дело № 2-453/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июля 2017 года п.Ванино
Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Романько А.М.
при секретаре Оржеховской М.А.
с участием: истца Моисеевой О.В. и ее представителя Широковой Н.А. по устному заявлению
представителя ответчика ООО «Янтарь» Кафановой Т.В. по доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моисеевой О.В. к ООО «Жилкомсбыт», ООО «Янтарь» о признании незаконными действий по начислению платы за коммунальную услугу, обязании произвести перерасчет,
У С Т А Н О В И Л :
Моисеева О.В. обратилась в суд с иском к ООО «Жилкомсбыт» о признании незаконными действий по начислению платы за коммунальную услугу, обязании произвести перерасчет, по тем основаниям, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу <адрес> в 2008 году на основании выданных в установленном порядке технических условий демонтировала радиаторы отопления в принадлежащей ей квартире, заменив электрической системой отопления. В результате замены системы отопления она добровольно отказалась от получения коммунальной услуги теплоснабжения и фактически ее не получал с указанного времени. С указанного времени начисление платы за коммунальную услугу отопление не производилось и, соответственно, данная услуга не оплачивалась. 27 января 2017 года от Ответчика в адрес Истца поступило уведомление о том, что с 01 января 2017 года начисление платы по услуге «Отопление» будет производиться в полном объеме. За январь, февраль, март, апрель 2017 года истцу были выставлены платежные документы с указанием услуги Отопление, подлежащей оплате. Считает действия Ответчика по начислению платы за не предоставляемую услугу «Отопление» незаконными и нарушающими права истца.
Просила: признать незаконными действия ООО «Жилкомсбыт» по начислению платы за коммунальную услугу отопление истцу по адресу: <адрес> за период с 01.01.2017г. по 30.04.2017г. и обязать ООО «Жилкомсбыт» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу отопление истцу за период с 01.01.2017г. по 30.04.2017г., в связи с переходом на индивидуальное отопление.
Определением от 29.05.2017 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО УК «Факел».
Определением от 15.06.2017 г. к участию в деле в соответчика привлечено ООО «Янтарь».
Истец Моисеева О.В. и ее представитель Широкова Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме и просили иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика ООО «Жилкомсбыт», будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени рассмотрения дела, в суд не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, согласно представленного отзыва, возражал против удовлетворения исковых требований Моисеевой О.В., полагая, что лишь в случае, если переустройство проведено в законном порядке, отсутствие радиаторов отопления, освобождает собственника от оплаты услуги, которая фактически ему не предоставляется. Кроме того, собственник, претендующий на освобождение от оплаты отопления обязан предоставить поставщику коммунальной услуги, протокол общего собрания собственником помещений в многоквартирном доме, в котором расположено жилое помещение с отсутствующими радиаторами отопления, так как согласно п.б «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» утвержденными Правительством РФ № 491 от 13.08.2006 г., в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также иного оборудования, расположенного на этих сетях. Следовательно, система внутридомового отопления является общим имуществом всех собственников жилых помещений многоквартирного дома, а демонтаж системы отопления в отдельно взятом помещении ведет к уменьшению размера такой общей собственности.
Представитель ответчика ООО «Янтарь» Кафанова Т.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по тем основаниям, что согласно части 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства от 06.05.2011г. № 354. Для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению при отсутствии общедомового прибора учета необходимо руководствоваться п. 42(1) Правил № 354, согласно которому размер платы определяется в соответствии с формулой 2 приложения № 2, исходя из норматива потребления коммунальной услуги (размер платы = общая площадь х норматив потребления х тариф на тепловую энергию). Согласно проекту представленного Истцом в 2008г. в органы местного самоуправления для получения разрешения на производство переустройство в жилое помещение, Истец должен был осуществить демонтаж и перенос радиатора и полотенцесушителя с одной стены на другую стену. Фактически был произведен демонтаж системы отопления и переход на автономное электрическое отопление. Пункт 35 Правил № 354 содержит прямой запрет потребителю на самовольный демонтаж или отключение обогревающих элементов, предусмотренных проектной и технической документацией на многоквартирный или жилой дом. Федеральный закон «О теплоснабжении» от 27.07.2010г. № 190-ФЗ запрещает переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Схема теплоснабжения рабочего поселка Ванино не предусматривает переход жилых помещений в многоквартирном доме на автономное отопление.
По информации Министерства регионального развития РФ от 01.11.2011г. № 1-12/4549 и Министерства ЖКХ Хабаровского края от 19.10.2011г. №1-07/10185 запрещается переустройство системы отопления жилых помещений в многоквартирном доме, так как приводит к разбалансированию теплового обмена в системе теплоснабжения жилого дома, и как следствие-создание аварийной ситуации. Кроме того, собственники помещений, осуществившие переход с централизованного отопления на индивидуальное, оплачивают только собственное потребление, а тепловые потери от стояков систем отопления, проходящие в жилых помещениях, а также расход тепловой энергии на общедомовые нужды в нарушение статей 30 и 39 ЖК РФ не оплачиваются. Данные затраты при отсутствии общедомового теплосчетчика являются убытками энергоснабжающего предприятия.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» от 22.10.2012г. № 1075 при утверждении тарифов на тепловую энергию ООО «Янтарь» обязано представить в Комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края наряду с другими документами: расчет полезного отпуска тепловой энергии (мощности), теплоносителя с дифференциацией по видам с обоснованием размера расхода тепловой энергии, теплоносителя, горячей воды на передачу (потери) по сетям, в том числе объема поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя согласно заключенным в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" договорам; копии договоров теплоснабжения, и (или) договоры передачи тепловой энергии, теплоносителя, и (или) договоры поставки тепловой энергии, теплоносителя, подтверждающие объемы тепловой энергии и (или) теплоносителя, с указанием сведений о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, дате начала исполнения обязательств по договору, сроке действия договора, об объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору, о виде и параметрах используемого теплоносителя;
При формировании тарифов ООО «Янтарь» и утверждении нормативов Министерством ЖКХ Хабаровского края была учтена тепловая нагрузка на общую площадь МКД, в т.ч. и на площадь Истца. Объем потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению многоквартирного дома по ул. Карпатская, 3 п. Ванино, до переустройства жилого помещения Истца и после переустройства - не изменился, что подтверждается техническим паспортом МКД № 3 и договорами на отпуск тепловой энергии заключенными в разное время с управляющими компаниями ООО «Факел» и ООО УК «Факел», обслуживающими указанный дом.
В соответствии с п. 6 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» утвержденными Правительством РФ № 491 от 13.08.2006г. в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного прибора учета и т.д.
Согласно разъяснений Минстроя России от 01.04.2016г. № 9506-АЧ/04 и Минрегиона РФ от 04.09.2007г. № 16273-СК/07 обогревающие элементы (радиаторы), находящиеся внутри квартир, входят в состав общего имущества многоквартирного дома. Истец проживает на 5-ом (последним) этаже и на радиаторе отопления в ее квартире были установлены краны для сброса воздуха из системы отопления жилого дома для обеспечения ее устойчивой работы.
Осуществляя демонтаж отопительных приборов и подводящих трубопроводов (стояки) без согласования с собственниками жилых помещений в доме, истец нарушила права собственников дома, так как ч. 3 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В соответствии с п. 40 Правил № 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) в состав платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды. Законность п.п. 40 и 42(1) подтверждена Решениями Верховного суда по делу № АКПИ13 -1157 от 14.01.2014г. и № АКПИ15-198 от 07.05.2015г.
Таким образом, освобождение Истца от оплаты коммунальной услуги по отоплению в полном объеме не соответствует нормам действующего законодательства, так как повлечет необоснованное освобождение Истца от исполнения обязанности по оплате указанной услуги за ее потребление на общедомовые нужды. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила № 354 не устанавливают методику расчета отопления только мест общего пользования.
На основании изложенного полагала, что отсутствуют правовые основания для освобождения Истца от оплаты коммунальных услуг по отоплению, в связи с чем, просила суд отказать в иске в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО УК «Факел», будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте его проведения, в суд не прибыл, ходатайств - не заявил.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу ст. ст. 26, 29 Жилищного кодекса РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки.
На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью (ч. 4 ст. 29 Жилищного кодекса РФ).
Согласно п. 1.7.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (п. 1.7.2. Правил).
В соответствии с п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом (пп. "в" п. 35 Правил), вносить изменения во внутридомовые инженерные системы (пп. "е" п. 35 Правил). Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Моисеева О.В. является собственником жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес>, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, свидетельством о заключении брака I-ДВ № от 11.09.2015 г. (том 1 л.д. 20,24).
Переход на отопление принадлежащей истцу квартиры в многоквартирном доме с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии является переустройством жилого помещения.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения должен обратиться в орган, осуществляющий согласование. Решение о согласовании и (или) об отказе в согласовании принимается органом, осуществляющим согласование, на основании документов, предусмотренных ст. 26 Жилищного кодекса РФ, в том числе подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства жилого помещения.
В судебном заседании из пояснения сторон, а также представленной администрацией проектной документации «Перепланировка <адрес>», установлено, что на согласование Моисеевой О.В. был представлен проект о переносе радиатора и полотенцесушителя. Проект на демонтаж радиаторов и стояков отопления в администрацию на согласование не представлялся. Решением от 01.07.2008 года главы городского поселения «рабочий поселок Ванино» дано согласие на переустройство и перепланировку жилого помещения по адресу <адрес>, в соответствии с представленным проектом (проектной документацией) (том 1 л.д.14).
Доводы истца о том, что ею в управляющей компании были получены технические условия № 499 от 12 августа 2008 года на демонтаж радиаторов и стояков отопления, и актом приемки помещения после завершения переустройства от 11.10.2010 года зафиксировано, что работы по переустройству выполнены в соответствии с проектом, что свидетельствует о законности переустройства, не состоятельны, поскольку, при обращении в администрацию с заявлением о согласовании переустройства и в суд истцом не представлен подготовленный и оформленный в установленном порядке проект на демонтаж радиаторов и стояков отопления. Решением от 01.07.2008 года главы городского поселения «рабочий <адрес>» согласие на переустройство и перепланировку жилого помещения по адресу: <адрес>, путем демонтажа радиаторов и стояков отопления – не выдавалось.
Следовательно, в соответствии со 29 Жилищного кодекса РФ, переустройство является самовольным, проведенным при отсутствии решения о согласовании данного переустройства и с нарушением проекта переустройства.
Согласно ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Подпункт "в" п. 53 ранее действовавших Правил предоставления коммунальных услуг ( до 31.08.2012 года), утвержденных постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006, также запрещал потребителю вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный или жилой дом либо в технический паспорт жилого помещения.
Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.
Многоквартирный дом по адресу: <адрес> надлежащем порядке подключен к центральной системе теплоснабжения, что подтверждается схемой теплоснабжения городского поселения «Рабочий поселок Ванино», утвержденной Постановлением администрации городского поселения «рабочий поселок Ванино» №491 от 29.12.2014 года (том 2 л.д.135).
Согласно главы 1 части 5 пункта 5.2 утвержденной схемы теплоснабжения городского поселения «рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края использование источников индивидуального теплоснабжения, согласно ФЗ-190 от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении», для отопления жилых помещений в многоквартирных домах может осуществляться только при соответствии этих источников перечню определенному Правилами подключения (технического присоединения) к системам теплоснабжения. В р.п.Ванино источники индивидуального квартирного отопления в многоквартирных домах, получающих тепловую энергию от централизованных теплоисточников, не используются. (том 2 л.д. 139). Согласно техническому паспорту жилого помещения <адрес> по состоянию на 17 мая 2007 года, вид отопления жилого помещения- центральное.
Таким образом, в утвержденной схеме теплоснабжения городского поселения «рабочий поселок Ванино» не предусмотрена возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, не определены условия организации поквартирного отопления.
В силу п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ, ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, п. п. 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, внутридомовая система отопления, внутридомовая система электроснабжения включаются в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а реконструкция системы отопления и газоснабжения возможна только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с ч.3 ст.36 ЖК РФ, уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Из указанной нормы следует, что реконструкция, связанная с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома и режима пользования этим имуществом, возможна только при наличии согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно, проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома.
При этом демонтаж стояков внутридомовой системы отопления является реконструкцией общего имущества многоквартирного дома и предполагает получение на него согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В судебном заседании из пояснений истца, представленного заключения по результатам технического обследования установлено, что в квартире истца произведен частичный демонтаж стояков отопления дома.
Указанные мероприятия повлекли внесение конструктивных изменений в общее имущество многоквартирного дома путем частичного демонтажа стояков отопления дома, то есть уменьшение размера общего имущества, находящегося в общей долевой собственности.
Таким образом, на произведенный демонтаж стояков отопления, относящихся к общему имуществу дома, истец обязана была получить согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме, чего ею сделано не было. Заявление истца в управляющую компанию, от 01.08.2008 года о согласовании отключения квартиры от системы центрального отопления, согласованное девятью жителями дома №3, не соответствует требованиям, предъявляемым ч.3 ст.36 ЖК РФ.
Согласно ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Абзацем вторым п. 40 Правил предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Таким образом, независимо от наличия в многоквартирном доме помещений, в которых используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, размер платы за услуги по отоплению определяется в едином порядке, что соответствует Правилам подключения к системам теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства РФ N 307 от 16.04.2012, и Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов N 354 от 06.05.2011.
Освобождение истца от оплаты услуги по отоплению перекладывает бремя содержания общего имущества многоквартирного жилого дома на иных собственников жилого дома, чем ущемляет их права и законные интересы. Иной порядок оплаты жилищным законодательством не предусмотрен.
Отключение истцом своей квартиры в многоквартирном доме от централизованной системы отопления в ходе переустройства жилого помещения, не является правовым основанием для освобождения ее, как потребителя услуг по отоплению от обязанности по внесению платы за коммунальные услуги по отоплению. Демонтаж приборов отопления (радиаторов) в квартире при частичном сохранении стояков внутридомовой системы отопления радиаторов отопления, не может являться основанием для освобождения истца от участия в оплате тепловой энергии, поданной в многоквартирный дом, поскольку она остается потребителем тепловой энергии, что в данном случае подтверждено заключением по результатам технического обследования, наличием у нее части стояков отопления, и не свидетельствует о том, что тепловая энергия истцом не потребляется, соответственно, не свидетельствует о переходе на индивидуальное отопление. Изложенное также подтверждается представленными ООО Янтарь техническим паспортом МКД № 3 расчетами и договорами ( соглашениями) на отпуск тепловой энергии заключенными в разное время с управляющими компаниями ООО «Факел» и ООО УК «Факел» обслуживающими указанный дом ( 08.10.2008 года, 01.05.2010 года, 01.01.2013 года), согласно которым, объем потребления коммунальных услуг по отоплению - не изменился.
Таким образом, вопреки заключению по результатам технического обследования системы отопления квартиры истца, выполненному ООО «Востокрегиострой», оснований утверждать о том, что выполненное истцом переустройство не нарушает права и законные интересы граждан, при изложенных выше обстоятельствах, - у суда не имеется.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оснований для признания незаконными действия ООО «Жилкомсбыт» по начислению платы за коммунальную услугу отопление истцу по адресу: <адрес> за период с 01.01.2017г. по 30.04.2017г. и обязании ООО «Жилкомсбыт» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу отопление истцу за период с 01.01.2017г. по 30.04.2017г., в связи с переходом на индивидуальное отопление – не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Моисеевой О.В. к ООО «Жилкомсбыт», ООО «Янтарь» о признании незаконными действий по начислению платы за коммунальную услугу отопления за период с 01.01.2017 года по 30.04.2017 года, обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу отопления за период с 01.01.2017 года по 30.04.2017 года – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Хабаровский краевой суд, через Ванинский районный суд Хабаровского края.
Судья Ванинского районного суда
Хабаровского края Романько А.М.