Судья – Третьяков Д.В. Дело № 2-659-33-2529/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 октября 2019 года Великий Новгород
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Бобряшовой Л.П.,
судей Тарасовой Н.В. и Хухры Н.В.,
при секретаре Королевой А.А.,
с участием прокурора Степановой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобряшовой Л.П. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Парфинского муниципального района Новгородской области на решение Старорусского районного суда Новгородской области от 16 июля 2019 года по иску заместителя прокурора Парфинского района в интересах Григорьевой Е.В. к Администрации Парфинского муниципального района об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л а :
Заместитель прокурора Парфинского района обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснование, что Григорьева Е.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
Судом по делу принято вышеуказанное решение, которым иск прокурора Парфинского района удовлетворен, на Администрацию Парфинского муниципального района возложена обязанность предоставить Григорьевой Е.В. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение не менее нормы предоставления площади жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в девятимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Администрация указывает на то, что в настоящее время исполнить решение суда невозможно в связи с отсутствием в собственности муниципального образования жилых помещений специализированного жилищного фонда, свободных от прав третьих лиц. Из областного бюджета выделены денежные средства на приобретение в 2019 году 10 жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем, закупки для муниципальных нужд Администрация района осуществляет в соответствии с графиком закупок, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ. Для проведения предусмотренных законодательством процедур требуется определенное время. Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности исполнения решения суда. С учетом изложенного в жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения, установив Администрации срок исполнения решения суда, в пределах которого возможно провести все предусмотренные законодательством процедуры.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Парфинского района приведенные ответчиком доводы считает несостоятельными и просит решение суда оставить без изменения.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. Руководствуясь ч.3 ст. 167 и ч.1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора Степанову Е.И., полагавшую решение суда в части установления даты исполнения решения суда изменить, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Григорьева Е.В., <...>, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её отец Курочкин В.Н. умер <...>, а мать Григорьева В.А. решением Старорусского районного суда Новгородской области от 09 июня 2011 года лишена родительских прав в отношении дочери.
Как следует из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, у Григорьевой Е.В. жилых помещений в собственности либо на ином праве не имеется.
С 08 декабря 1998 года Григорьева Е.В. зарегистрирована по адресу: <...>, где кроме неё зарегистрированы еще 3 человека.
Приказом департамента образования и молодежной политики Новгородской области от 10 октября 2014 года №1021 Григорьева Е.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения).
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ч. 1 ст. 11 областного закона Новгородской области от 05.09.2014 года № 618-ОЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей» право на однократное обеспечение по месту жительства на территории Новгородской области благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим областным законом в порядке, установленном Администрацией области, имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Согласно ч.1,2 ст. 1 Областного закона от 24.12.2013 года № 431-ФЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01 января 2014 года, органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан, в том числе по приобретению и (или) строительству, в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений в целях включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения на срок не более пяти лет.
В силу приведенных положений закона, суд пришел к правильному выводу, что обеспечение жилыми помещениями лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны осуществлять органы местного самоуправления по месту их жительства.
При таком положении, учитывая, что Григорьева Е.В., оставшаяся без родительского попечения, принятая на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающийся в жилом помещении, жильем не обеспечена, суд правомерно признал право истца на получение жилого помещения нарушенным и обязал Администрацию Парфинского муниципального района предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления, установленной для региона.
При этом суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку реализация прав Григорьевой Е.В. на предусмотренную действующим законодательством меру по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от наличия в собственности Администрации жилых помещений, то исковые требования являются правомерными и подлежащими удовлетворению.
Проверяя правильность судебного акта по доводам апелляционной жалобы в части несогласия с указанием в решении девятимесячного срока, в который истцу ответчиком должно быть предоставлено жилое помещение, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в соответствии со ст.210 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Кроме того, положения Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также принятые во исполнение данного закона нормы Областного закона от 24.12.2013 года № 431-ФЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областного закона Новгородской области от 05.09.2014 года № 618-ОЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей» не содержат указания на срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено названной категории граждан, что означает, что оно должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего права.
Таким образом, в данном случае у суда первой инстанции не имелось предусмотренных законом оснований для установления конкретного срока исполнения решения в порядке ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым решение суда в части установления срока его исполнения изменить, исключив из резолютивной части решения указания на срок, в течение которого Администрация обязана предоставить жилое помещение.
Вместе с тем, приведенные Администрацией Парфинского муниципального района в апелляционной жалобе обстоятельства в соответствии со ст. 203 ГПК РФ могут являться основанием для отсрочки исполнения решения суда на испрашиваемый срок.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Старорусского районного суда Новгородской области от 16 июля 2019 года изменить, исключив из резолютивной части решения указание на девятимесячный срок, в течение которого Администрация Парфинского муниципального района обязана предоставить жилое помещение.
В остальной части то же решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Парфинского муниципального района – без удовлетворения.
Председательствующий: Л.П. Бобряшова
Судьи: Н.В. Тарасова
Н.В. Хухра