Гражданское дело №2-157/2015
Решение
именем Российской Федерации
с.Зырянское 13 июля 2015 года
Зырянский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Воронецкой Н.Ю.,
при секретаре Пономаревой А.С.,
с участием представителя заявителя Рыжкова В.Г.,
представителя заинтересованного лица Болденкова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Зырянское Зырянского района Томской области гражданское дело по заявлению администрации Зырянского района Томской области об оспаривании и отмене распоряжения о проведении внеплановой проверки от ---, предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от ---, представления от ---, составленных отделением надзорной деятельности Зырянского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по /адрес/,
установил:
Администрации Зырянского района Томской области обратилась в суд с заявлением об оспаривании и отмене распоряжения о проведении внеплановой проверки от ---, предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности /номер/ от ---, представления от ---, составленных отделением надзорной деятельности /адрес/ Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по /адрес/.
В обоснование заявленных требований указано, что /дата/ главным государственным инспектором /адрес/ по пожарному надзору Болденковым И.В. на основании распоряжения /номер/ от /дата/ проведена выездная внеплановая проверка администрации /адрес/. По результатам проверки были составлены: акт проверки от /дата/ ---, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара /номер/ от /дата/, представление от /дата/. Последняя плановая проверка была проведена в период с /дата/ по /дата/. В ходе плановой проверки были обнаружены нарушения противопожарной безопасности, которые были отражены в акте проверки и предписаниях, а именно: 2,3 этажи и подвальное помещение не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; сигнализация первого этажа не обеспечена техническим обслуживанием, ответственным за пожарную безопасность – заведующим хозяйством В.В. не пройдено обучение по программе пожарно-технического минимума; не проведена огнезащитная обработка перекрытия. Срок устранения нарушений был определен до /дата/. Все мероприятия, которые возможно было сделать без существенных затрат, были выполнены: В.В. прошел обучение, проведена огнезащитная обработка перекрытий, но в связи с отсутствием денежных средств в бюджете оборудование пожарной сигнализации и проведение обслуживания сигнализации первого этажа не проведено. В нарушение требований ч.21 ст.10 Федерального закона от /дата/ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» главным государственным инспектором Болденковым И.В. было вынесено распоряжение о проведении внеплановой проверки №5, предметом которой являлось не только выполнение предписания органов государственного контроля (надзора), но и соблюдение обязательных требований, а также запрошены документы (акт проведения эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц и ограждений на крыше здания, инструкция о мерах пожарной безопасности, к которой при проведении плановой проверки претензий не было), что указывает на незаконность назначения внеплановой проверки. Кроме того был проверен вновь весь объект проверки – администрация /адрес/ и вся документация. В результате чего были выявлены новые нарушения, которые государственный инспектор мог и был обязан в силу занимаемой должности обнаружить в /дата/, а именно: в помещении подвала эксплуатируются светильники со снятым колпаком - рассеивателем; инструкция о мерах пожарной безопасности разработана не в соответствии с законом, пожарные шкафы в здании администрации изготовлены из горючих материалов, однако когда строилось, сдавалось в эксплуатацию здание, возможно, действовали другие противопожарные нормы; огнетушитель не зафиксирован. Указанные нарушения были вписаны в акт проверки, в новое предписание и представление. Кроме того, до настоящего времени заявитель не получил в полном объеме акт проверки. К акту проверки должна быть приложена фототаблица, которая заявителю не вручалась, хотя является составной частью акта проверки. Считает, что при проведении внепланой проверки должностным лицом были допущены грубые нарушения требований Федерального закона №294 – ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», выразившиеся: в проведении проверки при отсутствии оснований к ее проведению и проведение ее без согласования с органами прокуратуры, истребование документов, не относящихся к предмету проверки, непредставление акта проверки. В связи с чем нарушены права и законные интересы заявителя, так как для устранения нарушений потребуются значительные финансовые затраты, привлечение для выполнения предписания работников администрации. Осуществление финансирования действий, направленных на устранение нарушений, указанных в предписании и представлении потребуют перераспределения бюджетных средств.
Определением Зырянского районного суда /адрес/ от /дата/ производство по делу в части оспаривания представления отделения надзорной деятельности /адрес/ Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по /адрес/ от /дата/ прекращено на основании абз.2 ст.220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с тем, что данное требование не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства.
В судебном заседании представитель заявителя администрации /адрес/ Рыжков В.Г., действующий на основании доверенности от /дата/, требования заявления поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснил, что акт проверки не мог быть вручен главе /адрес/ А.Н. вместе с приложенными к нему документами: фототаблицей, протоколами в отношении В.В., распоряжением /дата/ в ---, поскольку в это же время Болденков И.В. проводил мероприятия по привлечению В.В. к административной ответственности: составлял акт проверки, получал от него объяснение и составлял протоколы об административных правонарушениях. Все эти документы были составлены одновременно, что является грубым нарушением Федерального закона №294-ФЗ. Кроме того проверка могла только по исполнению предписаний, выданных в ходе проведения плановой проверки в /дата/, что прямо указано в законе. Если в ходе проверки по исполнению предписания выявляются новые нарушения, создающие угрозу жизни и здоровью людей, имуществу, то должностное лицо не лишено возможности согласовать проверку с органом прокуратуры и провести новую проверку.
Представитель заинтересованного лица главный государственный инспектор отделения надзорной деятельности /адрес/ Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по /адрес/ Болденков И.В., действующий на основании служебного удостоверения ---, сроком по /дата/ в судебном заседании не согласился с требованиями заявителя, считая оспариваемые акты законными и обоснованными и пояснил, что /дата/ в ходе внеплановой выездной проверки на основании распоряжения /номер/ от /дата/ противопожарного состояния административного здания администрации /адрес/ по адресу: /адрес/ были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Настоящая проверка проводилась с целью контроля за исполнением предписаний по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности: ---, /номер/ от /дата/ и соблюдения требований пожарной безопасности, что указано в распоряжении. В качестве правовых оснований проведения проверки в п.8 распоряжения /номер/ от /дата/ указаны ст.10 Федерального закона от /дата/ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и т.д. В ходе проведения проверки противопожарного состояния администрации /адрес/, находясь на объекте проверялись документы по исполнению п.1 предписания /номер/ от /дата/ (провести огнезащитную обработку), п.1 предписания /номер/ от /дата/ (пройти обучение по программе пожарно-технического минимума) где было установлено, что инструкция о мерах пожарной безопасности не соответствуют требованиям, установленным разделом XVIII Правил. Также же при проверке исполнения пунктов 1,2 предписания /номер/ от /дата/ (оборудовать автоматической пожарной сигнализацией административного здания, обеспечить техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализацией) были выявлены нарушения: пожарные шкафы в здании администрации /адрес/ изготовлены из горючих материалов; ручной огнетушитель, размещенный в коридоре первого этажа, расположен на полу, без его фиксации; в помещениях подвала эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. Считает, что проверка проведена в соответствии с действующим законодательством, выявленные нарушения подтверждаются актом проверки и фототаблицей к нему, нарушений Федерального закона №294-ФЗ не допущено. При проведении проверки присутствовали представители юридического лица, копия акта вместе со всеми приложениями были получены. Акт проверки вручался /дата/ в кабинете главы администрации по адресу: /адрес/. Протоколы об административных правонарушениях вручались В.В. /дата/ по месту нахождения отделения надзорной деятельности /адрес/, то есть по /адрес/ в /адрес/. Все документы подготавливались заранее, поэтому подписание и вручение их состоялось в одно время.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы дела, суд находит заявление администрации /адрес/ необоснованным и неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от /дата/ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В силу ст.6 Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
К органам государственного пожарного надзора отнесены, в том числе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора; структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, созданные для организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов Российской Федерации.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе: запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от организаций и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки; беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю; выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
В соответствии с пунктом 26 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС РФ от /дата/ /номер/ органы МЧС России уполномочены по результатам исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности выдавать предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (предписание об устранении нарушений).
Согласно ст. 37 Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» должностные лица и организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Названным Законом устанавливаются порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (пункт 1 части 2 статьи 1 Закона N 294-ФЗ).
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Пункт 37 Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 г N 375 также устанавливает, что проверка в отношении органов власти и физических лиц -правообладателей проводится на основании распоряжения о проведении проверки, которое подписывается начальником органа ГПН либо его заместителем.
Распоряжение от /дата/ и предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от /дата/ вынесено начальником отделения надзорной деятельности /адрес/ УДН и ПР МЧС России по /адрес/ главным государственным инспектором Болденковым И.В..
Поскольку главный государственный инспектор /адрес/ по пожарному надзору Болденков И.В. является начальником структурного подразделения управления и, соответственно, руководителем органа государственного надзора, то распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки и предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности вынесены уполномоченным лицом.
В соответствии с п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Из материалов дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении В.В. следует, что распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки было вынесено 05.03.2015. С копией распоряжения о проведении проверки глава администрации /адрес/ был ознакомлен в этот же день – /дата/, о чем свидетельствует его подпись в акте проверки и штамп входящей корреспонденции администрации зырянского района /адрес/.
По итогам внеплановой выездной проверки проведенной /дата/ отделением надзорной деятельности /адрес/ ГУ МЧС России по /адрес/ в отношении администрации /адрес/ вынесено предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности /номер/ от /дата/.
Копия предписания была получена главой администрации /адрес/ А.Н. ---, что следует из материалов проверки.
То есть срок обжалования распоряжения от /дата/ истекает /дата/, срок обжалования предписания - /дата/.
С заявлением об оспаривании распоряжения от /дата/ и предписания от /дата/ заявитель обратился /дата/, то есть срок обжалования распоряжения пропущен, срок обжалования предписания не истек.
В процессуальном законодательстве закреплена возможность восстановления срока на подачу жалобы (ч. 2 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Однако заявитель не просил о восстановлении пропущенного срока, доказательств уважительности причин своевременному обращению в суд с указанным заявлением не представил.
С учетом того, что с заявлением об оспаривании распоряжения от /дата/ администрация /адрес/ обратилась в суд после истечения процессуального срока, установленного ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств уважительности причин пропуска данного срока, объективно исключающих возможность обращения в суд с настоящим заявлением в установленный законом срок, в установленном порядке, заявителем не представлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в части оспаривания распоряжения о проведении внеплановой проверки, вынесенного отделением надзорной деятельности /адрес/ ГУ МЧС России по /адрес/ /дата/.
Рассматривая требование заявителя об оспаривании предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности /номер/ суд приходит к следующему выводу.
Основополагающими законодательными актами в области пожарной безопасности являются Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральный закон "О добровольной пожарной охране" и Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", устанавливающий основные положения технического регулирования в указанной сфере и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу части 2 статьи 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу пункта 4 Приказа МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади.
Согласно п.63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 (далее Правила противопожарного режима) руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).
В соответствии с п.2 Правил противопожарного режима в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории В1 производственного и складского назначения.
Согласно п.57 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год).Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении. Пожарные шкафы (за исключением встроенных пожарных шкафов) крепятся к несущим или ограждающим строительным конструкциям, при этом обеспечивается открывание дверей шкафов не менее чем на 90 градусов.
В соответствии с п.480 Правил противопожарного режима огнетушители, размещенные в коридорах, проходах, не должны препятствовать безопасной эвакуации людей. Огнетушители следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 метра.
Согласно п.2.3.4 ГОСТа 12.4.009-83* ССБТ «Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание» огнетушители должны размещаться в легкодоступных и заметных местах, где исключено попадание на них прямых солнечных лучей и непосредственное (без заградительных щитков) воздействие отопительных и нагревательных приборов. Ручные огнетушители должны размещаться: навеской на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя и на расстоянии от двери, достаточном для ее полного открывания; установкой в пожарные шкафы совместно с пожарными кранами, в специальные тумбы или на пожарные щиты и стенды.
В силу п.6.7 НПБ 166-97 «Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание» огнетушители, имеющие полную массу менее 15 кг, должны быть установлены таким образом, чтобы их верх располагался на высоте не более 1,5 м от пола; переносные огнетушители, имеющие полную массу 15 кг и более, должны устанавливаться так, чтобы верх огнетушителя располагался на высоте не более 1,0 м. Они могут устанавливаться на полу, с обязательной фиксацией от возможного падения при случайном воздействии.
Согласно подп.в п.42 Правил противопожарного режима запрещается обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
Из представленных материалов следует, что в период с /дата/ по /дата/ отделением надзорной деятельности /адрес/ управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по /адрес/ проведена плановая выездная проверка в отношении администрации /адрес/. В ходе проведения проверки были выявлены нарушения обязательных требований и вынесены предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности ---, /номер/ от /дата/ с указанием срока устранения нарушений, а именно: 2,3 этажи, подвальные помещения здания не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, срок устранения – /дата/; не обеспечено техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализацией, установленной на 1 этаже здания, срок устранения – /дата/; лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности на объекте, не пройдено обучение по программе пожарно-технического минимума, срок устранения – /дата/; не организовано устранение нарушений огнезащитных покрытий (обмазок) строительных конструкций крыши здания, срок устранения – /дата/.
/дата/ начальником отделения надзорной деятельности /адрес/ Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по /адрес/ главным государственным инспектором Болденковым И.В. издано распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении администрации /адрес/ с целью контроля за исполнением предписаний по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности: ---. Предметом проверки является: соблюдение обязательных требований; выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Срок проведения проверки установлен – 20 рабочих дней, период проверки – с /дата/ по /дата/. Установлен перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки: приказ, распоряжение о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объекта защиты; акты проведения эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц и ограждений на крыше здания, инструкция о мерах пожарной безопасности, документы, свидетельствующие об обучении пожарно-техническому минимуму руководителя или лица, исполняющего его обязанности; работников, ответственных за пожарную безопасность организации и проведение противопожарного инструктажа.
/дата/ главным государственным инспектором /адрес/ по пожарному надзору Болденковым И.В. проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации /адрес/. В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований и факты невыполнения п.п.1,2 предписания /номер/ от /дата/, а именно: 2,3 этажи, подвальные помещения здания не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; не обеспечено техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализацией, установленной на 1 этаже здания; инструкция о мерах пожарной безопасности не соответствует требованиям, установленным разделом 18 Правил противопожарного режима в Российской Федерации; пожарные шкафы в здании администрации /адрес/ изготовлены из горючих материалов; ручной огнетушитель, размещенный в коридоре первого этажа, расположен на полу, без его фиксации; в помещениях подвала эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями) предусмотренными конструкцией светильника.
По итогам проверки главе администрации /адрес/ вынесено предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности /номер/ от /дата/ с предоставлением срока устранения нарушений, а именно: в срок до /дата/ оборудовать автоматической пожарной сигнализацией 2,3 этажи, подвальные помещения здания; в срок до /дата/ обеспечить техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализацией здания администрации /адрес/; в срок до /дата/ выполнить инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствии с разделом ХVIII Правил противопожарного режима в Российской Федерации; в срок до /дата/ выполнить пожарные шкафы в здании администрации /адрес/ из не горючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении; в срок до /дата/ ручной огнетушитель, размещенный в коридоре первого этажа, разместить путем навеской на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м. от уровня пола до нижнего торца огнетушителя и на расстоянии от двери, достаточном для ее полного открывания либо установкой в пожарные шкафы совместно с пожарными кранами в специальные тумбы или на пожарные щиты и стенды; в срок до /дата/ оборудовать в помещениях подвала эксплуатируемые светильники колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников.
Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Оспаривая предписание, заявитель ссылается на допущение надзорным органом грубых нарушений при проведении внеплановой выездной проверки.
Согласно ст.6.1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности требований пожарной безопасности.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе истечение срока исполнения организацией выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности.
Согласно п.1 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон №294-ФЗ от 26.12.2008) предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Согласно п.4 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
В силу п.16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Согласно п.п.1,2 ст.12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
В силу п.1 ст.13 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать 20 рабочих дней.
В соответствии с п.1, подп.5 п.2 ст.14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами.
Согласно п.п.1,4 ст.16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
Как установлено в судебном заседании выездная внеплановая проверка проведена основании распоряжения руководителя отделения надзорной деятельности /адрес/ Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по /адрес/ по месту нахождения администрации /адрес/, предметом проверки являлся контроль за выполнением ранее выданных предписаний, а также проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности. В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований и частичное неисполнение предписания. По результатам проверки составлен акт и вынесено предписание об устранении выявленных нарушений с установления срока их устранения.
Распоряжение о проведении проверки было получено администрацией /адрес/ /дата/, то есть более чем за 24 часа до дня проведения проверки, установленные формы распоряжения и акта должностным лицом соблюдены, проверка проведена в пределах указанного в распоряжении срока, установленный законом предельный 20-дневный срок проведения проверки соблюден. При проведении проверки присутствовал, в том числе глава администрации /адрес/ А.Н., копия акта со всеми приложенными к нему документами вручена главе администрации /адрес/ А.Н..
Согласно п.1 ст.20 Федерального закона от /дата/ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Однако оценивая вышеизложенное, суд считает, что в рассматриваемом случае должностным лицом отделения надзорной деятельности /адрес/ Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по /адрес/ таких нарушений не допущено, положения Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 контролирующим органом соблюдены.
Доводы заявителя о том, что должностным лицом при проведении внеплановой проверки были допущены грубые нарушения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ " в части выявления новых нарушений требований пожарной безопасности, не указанных в ранее выданном предписании и истребования документов, не относящихся к предмету проверки являются необоснованными, поскольку из положений Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 28.06.2012 №375 следует, что при выявлении в ходе проведения внеплановой проверки с целью контроля выполнения предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия новых нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо обязано принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ также не следует вывод о том, что если целью внеплановой проверки является контроль за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, то выявление иных нарушений свидетельствует о проведении новой проверки.
Исходя из положений ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ проверяется деятельность лица, соблюдение им обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в данном случае – соблюдение требований пожарной безопасности. Данное обстоятельство подтверждается и пунктом 6 распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки администрации /адрес/ от 05.03.2015, согласно которому, предметом проверки является как выполнение предписаний органа государственного контроля (надзора), так и соблюдение обязательных требований пожарной безопасности.
Таким образом, проведение проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности администрацией /адрес/ в занимаемых им помещениях и истребование документов с целью проверки соблюдения требований пожарной безопасности, не свидетельствует о том, что проверка проведена в отсутствие оснований для ее проведения с превышением пределов полномочий, предоставленных должностному лицу. Если при проведении проверки исполнения ранее выданного предписания проверяющий орган непосредственно выявит новые нарушения, он в соответствии с установленными задачами и функциями вправе их фиксировать и требовать устранения.
Несостоятельным является и довод заявителя о том, что проведение внеплановой проверки необходимо было согласовать с органами прокуратуры, поскольку такое согласование в соответствии с п.5 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ необходимо лишь в случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи.
Суд не принимает во внимание и довод заявителя о том, что заявителю не представлен акт проверки, поскольку он опровергается актом проверки от /номер/ от /дата/ из которого следует, что глава администрации /адрес/ А.Н. /дата/ с актом проверки ознакомлен, копию акта со всеми приложениями, в том числе, фототаблицу получил.
Довод защитника о том, что акт проверки, объяснение В.В., протоколы об административном правонарушении в отношении В.В. не могли быть составлены и вручены должностным лицом в одно и то же время в /дата/ /дата/ в связи с чем, являются незаконными, не может служить основанием для отмены предписания, поскольку указанное обстоятельство не является грубым нарушением требований законодательства. Как следует из пояснений должностного лица, протоколы об административных правонарушениях, объяснение В.В. и акт проверки составлялись и вручались в одно время. Акт проверки с приложенными к нему документами был получен главой администрации /адрес/ А.Н. /дата/, о чем свидетельствует его подпись в акте проверки. Подлинность подписи А.Н. представителем заявителя в судебном заседании не оспаривалась. При таких обстоятельствах указание одного и того же времени в документах суд признает как техническую описку. Кроме того, составление указанных документов не требует больших временных затрат, и после их составления могли быть вручены главе администрации /адрес/.
Несостоятельным является и довод защитника о том, что был вновь проверен весь объект – администрация /адрес/, поскольку проведение выездная проверки (как плановой, так и внеплановой) по месту нахождения юридического лица не противоречит п.2 ст.12 Федерального закона от /дата/ N 294-ФЗ.
Исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При таких обстоятельствах суд считает, что предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности /номер/ от /дата/, вынесенное отделением надзорной деятельности /адрес/ Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по /адрес/ в отношении администрации /адрес/ является законным и обоснованным, в связи с чем, считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199,258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ /░░░░░/ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ /░░░░░/ ░░ /░░░░/, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ /░░░░/ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ /░░░░░/ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ /░░░░░/ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ /░░░░░/ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ /░░░░░/.
░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░.░.