Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июня 2016г. г.Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Скопинцевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2067/16 по исковому заявлению Мельниковой М. А. к Администрации городского округа Самары о признании незаконным отказа в постановке на учет и постановке на учет,
У С Т А Н О В И Л:
Мельникова М.А. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Самара о признании незаконным отказа в постановке на учет и постановке на учет, указав, что истице принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на основании договора приватизации.
В указанной квартире зарегистрирована истица, её внучка и супруг внучки. Истица является инвалидом первой группы и вдовой участника Великой Отечественной войны. У членов семьи истицы, какое либо жилье на праве собственности отсутствует.
В связи с тем, что семьи истицы обеспечена общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы, а именно <данные изъяты> кв.м., ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением и необходимым пакетом документов о постанове её на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.
Постановлением администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № истице было отказано постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ в связи с тем, что менее 5 лет назад совершены действия, приведшие к ухудшению жилищных условий.
Истица полагает отказ необоснованным, поскольку намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий она не предпринимала.
Истице 92 года, в силу возраста ей требуется постоянный уход, переезд родственников обусловлен необходимостью ухода за истицей и оформлением фактического места проживания.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истица просила суд признать постановление Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № незаконным, обязать Администрацию городского округа Самара поставить Мельникову М.А. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании представители истицы А.С. и А.В., действующие на основании доверенности, поддержали требования по основаниям, изложенным в иске.
Ответчики в судебное заседание не явились, были извещены.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Мельникова М.А. обратилась в Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-ГД «ОБ обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>».
Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № Мельниковой М.А. было отказано в постановке на учет на основании п. 3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ в связи с тем, что менее 5 лет назад совершены действия, приведшие к ухудшению жилищных условий.
Из материалов дела также следует, что Мельникова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, а также ветераном Великой Отечественной войны, что подтверждается соответствующими удостоверениями.
Мельниковой М.А. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Согласно справке о составе семьи, в указанной квартире зарегистрирована Мельникова М.А., и А.С. и А.В. с ДД.ММ.ГГГГ.
А.С. ранее была зарегистрирована по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в жилом доме общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащем на праве собственности матери А.С. – Н.С.
В соответствии со справкой о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ. А.В. был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес> <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. А.В. был зарегистрирован по адресу: <адрес>, в доме, принадлежащем его матери – Т.С.
В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен В.А., который показал, что истица являлась её соседкой, в ДД.ММ.ГГГГ. он сменил место жительства. Мельникова М.А. проживает с внучкой и Андреем. Внучка проживает с ДД.ММ.ГГГГ. Мельникова М.А. не может передвигаться самостоятельно, так как у неё паралич. Передвигается только с помощью коляски, она разговаривает и принимает пищу. Андрей с внучкой живут постоянно, свидетель видел их каждый день, их машина стоит во дворе дома.
Согласно пункту 4 статьи 17 Федерального закона «О ветеранах» военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, подлежат обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом, обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Из содержания изложенной правовой нормы следует, что законодатель не предусмотрел оказание в льготном порядке мер социальной поддержки данной категории военнослужащих в других случаях.
Таким образом, положения Федерального закона «О ветеранах» предусматривают возможность обеспечения истицы жилым помещением за счет средств федерального бюджета только в случае выселения ее из занимаемого служебного помещения.
В соответствии с частью 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Как на вдову участника Великой Отечественной войны, на истицу распространяются положения ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», предусматривающие предоставление членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Статьей 23.2 указанного Закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».
Согласно названному Указу Президента РФ от 09.01.2010 N 30 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 7 мая 2008 года N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.» право на получение жилых помещений предусмотрено для тех граждан - ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые уже признаны в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, независимо от очередности.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с пп. 3 п. 1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом, обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Исходя из смысла вышеприведенных норм предоставление жилья указанной категории граждан производится при условии признания их нуждающимися.
Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех инвалидов и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Основания для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий предусмотрены статьей 51 ЖК РФ. Согласно указанной статье гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно сданным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, по смыслу указанной статьи действия, лишающие гражданина возможности быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, должны быть совершены именно с намерением приобрести право состоять на учете.
По смыслу указанной правовой нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда РФ N 258-О-О от 19 апреля 2007 года, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом, применение этой нормы права должно осуществляться во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Суду также предоставлены документы, подтверждающие фактическое проживание А.С. и А.В. в <адрес>. А именно, копии диплома, подтверждающие обучение А.С. в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ копия трудовой книжки, с указанием места работы в <адрес>. Копия трудовой книжки А.В., подтверждающие работу в <адрес>, создание ИП в <адрес>.
Из медицинских справок и выписок следует, что Мельникова М.А, нуждается в постоянном постороннем уходе с ДД.ММ.ГГГГ Перенесла инфаркт миокарда. Имеет сахарный диабет 2 типа, церебральный атеросклероз, последствия повторных ОНМК, левосторонний гемипарез, вестибуло-атактический синдром и иные хронические заболевания, ломала правую руку.
Согласно пояснений представителей и свидетеля, истица не имеет возможности передвигаться сама, пользуется коляской, не может в полной мере обслуживать себя в быту. В период, когда Мельникова М.А. ломала руку, она не могла полностью себя обслуживать, поскольку левая сторона у неё парализована.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что за Мельниковой М.А. требуется уход, который осуществлялся с ДД.ММ.ГГГГ её внучкой, а в последствии и А.В., который является гражданским супругом А.С., А.С. и А.В. фактически проживали в <адрес>, их регистрация в квартире Мельниковой М.А. не может являлась намеренным ухудшением жилищных условий истицы, поскольку истица нуждается в уходе, члены её семьи осуществляют за ней уход и зарегистрированы были по месте своего фактического проживания.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что вселение собственником жилого помещения в квартиру в качестве членов семьи родственников с целью осуществления необходимого ухода по медицинским и возрастным показателям нельзя квалифицировать, как намеренное ухудшение жилищных условий собственника, суд полагает требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать постановление Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № в части отказа Мельниковой М. А. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «ОБ обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области».
Обязать Администрацию городского округа Самара принять Мельникову М. А. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Законом Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «ОБ обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области».
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Е.А.Борисова
Копия верна
Судья