.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2014г. Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Морозовой Г.В.,
при секретаре Спириной Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам КГКУ "Красноярское лесничество" к Бубенину Г.Г. о признании права отсутствующим, о прекращении права собственности,
У С Т А Н О В И Л :
КГКУ "Красноярское лесничество" обратилось в суд с иском к Бубенину Г.Г., в котором просит признать отсутствующим и прекратить зарегистрированное право собственности ответчика на объект недвижимости: жилой дом, расположенный по <адрес>.
КГКУ «Красноярское лесничество» также обратилось в суд с иском к Бубенину Г.Г., в котором просит (с учетом поданных уточнений) прекратить право собственности ответчика на недвижимое имущество – земельный участок, расположенный по <адрес>.
Свои требования истец мотивирует тем, что на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом №07-2036р от 22.12.2006г. в государственную собственность Красноярского края переданы федеральные государственные учреждения (лесхозы), как имущественные комплексы. Согласно Приказу Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края №06-1874п от 15.12.2008г. в государственную собственность Красноярского края передано нежилое помещение №1 (литера А) общей площадью 31,9 кв.м., находящееся по <адрес>.
Указанное имущество закреплено за КГКУ «Красноярское лесничество» на праве оперативного управления.
Приказом Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края №06.2017п от 24.12.2007г. за КГУ «Красноярское управление лесами» на праве оперативного управления закреплено имущество: квартира № в доме-кордоне, общей площадью 54,10 кв.м., расположенная по <адрес>.
Приказом Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края №11-987п от 05.08.2013г. квартира №2 в доме-кордоне по вышеуказанному адресу была изъята в государственную казну Красноярского края и закреплена на праве оперативного управления за КГКУ «Красноярское лесничество».
Указанный дом-кордон состоит из 2 помещений: помещение № – нежилое помещение (контора Кедрового участкового лесничества) площадью 31,9 кв.м. и квартира № – жилое помещение площадью 54,1 кв.м., оба помещения с момента образования используются КГКУ «Красноярское лесничество».
Однако, из полученной истцом выписки от 19.04.2013г. истцу стало известно, что право собственности на жилое помещение общей площадью 120, 4 кв.м., находящееся по вышеуказанному адресу, зарегистрировано за Бубениным Г.Г.
Ссылаясь, помимо прочего, на положения статьи 154 части 11 ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ, истец указывает, что вышеуказанное имущество, как часть имущественного комплекса, с 2006г. является государственной собственностью Красноярского края, поэтому регистрация за ответчиком указанного же имущества на праве собственности в 2013г. является незаконной, поскольку имелись противоречия в представленных документах между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Право собственности Красноярского края на помещение № по <адрес> было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Дом кордон существует с 1973г., имеет целевое назначение, создавался для осуществления в нем функций лесничества, представляет собой административное офисное помещение, которое числится в реестре краевой собственности, состоит из помещения № и ДД.ММ.ГГГГ, однако истец не может зарегистрировать право собственности на помещение №2, так как за ответчиком зарегистрировано право собственности на весь дом кордон, а также право собственности на земельный участок, на котором находится дом кордон.
Ссылаясь на положения Земельного кодекса РСФСР (1991г.), Земельного кодекса РФ, ст. 7 ФЗ от 25.01.2001г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», истец утверждает, что у Красноярского края с момента передачи ему объекта недвижимости – дом кордон возникло право собственности на земельный участок, на котором он расположен, необходимый для использования этого объекта.
У ответчика отсутствовали основания для регистрации права собственности на земельный участок, так как земельный участок ответчику надлежащим образом не передавался, статья 36 ЗК РФ не допускает возможности предоставления земельного участка, расположенного под объектом недвижимости и необходимого для его использования, несобственнику этого объекта.
Определением Железногорского городского суда от 28 апреля 2014г. гражданские дела по искам КГКУ «Красноярское лесничество» объединены в одно производство.
Представители истца Кубрак Т.А., Корнеева О.И. (полномочия на основании доверенности) в судебном заседании на исковых требованиях настаивали, сославшись на изложенные в исковых заявлениях доводы.
Ответчик Бубенин Г.Г., надлежащим образом и своевременно извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. В своем заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик, согласно представленным им возражениям, исковые требования не признает. Ответчик указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял в должности лесничего Кедрового лесничества. ДД.ММ.ГГГГ Есаульской сельской администрацией ему выдано свидетельство на право собственности на землю, площадью 0,30 га, расположенную по <адрес>. На основании документов, подтверждающих его право собственности на землю, он зарегистрировал свое право собственности и, более того, ДД.ММ.ГГГГ профсоюзным комитетом Красноярского лесхоза, что подтверждается протоколом, принято решение о выделении ему квартиры, в которой на тот момент он проживал уже около 5 лет. Жилое помещение не принадлежит, таким образом, истцу с ДД.ММ.ГГГГ Ответчик полагает, что на основании указанных документов законно было зарегистрировано его право собственности на жилой дом и на земельный участок.
По мнению ответчика, земельный участок, на котором расположена нежилая часть дома – это отдельный земельный участок, истец имеет право регистрировать его или нет, к его имуществу это никакого отношения не имеет.
Представитель 3-го лица – Железногорского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Созинова О.О. (полномочия на основании доверенности) в судебном заседании по существу заявленных требований полагалась на усмотрение суда, сославшись на письменные пояснения, согласно которым, орган Россреестра полагает произведенные регистрационные действия в отношении спорного имущества законными.
Представитель 3-го лица – Агентства по управлению государственным имущество Красноярского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки и их уважительности суд не уведомил. Как следует из содержания представленного суду отзыва на исковое заявление, третье лицо поддерживает исковые требования о признании права собственности Бубенина Г.Г. на недвижимое имущество отсутствующим.
Представитель 3-го лица – Администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки и их уважительности суд не уведомил.
Выслушав и изучив доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом №07-2036р от 22.12.2006г. осуществлена безвозмездная передача федеральных государственных учреждений (лесхозов), как имущественных комплексов, в государственную собственность Красноярского края.
Согласно акту от 10.01.2007г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю передало, а Совет администрации Красноярского края принял в собственность имущественные комплексы федеральных государственных учреждений (лесхозов), Федеральное государственное учреждение «Красноярский лесхоз», в частности.
В Приложении к Акту в составе объектов, учитываемых на момент передачи имущества и подлежащих передаче, указан Дом Кордон (контора) по <адрес>.
Согласно ПриказуАгентства по управлению государственным имуществом Красноярского края №06-1874п от 15.12.2008г. государственной собственностью Красноярского края являются: нежилое помещение ДД.ММ.ГГГГ (литера А) общей площадью 31,9 кв.м., находящееся по <адрес>.
Согласно свидетельствам ДД.ММ.ГГГГг. на указанное имущество зарегистрировано право собственности - за Красноярским краем, за КБУ «Красноярское лесничество» зарегистрировано право оперативного управления.
Приказом Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края №06.2017п от 24.12.2007г. за КГУ «Красноярское управление лесами» на праве оперативного управления закреплено имущество: квартира № в доме-кордоне, расположенная по <адрес>.
Приказом Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края №11-987п от 05.08.2013г. квартира №2 в доме-кордоне по вышеуказанному адресу изъята в государственную казну Красноярского края и закреплена на праве оперативного управления за КГКУ «Красноярское лесничество».
Согласно свидетельствам ДД.ММ.ГГГГг. за Бубениным Г.Г. на основании свидетельства на праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 2445, 85 кв.м., расположенный по <адрес>.
Согласно свидетельству ДД.ММ.ГГГГг. за Бубениным Г.Г. зарегистрировано право собственности на жилой дом, общей площадью 120,4 кв.м. по <адрес>. Документы-основания: кадастровый паспорт здания от ДД.ММ.ГГГГ., свидетельство на право собственности на землю, бессрочного постоянного пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец, со ссылкой на принадлежность земельного участка и расположенного на нем домаКрасноярскому краю, просит прекратить право собственности ответчика на это недвижимое имущество.
Суд не может согласиться с доводами ответчика, требующего отказать в иске по основаниям пропуска истцом срока исковой давности.
Согласно ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно ст. 196 ГК РФ Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 200 ГК РФ (в редакции ФЗ от 02.11.2013, действующей на момент разрешения спора) если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Из представленных суду документов следует, что право собственности ответчика на спорное имущество (на земельный участок и расположенный на нем дом) зарегистрированоДД.ММ.ГГГГг.
Таким образом, истец о нарушении своего права не мог знать ранее указанной даты, обратился в суд за защитой права ДД.ММ.ГГГГ., таким образом, срок исковой давности истцом не пропущен.
Кроме того, согласно абз. 5 ст. 208 ГК РФ на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ), срок исковой давности не распространяется.
В целях правильного разрешения спора суд учитывает законодательство, действовавшее в период со дня возникновения у истца прав в отношении расположенного на земельном участке недвижимого имущества – Дома Кордона, принадлежавшего Красноярскому механизированному лесхозу (позднее, после реорганизации – КБУ «Красноярское лесничество», КГКУ «Красноярское лесничество»), в том числе, Земельный кодекс РСФСР от 1 июля 1970 года (далее – ЗК РСФСР от 01.07.1970), земельное законодательство, которым регламентировались земельные правоотношения в последующем: Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991г. (далее – ЗК РСФСР от 25.04.1991), Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы», Закон РСФСР от 23.11.1990г. №374-1 «О земельной реформе», положения Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001г.
Из представленного суду технического паспорта, составленного в 2003г., следует, что год постройки спорной недвижимости (дома-кордона) – 1973, общая площадь здания - 120,4 кв.м., площадь квартиры составляет 52,7 кв.м., площадь нежилого помещения №1 – 31,9 кв.м.
В справке Красноярского механизированного лесхоза, датированной 17 марта 1993г., указано, что дом кордон в <адрес> является собственностью Красноярского мехлесхоза Кедрового лесничества.
Решением исполнительного комитета Емельяновского районного Совета депутатов трудящихся от 08.04.1976г. № жилому помещению, расположенному в доме кордоне в <адрес>, придан статус служебного.
Ответчик, как на основание возникновения права собственности на земельный участок площадью 2445, 85 кв.м. ссылается на свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Есаульской сельской администрацией.
Оценивая установленные обстоятельства в совокупности, суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что право собственности на земельный участок и расположенное на нем строение было зарегистрировано на законных основаниях.
Статьей 3 ЗК РСФСР от 01.07.1970 устанавливалась только государственная собственность на землю, земля состояла в исключительной собственности государства и предоставлялась только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на землю, запрещались.
В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 исполнительные комитеты сельских Советов народных депутатов предоставляли земельные участки из земель, не входящих в состав землепользования колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, в пределах сельских населенных пунктов. Исполнительные комитеты поселковых Советов народных депутатов предоставляли земельные участки из земель поселков.
В соответствии со ст. 56 того же Земельного кодекса РСФСР из земель, предоставленных в пользование совхозу или иному государственному сельскохозяйственному предприятию, организации и учреждению для сельскохозяйственных нужд, в соответствии с утвержденным проектом внутрихозяйственного землеустройства выделяются и отграничиваются в натуре приусадебные земли, предназначенные для предоставления рабочим и служащим приусадебных земельных участков.
Согласно со ст. 64 Земельного кодекса РСФСР (1970 г.) совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, организации и учреждения предоставляют приусадебные земельные участки или огороды из земель, предназначенных для этих целей, постоянным рабочим и служащим, а также учителям, врачам и другим специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, предоставление приусадебных земельных участков или огородов производится на основании решения администрации совхоза, предприятия, организации и учреждения.
В соответствии со ст. 65 ЗК РСФСР (1970 г.) рабочим, служащим, пенсионерам и инвалидам, проживающим в сельской местности, при наличии свободных приусадебных земель в колхозах, совхозах, других государственных сельскохозяйственных предприятиях, организациях и учреждениях приусадебные участки могут предоставляться соответственно по решению общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных либо администрации совхоза, предприятия, организации и учреждения, утверждаемому исполнительным комитетом сельского Совета народных депутатов.
Из ст. 88 ЗК РСФСР следовало, что при передаче зданий и сооружений от одних предприятий, организаций и учреждений другим вместе с этими объектами переходило и право пользования земельным участком, необходимым для обслуживания передаваемых зданий и сооружений.
Такие же положения содержались и в статье 37 ЗК РСФСР от 25.04.1991г.
В силу ст. 102, ст. 103 ЗК РСФСР в пределах сельских населенных пунктов сельский Совет народных депутатов осуществляет контроль за предоставлением всех земельных участков и принимает решения о предоставлении земельных участков из земель, не входящих в состав землепользования колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий.
Земельные участки в пределах сельского населенного пункта, закрепленные за колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями, используются ими под застройку жилыми, культурно-бытовыми, производственными постройками и сооружениями, а также для приусадебного землепользования в соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, другим законодательством Союза ССР, статьями 50 - 54, 56, 57, 60 - 73 настоящего Кодекса и иным законодательством РСФСР. Размещение на этих землях жилых, культурно-бытовых, производственных построек и сооружений производится по согласованию с исполнительными комитетами сельских Советов народных депутатов.
Земельные участки могли предоставляться гражданам во временное или бессрочное пользование. Бессрочным признавалось землепользование без заранее установленного срока (ст. 11 ЗК РСФСР 1970 года). На праве постоянного (бессрочного) пользования выделялись земельные участки только для ИЖС, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, индивидуального садоводства.
Статьей 14 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 также было предусмотрено, что земельные участки предоставляются гражданам во временное пользование по договору на право временного пользования земельным участком, который регистрируется в соответствующем Совете народных депутатов
На основании ст. 7 ЗК РСФСР (25.04.1991) граждане РСФСР в соответствии с настоящим Кодексом имеют право по своему выбору на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков для: ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах, поселках и сельских населенных пунктах; садоводства; огородничества; животноводства; иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства.
Гражданам РСФСР и других союзных республик земельные участки в пожизненное наследуемое владение или в аренду предоставляются для: индивидуального или коллективного дачного строительства; строительства коллективных и индивидуальных гаражей; предпринимательской деятельности и иных не запрещенных законом целей.
Передача земельных участков в собственность граждан производится местными Советами народных депутатов за плату и бесплатно.
Бесплатно земельные участки передаются в собственность граждан:
для крестьянского (фермерского) хозяйства - в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе в расчете на одного работающего в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе);
для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в сельской местности - в пределах норм, устанавливаемых в соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса;
для садоводства и животноводства - все ранее предоставленные земельные участки, а также вновь предоставляемые для этих целей малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли.
Согласно положениям Закона РСФСР о земельной реформе: в собственность граждан могут передаваться земельные участки для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, а также иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства. На этих земельных участках собственник вправе возвести жилой дом и хозяйственные постройки (ст. 4).
Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991г. предусматривалась приватизация земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которая осуществлялась в соответствии с действующим законодательством и настоящим указом.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, подают заявление в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков. В заявлении должны быть указаны цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение.
Согласно статьи 7 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплено единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому следует, что все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Земельного кодекса РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 названного Кодекса.
В силу п. 3 ст. 33 Земельного кодекса РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Согласно ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
В соответствии с Общим положением о лесхозах, лесокомбинатах и леспромхозах Министерства лесного хозяйства РСФСР, утвержденным Приказом Минлесхоза РСФСР от 08 января 1971 №6, лесхозы, лесокомбинаты и леспромхозы Министерства лесного хозяйства РСФСР являлись предприятиями, осуществляющими в лесах государственного значения комплекс производственных, лесохозяйственных и лесозаготовительных работ, а также переработку древесины.
Согласно пункту 10 Положения лесхозы делились на лесничества, а лесничества на лесохозяйственные участки и обходы.
В непосредственном ведении лесхозов, а также лесокомбинатов и леспромхозов, осуществляющих ведение лесного хозяйства, находились, помимо прочего, здания, строения и сооружения производственного, жилищного, культурно-бытового и технического характера (п.3 Положения).
Согласно Общему положению о лесхозах Федеральной службы лесного хозяйства (действовавшему до 1998г.), утвержденномуПриказом Рослесхоза от 10 сентября 1993 года №238, во владении лесхозов находятся (п.5.1):основные производственные и непроизводственные фонды.
Имущество и средства лесхозов отражаются на их балансах и находятся в федеральной собственности (п.5.2).
Согласно Положению (общему) о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденному приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13.11.1998 №188, лесхоз является государственным учреждением, имеет самостоятельный баланс и счета в органах федерального казначейства (пункт 6), владеет федеральным государственным имуществом на праве оперативного управления и распоряжается этим имуществом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 20).
Источниками формирования имущества лесхоза могут быть:движимое и недвижимое имущество, переданное лесхозу в установленном порядке для выполнения возложенных задач (п.21).
Согласно абзацу второму пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с Федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В силу ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, а в силу ст. 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Таким образом, для признания права собственности конкретного гражданина должен иметь место письменный документ, выданный уполномоченным органом по утвержденной форме, о предоставлении такому гражданину земельного участка, в котором указана цель предоставления.
ДД.ММ.ГГГГ Роскомземом утвержден Порядок выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю.
Из указанного Порядка следует, что свидетельства выдаются гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям на основании принятых исполнительными органами Советов народных депутатов решений о предоставлении земельных участков либо о перерегистрации права на ранее предоставленный земельный участок.
На вновь предоставляемые земельные участки одновременно с оформлением Свидетельства в обязательном порядке изготавливается чертеж границ или план (выкопировка с плана) землепользования с указанием на нем границ предоставляемых земель. Границы предоставляемого земельного участка в натуре (на местности) собственнику земли, землевладельцу, землепользователю указываются одновременно с выдачей Свидетельства.
Работы, связанные с оформлением Свидетельств, проводятся районными, городскими комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам с привлечением для выполнения указанных работ организаций, имеющих право на их проведение.
Свидетельство составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается главой администрации, решением которой предоставлен земельный участок, и скрепляется гербовой печатью.
На земельные участки, предоставленные исполнительными органами Советов народных депутатов краев и областей, Свидетельства подписываются главой местной администрации в зависимости от местоположения земельного участка.
Свидетельства, выдаваемые сельской, поселковой, городской администрацией, должны быть завизированы представителем комитета по земельной реформе и земельным ресурсам.
В силу п. 3 Указа Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу данного Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными.
Из представленной в материалы дела копии свидетельства на право собственности, бессрочного (постоянного) пользования на землю от 27.06.1994г. видно, что данный документ не содержит отметок о регистрации его в соответствующем комитете по земельным ресурсам и землеустройству, что влечет его недействительность.
Также надлежит учесть, что исходя из п. п. 1, 3 Порядка выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, представленное Бубенину Г.Г. свидетельство является лишь документом, удостоверяющим право, и могло быть выдано только на основании решения о предоставлении земельного участка, которое в свою очередь является документом, влекущем возникновение права на земельный участок (правоустанавливающим документом).
Свидетельство не содержит сведений о выделении Бубенину Г.Г. земельного участка тем или иным уполномоченным на то органом в установленном вышеприведенными нормами порядке.
Из ответа главы администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края следует, что основанием выдачи свидетельства на право бессрочного (постоянного пользования землей площадью 0,30 га для использования в качестве приусадебного участка являлась похозяйственная книга, что подтверждает выводы суда о том, что решение о выделении (предоставлении)Бубенину Г.Г. земельного участка не принималось.
Формапохозяйственной книги утверждена Постановлением Госкомстата СССР от 5 декабря 1989 года N 219 "Об утверждении форм похозяйственного учета для сельских советов народных депутатов", и через некоторое время этим же органом 25 мая 1990 года издано Постановление N 69 "Об утверждении указаний по ведению похозяйственного учета в сельских советах народных депутатов". Согласно п. 18 указанного Постановления похозяйственная книга по форме N 1 состоит из следующих разделов: I "Список членов хозяйства", II "Скот, являющийся личной собственностью хозяйства", III "Жилой дом, являющийся личной собственностью хозяйства", IV "Земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства". В соответствии с п. 39 Постановления N 69 в разделе IV, "А", "Земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства" по каждому хозяйству записывается вся земельная площадь, предоставленная хозяйству в установленном порядке под приусадебный участок, служебный земельный надел, а также предоставленная крестьянским хозяйствам. Данные о предоставленных землях для ведения личного подсобного хозяйства колхозникам, рабочим и служащим, а также служебных наделах граждан выписываются из соответствующего раздела земельно-кадастровых книг. Данные о землях, выделенных крестьянским хозяйствам, выписывают из государственного акта, удостоверяющего право владения землей, или решения районного совета народных депутатов либо зарегистрированного местным советом народных депутатов договора аренды земли.
Похозяйственная книга, таким образом, представляет собой документ первичного учета и содержит сведения о численности населения в сельской местности, наличии земли, скота, жилых домов и другого имущества и сама по себе не может рассматриваться как документ, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждает наличие, возникновение, прекращение, изменение каких-либо прав на недвижимое имущество, признается ранее возникшие права на недвижимое имущество, но для их регистрации требуется наличие одного из правоустанавливающих документов, указанных в ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122.
Предоставленная суду копия похозяйственной книгине содержит сведений о наличии права собственности на земельный участок с указанием основания приобретения, в том числе в ДД.ММ.ГГГГБубениным Г.Г. права собственности на спорный земельный участок.
Здание дома кордона в <адрес> как следует из представленных документов, в силу вышеприведенных нормативных актов с ДД.ММ.ГГГГ находилось в оперативном управлении Красноярского мехлесхоза, правопреемником которого является государственное учреждение Красноярское лесничество.
Вышеназванным распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом федеральное государственное учреждение – Красноярский лесхоз как имущественный комплекс, в ДД.ММ.ГГГГ.передан в государственную собственность Красноярского края, а распоряжениями Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края здание дома кордона – как жилая его часть, так и нежилое помещение – передано в оперативное управление КГКУ «Красноярское лесничество».
Таким образом, здание дома кордона в силу положений ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ(с момента утверждения акта приема-передачи) с ДД.ММ.ГГГГ. является собственностью Красноярского края. При этом право собственности Красноярского края на недвижимое имущество возникло до возникновения прав ответчика, как в отношении здания, так и в отношении расположенного под ним земельного участка.
Ответчиком на это не указано, а судом не установлено, что Бубенину в установленном порядке, как служащему Лесхоза для ведения личного подсобного хозяйства предоставлялся земельный участок, расположенный под зданием дома кордона. Основанием же возникновения права собственности на земельный участок является в силу вышеприведенных норм земельного законодательства факт предоставления (выделения) земельного участка на праве собственности, праве бессрочного (постоянного) пользования.
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что согласно протоколу заседания профсоюзного комитета Красноярского лесхоза жилое помещение – квартира по <адрес> была предоставлена Бубенину Г.Г. как лесничему Кедрового лесничества ДД.ММ.ГГГГг., в то время как свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования землей датировано ДД.ММ.ГГГГ., то есть до возникновения у Бубенина Г.Г.права пользования жилым помещением, расположенном на данном земельном участке, то есть до возникновения у Бубенина Г.Г. права получить указанный земельный участок в пользование в целях ведения приусадебного хозяйства.
Суд не может согласиться с доводами ответчика со ссылкой на названный протокол о том, что 01.09.1999г. жилое помещение было передано ему собственником жилого помещения и поэтому Лесхоз утратил права на него.
Вышеназванный протокол не содержит сведений о передаче жилого помещения в собственность Бубенину Г.Г., а лишь содержит информацию о выделении ему жилого помещения в пользование.
Согласно представленным истцом документам жилое помещение, предоставленное ответчику в пользование, имеет статус служебного. Ответчиком сведения о том, что жилое помещение предоставлено на иных условиях, в том числе на условиях социального найма, не представлены.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991г. №1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" служебные жилые помещения не подлежат приватизации.
Исходя из положений ст. 6этого же Закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу ст. 7этого же Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Сведения о приватизации жилого помещения ответчиком не представлены, договор передачи жилого помещения в собственность ответчика не оформлялся.
В силу вышеизложенного нельзя признать основательными доводы ответчика о том, что регистрацией за ним права собственности на жилой дом права истца не нарушены.
Кроме того, за Бубениным Г.Г., как следует из свидетельства, зарегистрировано право собственности на жилой дом общей площадью 120, 4 кв.м., а согласно данным технического паспорта на здание дома кордона, указанная площадь является общей площадью всего единого здания дома кордона, в котором расположено административное помещение – контора Красноярского лесничества, право собственности Красноярскогокраяна которое возникло ДД.ММ.ГГГГ., зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ДД.ММ.ГГГГг. была произведена регистрация права собственности на недвижимое имущество, право собственности на которое возникло ранее, а поэтому нельзя признать такую регистрацию законной, требования истца о признании права отсутствующим подлежат удовлетворению.
Красноярский край является собственником здания, расположенного на земельном участке, а поэтому, в силу вышеприведенных норм, обладает исключительным правом на приобретение земельного участка, необходимого для использования объекта недвижимости.
Суд не может признать основательными как не нашедшие своего объективного подтверждения, доводы ответчика о том, что за ним зарегистрировано право собственности на иной земельный участок, а не тот, который находится в пользовании истца. Из представленных суду документов и плана земельного участка, в частности, усматривается, что площадь земельного участка, является территорией, занятой зданием, и необходимой для его использования, равно, как отсутствуют сведения о наличии двух разных земельных участков, поскольку, как следует из кадастрового паспорта, границы земельного участка не устанавливались.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценивая совокупность установленных обстоятельств, применяя приведенные выше нормы права, учитывая, что истцом представлены доказательства наличия права собственности Красноярского края на спорные земельный участок и расположенное на нем здание, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению.
Требования истца об аннулировании записей в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о принадлежности спорного имущества Бубенину Г.Г. суд полагает не подлежащими удовлетворению, излишними, не требующими судебной защиты.
В соответствии с абз. 2 п. 52 Постановления Пленума ВС РФ от 29.04.2010г. оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решение по которым является основанием для внесения записи в ЕГРП, в связи с чем отсутствуют какие-либо правовые основания признавать незаконной запись в ЕГРП.
Акт регистрации носит правоподтверждающий характер. Судебная защита в случае нарушения зарегистрированным правом охраняемых законом интересов третьих лиц по смыслу абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997г. №122-ФЗ возможна исключительно путем оспаривания зарегистрированного права на недвижимое имущество, то есть правоустанавливающих документов, лежащих в основе зарегистрированного права.
Гражданским кодексом Российской Федерации, вышеназванным законом и иными нормами права не предусмотрен такой способ защиты, как признание недействительными (или аннулировании) записей о регистрации права. В силу ст. 17 этого же Федерального закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты;
Прекращение права собственности ответчика на вышеназванное спорное имущество является основанием для изменения сведений, имеющихся в реестре регистрации прав на объекты недвижимости.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования КГКУ "Красноярское лесничество" удовлетворить частично.
Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Бубенина Г.Г. на объект недвижимости: жилой дом, расположенный по <адрес>, общей площадью 120,4 кв.м., кадастровый №, прекратить право собственности Бубенина Г.Г. на жилой дом, расположенный по <адрес>, общей площадью 120,4 кв.м., кадастровый №.
Прекратить право собственности Бубенина Г.Г. на недвижимое имущество – земельный участок, расположенный по <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: усадьба, общая площадь 2,445, 85 кв.м., кадастровый (или условный) №.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня ознакомления с мотивированным решением, то есть с 28 мая 2014г. путем подачи жалобы в Железногорский городской суд.
Судья Железногорского городского суда Г.В. Морозова
.