Дело №2-2077/2016
РЕШЕН И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 сентября 2016г. Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Андриенко И.А., при секретаре Юнусовой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искупрокурора ЗАТО г. Железногорск Красноярского края в Дзасохова А.Е., к Администрации ЗАТО г.Железногорск Красноярского краяо предоставлении специализированного жилого помещения на условиях договора найма,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор ЗАТО г. Железногорск Красноярского края обратился в суд в интересах Дзасохова А.Е. с иском к Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края (далее – Администрация ЗАТО г.Железногорск)о предоставлении специализированного жилого помещения на условиях договора найма. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведения прокурорской проверки исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на дополнительную защиту, установлено, что Дзасохова А.Е., ДД.ММ.ГГГГгода рождения в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей. Ее одинокая мать – ФИО1 на основании решения <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ былалишена родительских прав в отношении своих детей, в том числе и в отношении Дзасохова А.Е.. Решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам от ДД.ММ.ГГГГ. Дзасохов А.Е. поставлен на учет нуждающихся в жилье детей-сирот.Внастоящее время Дзасохов А.Е. завершил обучение в КГОУ СПО «(....) и проживает в доме граждан (....), не являющихся ему родственниками. Ссылаясь на положения ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 (в ред. от 20.12.2012) «О защите прав ребенка», истец просит обязать Администрацию ЗАТО Железногорск предоставить Дзасохову А.Е. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения исходя из общей площади 33 квадратных метра, с допусками, установленными ч. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка».
Старший помощник прокурора ЗАТО г. Железногорск –Быков А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, настаивал на его удовлетворении.
Истец Дзасохов А.Е. в судебном заседании исковое заявление поддержал, просил удовлетворить заявленные в его интересах требования в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации ЗАТО Железногорск Кориневская Е.Д. (полномочия по доверенности) в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала. При этом полагала, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходным обязательством субъекта РФ. Кроме того, пояснила, что финансовые средства, необходимые для осуществления Администрацией ЗАТО Железногорск государственных полномочий по обеспечению Дзасохова А.Е. жилым помещением специализированного жилищного фонда в бюджет ЗАТО Железногорскне поступали.
Представитель третьего лица - Министерства образования и науки Красноярского края, извещенный надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился. От представителя Министерства образования и науки Красноярского края-Шрайнер Н.Б. (полномочия подтверждены доверенностью) в суд поступили возражения на исковое заявление, в котором представитель третьего лица возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку право Дзасохова А.Е. на предоставление жилья не может быть реализовано в нарушение установленного порядка обсечения детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, определенного законодательством Красноярского края, в нарушение законных прав и интересов других лиц, имеющих аналогичный статус и вставших на учет ранее. Кроме того, действующее законодательство ограничительных и обязательных сроков предоставления жилья данной категории лиц не содержит.
В силуст. 167 ГПК РФсуд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Выслушав стороны, изучив доводы искового заявления, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. "ж", п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилыхпомещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным выше лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2 пункта 1 статьи 8).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3 пункта 1 статьи 8).
Из приведенных норм действующего федерального законодательства следует, что условиями предоставления жилых помещений лицам, отнесенным к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, является нуждаемость их в жилых помещениях, достижение совершеннолетия.
Согласно положениям ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.200г. №12-961«О защите прав ребенка» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Решение о предоставлении лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии в срок не позднее 30 дней со дня достижения им возраста 18 лет либо по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях при наличии его письменного заявления.
Предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.
Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным законом края.
Уполномоченные органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем приобретения в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений, в том числе участия в долевом строительстве, за счет средств субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов края из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров.
Законом Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка".
В силу ст. 1 данного Закона государственные полномочия включают в себя, помимо прочего, приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Перечень муниципальных образований, исполнительные органы которых наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, содержится в приложении к Закону края от 24 декабря 2009 года N 9-4225.
Муниципальное образование ЗАТО Железногорск Красноярского края входит в указанный перечень.
В судебном заседании установлено, что Дзасохов А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в малолетнем возрасте остался без попечения родителей.Решением <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ его одинокая мать - ФИО1 была лишена родительских прав в отношении своих детей, в том числе отношении Дзасохова А.Е., ребенок былпередан Органу опеки и попечительства администрации <адрес> устройства его дальнейшей судьбы.
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2, ФИО2 назначены опекунами Дзасохова А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
<адрес>вой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам от ДД.ММ.ГГГГ Дзасохов А.Е. поставлен на учет нуждающихся в жилье детей-сирот. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер его очереди – №
Согласно сообщению Управления Росреестра по <адрес>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о правах Дзасохова А.Е. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.
Таким образом, представленными документами подтверждается факт нуждаемости Дзасохова А.Е. в жилом помещении.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Дзасохов А.Е. имеет право на предоставление жилья в соответствии с законодательством о дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в несовершеннолетнем возрасте он остался без попечения родителей, не имеет закрепленных за ним жилых помещений, достиг возраста 18 лет, сДД.ММ.ГГГГ состоит на учете лиц вышеуказанной категории, нуждающихся в предоставлении жилья. Обязанность по предоставлению жилого помещения в соответствии с нормами действующего законодательства возложена на органы местного самоуправления, однако данная обязанность ответчиком – Администрацией ЗАТО Железногорск не исполнена, до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда Дзасохову А.Е. не предоставлено.
Суд принимает во внимание, что ни глава 10 Жилищного кодекса РФ, регламентирующая порядок и условия предоставления специализированных жилых помещений, ни статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ не предусматривают предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке очередности. Предоставление Дзасохову А.Е. жилого помещения при соблюдении условий, предусмотренных федеральным законом, не может быть поставлено в зависимость от даты включения его в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, и наличия других лиц, включенных в соответствующий список ранее истца, поскольку иное нарушало бы реализацию права Дзасохова А.Е. на получение предусмотренных законом дополнительных гарантий.
Доводы представителя ответчика Администрации ЗАТО г.Железногорск об отсутствии финансирования для обеспечения жилым помещением Дзасохова А.Е. не могут служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. Вопросы предоставления денежных средств для исполнения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, относятся к сфере межбюджетных отношений, решаются в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ.
Физическое лицо, в частности, Дзасохов А.Е., субъектом этих отношений являться не может. Порядок выделения денежных средств для приобретения органами местного самоуправления жилых помещений и предоставления их лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулирован законами, указанными выше.
Принимая во внимание, что Дзасохов А.Е. относится к категории детей-сирот, он достиг возраста 18 лет, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, в надлежащем порядке включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на момент рассмотрения дела жилым помещением Дзасохов А.Е. не обеспечен, суд приходит к выводу о возложении на Администрацию ЗАТО г.Железногорск Красноярского края обязанность предоставитьДзасохову А.Е. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее нормы предоставления жилого помещения, предусмотренной на территории Красноярского края.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора ЗАТО г.Железногорск Красноярского края удовлетворить.
Обязать Администрацию ЗАТО г.Железногорск Красноярского края предоставить Дзасохову А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения исходя из общей площади 33 квадратных метра с допусками, установленными пунктом 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, то есть с 12 сентября 2016года, путем подачи жалобы в Железногорский городской суд.
Судья Железногорского городского суда И.А. Андриенко