве по медицинским (жизненным) показаниям на период нуждаемости, а на ГУЗ «Городская больница № 2» обязанность выписывать Артемьевой Наталье Викторовне рецепты на лекарственный препаратат Фиразир – (МНН) Icatibant (Икатибант) в шприц-ручках для использования в домашних условиях в необходимом количестве по медицинским (жизненным) показаниям на период нуждаемости.

Таким образом, требования истицы подлежат частичному удовлетворению.

Учитывая важность данного лекарственного препарата для жизни истицы, суд считает необходимым в порядке ст. 211 ГПК РФ обратить решение к немедленному исполнению.

Поскольку истица при подаче иска была освобождена от уплаты госпошлины, указанные расходы подлежат возврату ей через налоговые органы.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств.

    Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198,199, 211 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Артемьевой Натальи Викторовны удовлетворить частично.

Признать за Артемьевой Натальей Викторовной право на обеспечение лекарственными препаратами: Фиразир – (МНН) Icatibant (Икатибант) за счет средств субъекта РФ – Ульяновской области.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Артемьеву Наталью Викторовну лекарственными препаратами, рекомендованными по жизненным показаниям на основании решения врачебной комиссии: Икатибант (Фиразир) в шприц-ручках для использования в домашних условиях в необходимом количестве по медицинским (жизненным) показаниям на период нуждаемости.

Обязать ГУЗ «Городская больница № 2» выписывать Артемьевой Наталье Викторовне рецепты на лекарственный препаратат Фиразир – (МНН) Icatibant (Икатибант) в шприц-ручках для использования в домашних условиях в необходимом количестве по медицинским (жизненным) показаниям на период нуждаемости.

В остальной части иска отказать.

Решение суда в части обеспечения Артемьевой Натальи Викторовны лекарственными препаратами обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                            Т.Л. Грачева

2-2196/2020 ~ М-2146/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Артемьева н.В.
Ответчики
ГУЗ Городская больница №2
Министерство здравоохранения Ульяновской области
Другие
Министерство здравоохранения РФ
Министерство финансов Ульяновской области
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Грачева Т. Л.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
30.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.04.2020Передача материалов судье
08.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2020Производство по делу приостановлено
02.06.2020Производство по делу возобновлено
02.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.06.2020Судебное заседание
23.06.2020Судебное заседание
03.07.2020Судебное заседание
08.07.2020Судебное заседание
15.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2021Дело оформлено
26.07.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее