Р Е Ш Е Н И Е дело № 2-186/16
Именем Российской Федерации
19 мая 2016 года с. Казачинское
Казачинский районный суд Красноярского края в составе
Председательствующего судьи Белобородовой Н.И.
С участием помощника прокурора Казачинского района Геец О.Н.
При секретаре Лыткиной Н.А.
Рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Мокиной Ю.В. к МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Казачинского района» о признании приказа от 12 марта 2016 года об увольнении не законным и отмене его, восстановлении на работе в должности социального работника и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,
У С Т А Н О В И Л:
Мокина Ю.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику о признании приказа от 12 марта 2016 года об увольнении незаконным и отмене его, восстановлении на работе в должности социального работника и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, ссылаясь на то, что работала у ответчика с 2006 года <данные изъяты>, с 01.09.2015 г. была переведена на должность <данные изъяты> в отделении «социальной помощи семьи и детям», при этом ей не говорили, что будет сокращение. 12.01.2016 г. ей вручили уведомление о сокращении должности <данные изъяты> в ее отделении. Приказом от 12 марта 2016 г. она была уволена по сокращению штата. С увольнением по сокращению штата она не согласна, по закону ей должны были предложить все имеющиеся вакантные должности, но директор центра ФИО4 предложила ей должность заведующей отделения, зная о том, что заведующая в мае 2016 г. возвращается из декретного отпуска, при сокращении штата ответчиком были допущены следующие нарушения: на 12.01.2016 г., когда ей вручили уведомление о сокращении штата работников, новое штатное расписание учредителем (начальником отдела соцзащиты Администрации Казачинского района) не было утверждено и должность социального работника была еще в штате, кроме того, приказ о ее увольнении был изготовлен от 12.03.2016 г., хотя ее последний день работы был 11 марта 2016 г., фактически увольнение произведено в выходной день, в субботу 12.03.2016 г. и она просит признать приказ об увольнении не законным и восстановить ее на работе, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула.
В суде истица Мокина Ю.В. поддержала исковые требования, приведя те же доводы, дополнила, что о предстоящем сокращении она узнала сразу же после Новогодних праздников, другие вакансии ей не предлагались, с 12.01.2016 г. в отделениях всех социальных работников перевели в специалисты, а ее должность не перевели, а сократили, у директора ФИО4 к ней имеется неприязнь, она изначально не понравилась директору, а кто не нравится руководителю, те уже там не работают, многие уже уволились, в том числе в ее отделении уволились два специалиста, и она уволена.
Представитель МБУ «КЦСОН» Казачинского района ФИО5, действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснила, что с 27 ноября по 24 декабря 2015 года комиссией министерства социальной политики Красноярского края в их учреждении проводилась комплексная выездная проверка, по результатам которой в акте указано нарушение, что согласно постановлению Правительства Красноярского края от 17.12.2014. № 606-п «Об утверждении нормативов штатной численности краевых учреждениях социального обслуживания» в соответствии с профессиональным стандартом наличие социального работника в отделении помощи семьи и детям не предусмотрено. В целях приведения структуры учреждения в соответствие с нормативами штатной численности и устранения нарушения, 12.01.2016г. директором МБУ КЦСОН Казачинского района был издан приказ № 1-О о сокращении штата. При вручении уведомления в самом тексте уведомления Мокиной Ю.В. была предложена должность заведующего отделением социальной помощи семье и детям МБУ КЦСОН на время декретного отпуска специалиста ФИО6. По состоянию на 12.01.2016г. в МБУ КЦСОН была ещё одна вакантная должность - психолог в отделение срочного социального обслуживания. Эта должность не была предложена Мокиной Ю.В., так как ее квалификация не позволяла ей исполнять обязанности психолога, 12.01.2016 г. Мокина Ю.В. написала заявление о переводе ее на должность заведующего отделением на период отпуска по уходу за ребенком с 13.01.2016г., но к работе заведующего отделением так и не приступила, отказавшись от должности в устной форме. По указанной причине не был издан приказ по МБУ КЦСОН о переводе Мокиной Ю.В. на должность заведующего отделением, согласно приказу о сокращении штатов» от I2.01.2016г. № 1-О, должность «социальный работник» отделения социальной помощи семье и детям исключалась с 12.03.2016г., при сокращении истице был произведен полный расчет заработной платы, выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск. Должность Мокиной не была переведена в специалисты, по нагрузке не чем будет нагрузить этого специалиста, работы нет. На 2015 г. фонд оплаты труда составляет <данные изъяты> рублей, на 2016 г. <данные изъяты> рублей, разница по отношению к 2015 году составляет <данные изъяты> рублей. Данная сумма направлена на доплату специалистам, чья заработная оплата ниже минимального размера оплаты труда, т.е. для доплаты мрот. Заработная плата специалиста по социальной работе составляет <данные изъяты> рублей, социального работника составляет <данные изъяты> рублей, без доплаты по указу Президента, и <данные изъяты> рублей с выплатой по указу Президента. Выплата по указу Президента производится только социальным работникам, но не выплачивается специалистам. Если бы Мокина продолжала работать социальным работником, дефицита бюджета бы не было. Начальник ОСЗН ФИО10 Т.П. утвердила штатное расписание спустя месяц после увольнения истицы -12.04.16 г., по какой причине ей не известно.
Директор МБУ «КЦСОН» Казачинского района ФИО4 иск не признала, пояснила, что она заблаговременно уведомила истицу о сокращении, та расписалась собственноручно, и в 2-х месячный срок уволила, согласно штатному расписанию, которое своевременно было представлено учредителю на согласование, но по какой причине та утвердила его спустя месяц и протянула до 12.04.2016 г., ей не известно, приказ об увольнении истицы был вынесен 12.03.2016 г. не в последний день работы истицы, поскольку это был выходной день суббота, день увольнения не был перенесен на понедельник, посчитали, что оснований для этого нет, в отделении социальной помощи семье и детям не нужен еще один специалист по социальной работе, который работает на приеме документов и координирует работу, у нас на обслуживании <данные изъяты> семьи, нуждающихся в услугах центра, поэтому и сократили должность социального работника, не перевели его в специалиста по социальной работе.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, начальник ОСЗН Администрации Казачинского района ФИО11 поддержала исковые требования истицы, пояснила, что о сокращении Мокиной Ю. В. она узнала от нее самой, документ о согласовании штатного расписания поступил в день, совпавший с увольнением Мокиной Ю. В.. Она считает, что в МБУ КСЦОН работы предостаточно и специалисты там нужны, у работодателя была возможность не увольнять истицу, а перевести в специалисты, она говорила работодателю, что уволена истица незаконно, руководитель центра имеет право в любом другом отделе добавить единицу, а так же исключить ее в других отделах, размер установленного фонда оплаты труда на 2016 г. не являлся основанием для сокращения штата работников, она предлагала директору ФИО4 перевести Мокину в специалисты и оставить в том же отделе, где истица работала, предлагала заключить мировое соглашение.
Заслушав истицу, ответчика и его представителя, а также третье лицо, прокурора Геец О.Н., полагавшую удовлетворить исковые требования истца, суд, исследовав материалы дела, полагает удовлетворить требования истца, по следующим основаниям.
В соответствии с абзацами 2, 3 части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения (ч.2 ст. 180 ТК РФ).
Согласно ч.1 ст.180 Трудового кодекса РФ, при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника. Увольнение по основаниям, указанным в п.2 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу (ч. 2 ст. 81 ТК РФ).
В предмет доказывания по данной категории дел входит установление следующих обстоятельств: произведено ли в действительности сокращение численности или штата работников и имело ли оно место в действительности, а также соблюдены ли администрацией нормы трудового законодательства, регулирующие порядок высвобождения работников по данному основанию, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдения установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
В соответствии с ч.3 ст. 81 Трудового кодекса РФ, увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.
Как установил суд, Мокина Ю.В. работала в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Казачинского района» (далее Центр) с 2006 года <данные изъяты>. Приказом директора Центра № 163-лс от 01.09.2015 г. Мокина Ю.В. была переведена на должность социального работника в отделение «социальной помощи семьи и детям». 01 сентября 2015 года между сторонами заключен бессрочный трудовой договор, в соответствии с п.2.1 которого Мокина Ю.В. переведена в отделение «социальной помощи семьи и детям» на должность социального работника (л.д.35, 37-39).
Приказом от 12 марта 2016 г. № 64-лс трудовой договор с Мокиной Ю.В. был расторгнут, она уволена по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением численности штата работников.
Основанием для издания указанного приказа явился приказ № 1-О от 12 января 2016 года о сокращении штата. В соответствии с этим приказом с 12 марта 2016 года в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Казачинского района» сокращалась одна штатная единица в отделении «социальной помощи семье и детям»- должность - социальный работник (л.д.8).
12 января 2016 года работодателем истцу вручено уведомление о предстоящем увольнении в связи с сокращением занимаемой ею должности социального работника.
Как следует из указанного уведомления, в нарушение ч.1 ст. 180 Трудового кодекса РФ, предусматривающей, что при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников, работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника, истице ответчиком была предложена не вакантная должность, а перевод на должность заведующей отделением «социальной помощи семье и детям» на период отпуска по уходу за ребенком ФИО6 до трех лет по состоянию на 12.01.2016 г. (л.д.9).
В штатном расписании, действующем на период с 01 января 2016 года в штате Центра существовало 51 единица, в том числе административно-управленческий персонал - 5 штатных единиц; отделение срочного социального обслуживания -11 штатных единиц; отделение социальной помощи семье и детям-4 штатных единицы; отделение социального обслуживания на дому гр. пожилого возраста и инв.1 гр.-12.75 штатных единиц; и отделение социального обслуживания на дому гр. пожилого возраста и инв.2 гр. – 12.75 штатных единиц; а также вспомогательный и обслуживающий персонал -5,5 штатных единиц (л.д. 26-27).
На момент расторжения трудового договора с Мокиной Ю.В. – 12 марта 2016 года, в штате Центра существовало 50 единиц, в том числе административно-управленческий персонал - 5 штатных единиц; отделение срочного социального обслуживания -11 штатных единиц; отделение социальной помощи семье и детям-3 штатных единицы;, отделение социального обслуживания на дому гр. пожилого возраста и инв.1 гр.-12.75 штатных единиц; и отделение социального обслуживания на дому гр. пожилого возраста и инв.2 гр. – 12.75 штатных единиц; а также вспомогательный и обслуживающий персонал -5,5 штатных единиц (л.д.26-27).
Таким образом, из штатного расписания была сокращена одна единица в отделении социальной помощи семье и детям – должность - социальный работник.
Согласно статье 8, части 1 статьи 34, части 1, части 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца 2 части 1 статьи 22 Трудового кодекса РФ, работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения, в том числе и решения о сокращении штата и численности работников.
С 27 ноября по 24 декабря 2015 года комиссией министерства социальной политики Красноярского края в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Казачинского района» проводилась комплексная выездная проверка, по результатам проверки составлен акт от 21.01.2016 г., в котором указано, что в отделении социальной помощи семьи и детям, согласно постановлению Правительства Красноярского края от 17.12.2014. № 606-п «Об утверждении нормативов штатной численности краевых учреждениях социального обслуживания» в соответствии с профессиональным стандартом наличие социального работника не предусмотрено (л.д.136).
Как следует из приказа № 1-О от 12 января 2016 года о сокращении штата, основанием для сокращения должности – социальный работник явилось постановление Правительства Красноярского края от 17.12.2014 г. № 606-п «Об утверждении нормативной численности краевых учреждениях социального обслуживания», в соответствии с которым в целях приведения структуры и штатного расписания МБУ КЦСОН Казачинского района, ответчик привел штатное расписание в соответствие с утвержденными нормативами штатной численности, сократив должность социального работника в отделение «социальной помощи семье и детям».
В соответствии с разделом 8 постановления Правительства Красноярского края от 17.12.2014 г. № 606-п «Об утверждении нормативной численности краевых учреждениях социального обслуживания», в отделении по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (отделение профилактики безнадзорности детей и подростков), приравненному к отделению социальной помощи семье и детям, комплексного центра социального обслуживания предусмотрено 7 штатных единиц, в том числе, заведующий отделением, две единицы должности - специалиста по социальной работе, социальный педагог и психолог, а при наличии мобильной группы - психолог и специалист по социальной работе (л.д.150).
Ответчиком предоставлена справка, что в Казачинском районе отсутствует мобильная группа или служба, таким образом, по нормативу в указанном отделении предусмотрено две должности специалиста по социальной работе.
Согласно структуре отделения в соответствии с вышеуказанным постановлением, наличие социального работника в отделении помощи семьи и детям действительно не предусмотрено, однако, ответчиком фактически структура отделения учреждения в соответствие с нормативами штатной численности указанного постановления не приведена. Должность социального работника исключена из штатного расписания, но вместо нее не введена еще одна должность специалиста по социальной работе, что предусмотрено структурой и нормативом вышеуказанного постановления Правительства для отделении социальной помощи семье и детям. Как представляется суду, при надлежащем исполнении указанного постановления ответчиком штатное расписание Центра должно было быть приведено в соответствие с указанным постановлением с момента вступления его в законную силу, т.е. на 1.01.2015 г., до приема на работу истицы в указанное отделение, т.е. до 01.09.2015 г.
Доводы ответчика и его представителя о том, что сокращение должности социального работника было произведено и в связи с сокращением фонда оплаты труда, судом также проверены.
Так, согласно планам финансово-хозяйственной деятельности на 2015 г. фонд оплаты труда в Центре составлял <данные изъяты> рублей, на 2016 г. - <данные изъяты> рублей (л.д.184- 189), т.е. на 66260 рублей больше. План финансово-хозяйственной деятельности Центра на 2016 г. был утвержден начальником отдела ОСЗН Администрации Казачинского района ФИО14 31 декабря 2015 г., т.е. до вынесения приказа о сокращении штата и численности в бюджетном учреждении.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что сокращения штата и численности в МБУ КЦСОН Казачинского района, ни постановлением Правительства Красноярского края от 17.12.2014 г. № 606-п, ни планом финансово-хозяйственной деятельности на 2016 г. предусмотрено не было, доводы представителя ответчика о доплатах к МРОТ в размере 66260 рублей, планом финансово-хозяйственной деятельности Центра на 2016 г. не подтверждаются.
Установленные обстоятельства подтвердила в суде учредитель – начальник ОСЗН Администрации Казачинского района ФИО15 которая пояснила, что оснований для сокращения истицы не было, необходимо было привести должность истицы в соответствии с профессиональным стандартом, т.е. перевести в специалисты, как это было сделано в других отделениях центра, по муниципальному заказу количество обслуживаемых -300 человек, поэтому объем работы очень большой и недостаточно специалистов в этом отделении, вступил в действие новый закон № 442 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» и там применяются новые подходы, добавлена работа с семьями, признанными нуждающимися в социальном обслуживании, выявление таких семей и детей, оказание социальной помощи и профилактика.
В акте проверки комиссии министерства социальной политики Красноярского края МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Казачинского района» от 21.01.2016 г., в том числе отделения профилактики и безнадзорности (отделения помощи семьи и детям) указано, что в организации работы данного отделения имеются нарушения, не в полном объеме проводится необходимая работа по профилактике и безнадзорности правонарушений с семьями, имеющими детей и рекомендовано проводить эту работу в соответствии с требованиями действующего законодательства, и указан перечень конкретных мероприятий, которые необходимо выполнять (л.д.134-137). С учетом выявленных нарушений в указанном отделении и невыполнении требований действующего законодательства, доводы ответчика о том, что специалист по социальной работе в отделе не нужен, представляются суду не убедительными.
Доводы ответчика, что специалист по социальной работе, работает только на приеме документов и координирует работу, его нечем нагрузить, также не соответствуют действительности, поскольку опровергаются должностной инструкцией социального работника (л.д.40-41), согласно которой социальный работник выявляет и учитывает на обслуживаемой территории семьи и отдельных граждан, в т.ч. детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и осуществляет их социальный патронаж, устанавливает причины и определяет объем услуг, организует предоставление услуг и проводит индивидуальную профилактическую работу с каждой семьей.
Кроме того, судом установлено, что в нарушение п.3.5 Устава МБУ КЦСОН Казачинского района, обязывающего ответчика согласовать структуру и штатное расписание учреждения с учредителем - начальником ОСЗН Администрации Казачинского района, штатное расписание от 12 марта 2016 г., с учредителем на момент увольнения истицы не было согласовано, дата согласования в нем указана 12 апреля 2016 г. (л.д.24).
Согласно ст.84.1 ТК РФ днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).
Как следует из табеля учета использования рабочего времени за март 2016 г. по отделению помощи семьи и детям Центра, последним днем работы истицы Мокиной Ю.В. является 11 марта 2016 года, увольнение фактически произведено 12 марта 2016 г. (л.д.211), т.е. истица уволена не в последний день работы.
12 января 2016 года истица, ознакомившись с уведомлением о ее сокращении, написала работодателю заявление о переводе ее на должность заведующей отделением помощи семьи и детям (л.д.32), которое до дня увольнения истицы работодателем было так и не рассмотрено, акт об отказе истицы от предложенной должности отсутствует, суду также не представлено доказательств, подтверждающих, что истица отказалась от данной должности.
Вышеуказанные нарушения порядка увольнения истицы были предметом рассмотрения по жалобе истицы в Администрации Казачинского района. Из заключения по результатам служебной проверки от 15.04.2016 г. комиссии следует, что директором МБУ КЦСОН Казачинского района при увольнении Мокиной Ю.В. допущены нарушения трудового законодательства, главой района ФИО7 рекомендовано начальнику отдела ОСЗН ФИО16 применить к директору Центра меры дисциплинарного воздействия (л.д.225, 254).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что работодателем произведено сокращение численности и штата работников согласно приказу № 1-0 от 12.01.2016 г. без согласования с учредителем, которое в действительности не имело место в данном учреждении, с указанным приказом истица не была ознакомлена, при этом, работодателем также не соблюдены нормы трудового законодательства, регулирующие порядок высвобождения работников по данному основанию, и суд полагает признать незаконным приказ от 12 марта 2016 года № 64-лс об увольнении Мокиной Ю.В. в связи с сокращением штата работников муниципального бюджетного учреждения (по п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ).
В соответствии со ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.
Установленные нарушения порядка принятия решения об увольнении Мокиной Ю.В. суд считает существенными и полагает восстановить истицу на работе в прежней должности –социального работника в МБУ КЦСОН Казачинского района, с 19 мая 2016 г. и выплатить ей средний заработок за время вынужденного прогула со дня увольнения и до дня вынесения решения суда и удовлетворить исковые требования истца.
Постановлением Правительства РФ № 922 от 24.12.2007г. утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, в соответствии с п.9 которого, при определении среднего заработка используется средний дневной заработок, который, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.
Согласно расчету работодателя от 12.03.2016 г. среднедневной заработок истицы составил <данные изъяты> руб. 28 коп.(л.д.197). Судом данный расчет проверен и является правильным.
Количество дней вынужденного прогула составило: с 12 марта по 31 марта2016 г. -14 рабочих дней, с 1.04.2016 г. по 30.04.2016 г. -21 рабочий день, с 01.05. по 19.05. 2016 г. - 11 рабочих дней, а всего 46 рабочих дней, средний заработок за время вынужденного прогула составит: <данные изъяты>= 34 742 рубля 88 копеек, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истицы.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ суд полагает взыскать с ответчика МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Казачинского района» в бюджет Казачинского района госпошлину за требования имущественного характера в размере 1242 рубля 29 копеек, за требования неимущественного характера -300 рублей, а всего взыскать 1542 рубля 29 копеек, что пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Мокиной Ю.В. удовлетворить.
Признать приказ 64-лс от 12.03.2016 года МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Казачинского района» о прекращении (расторжении) трудового договора с социальным работником Мокиной Ю.В. с указанной должности по п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штатов, незаконным.
Восстановить Мокину Ю.В. в должности социального работника МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Казачинского района», находящегося по адресу: <адрес> края с 12 марта 2016 года.
Взыскать с МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Казачинского района», находящемуся по адресу: <адрес> края в пользу Мокиной Ю.В. средний заработок за время вынужденного прогула с 12 марта 2016 г. по день восстановления на работе, за 46 рабочих дней в размере 34 742 рубля 88 копеек.
Взыскать с МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Казачинского района», находящемуся по адресу: с. Казачинское, ул.Советская, <адрес> в бюджет Казачинского района госпошлину за требования имущественного характера -1242 рубля 29 копеек, за требования неимущественного характера -300 рублей, а всего взыскать 1542 рубля 29 копеек.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента вынесения в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Казачинский районный суд. Мотивированное решение вынесено 23 мая 2016 г.
Судья Н.И.Белобородова