ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
№2-1767/2019 |
|
г. Симферополь |
Судья: Федоренко Э.Р. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 января 2020 года № 33-579/2020
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Беляевской О.Я.
судей Лозового С.В.
Романовой Л.В.
при секретаре Мазуровой К.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Левенец Виталия Владимировича к администрации г. Симферополя Республики Крым о признании незаконным отказа в включении в список участников мероприятия по обеспечению жилым помещением, понуждении повторно рассмотреть заявление, понуждении совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Левенец Виталия Владимировича на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Беляевской О.Я., объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
Левенец В.В. обратился в суд с иском к администрации г. Симферополя Республики Крым о признании незаконным отказа в включении в список участников мероприятия по обеспечению жилым помещением, понуждении повторно рассмотреть заявление, понуждении совершить определенные действия.
В обоснование исковых требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа командира военной части 3009 был исключен из списка личного состава части и всех видов обеспечения, в связи с увольнением в запас Вооруженных сил Украины, по состоянию здоровья. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на основании Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» (далее – Указ №116), в удовлетворении которого администрацией было отказано. Полагая действия ответчика необоснованными, поскольку относится к категории граждан, которые в силу Указа №116 подлежат обеспечению единовременной выплатой на улучшение жилищных условий, просил признать ответ администрации г. Симферополя Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложить на ответчика обязанность повторно рассмотреть его заявление, включив его в список участников мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом №116, обеспечить жилым помещением в соответствии с данным Указом, взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины.
Определением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Юшко А.П., Левенец Э.В., Левенец Т.В. привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц (л.д. 26-27).
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Левенец В.В. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец Левенец В.В. обратился с апелляционной жалобой, с учетом дополнений, в которой просил отменить решение суда первой инстанции и принять новое об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение норм процессуального права и неправильное применение норм материального права, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование апелляционной жалобы указал на несогласие с выводом суда первой инстанции об отсутствии у него права на получение единовременной выплаты. При рассмотрении дела, суд первой инстанции не учел, что Порядок обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Крым от 09 августа 2018 года №384 противоречит положениям Указа №116. Выразил несогласие с применением судом первой инстанции к спорным правоотношениям положений ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ). Считает, что ст. 51 ЖК РФ, регулирующая вопросы нуждаемости в жилом помещении, не содержит указания на наличие либо отсутствие у граждан земельных участков. В связи с чем наличие у его супруги в собственности земельного участка, предоставленного до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации не влияет на его право на обеспечение выплатой на улучшение жилищных условий в порядке, предусмотренном Указом №116. Также полагает, что судом первой инстанции при принятии оспариваемого акта не учтен факт отсутствия на указанном земельном участке объектов недвижимости. Ссылался на то, что нуждаемость его и членов его семьи установлена вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым за истцом признано право пользования жилым помещением, на администрацию г. Симферополя Республики Крым возложена обязанность заключить договор социального найма. Ссылался на то, что судом первой инстанции не учтено наличие у его несовершеннолетних детей прав на включение в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Левенец В.В., являющийся законным представителем несовершеннолетних Левенец Э.В., Левенец Т.В., его представитель Чернышов Н.А. доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования. Истец в судебном заседании пояснил, что являлся военнослужащим внутренних войск МВД Украины. В настоящее время зарегистрирован по месту жительства со своей семьей в здании военкомата, фактически проживает в комнате, предоставленной ему в общежитии по адресу: <адрес>, предоставленной от воинской части, которая была в составе Украины. При переходе в Российскую Федерацию указанная комната была снята с баланса воинской части, право на пользование истца указанным жилым помещением было установлено в судебном порядке.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации г. Симферополя Республики Крым, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания не явился, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции третье лицо Юшко А.П. полагала доводы апелляционной жалобы обоснованными и подлежащими удовлетворению. Пояснив, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, предоставленный в 2011 году Добровским сельским советом Симферопольского района. На момент предоставления данного земельного участка ее семья включала в себя супруга (истца по настоящему делу) и двух детей. Земельный участок был предоставлен для строительства жилого дома.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания не явился, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.
Учитывая, что все лица, участвующие в деле, были извещены судом апелляционной инстанции о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, явившиеся лица против рассмотрения дела в отсутствие иных лиц не возражали, и на основании ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы при установленной явке.
Заслушав явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации №23 «О судебном решении» от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Вышеуказанных оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебной коллегией не установлено.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции правильно установил все обстоятельства, имеющие значение для дела, верно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в результате чего пришел к обоснованным выводам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих определены Федеральным законом от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон №76-ФЗ).
Указанный Федеральный закон №76-ФЗ, устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года №9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.
Вместе с тем, законодатель установил критерии, которым должен отвечать уволившийся военнослужащий, а также определенный порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями.
В силу абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона №76-ФЗ, государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона №76-ФЗ, военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих – граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Исковые требования Левенец В.В. мотивированы нарушением прав истца на предоставление мер социальной поддержки, как имеющего статус военнослужащего, в виде предоставления жилищной субсидии, гарантированной государством.
Так, п. 1 Указа №116 установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями имеют постоянно проживающие на территориях Республики Крым и г. Севастополя:
а) граждане Российской Федерации, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 года:
с военной службы из дислоцировавшихся (располагавшихся) на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба;
с военной службы из органов военного управления и воинских формирований Республики Крым;
со службы из располагавшихся на территориях Республики Крым и г. Севастополя региональных органов Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины;
б) граждане Российской Федерации – члены семей граждан, названных в подпункте «а» настоящего пункта;
в) граждане Российской Федерации – члены семей (в том числе вдовы (вдовцы), не вступившие в повторный брак) погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы) или погибших (умерших) после увольнения с военной службы (службы) граждан, названных в подпункте «а» настоящего пункта, состоявших на дату их гибели (смерти) на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 3 Указа №116 установлено, что порядок обеспечения жилыми помещениями в соответствии с данным Указом определяется законодательством Республики Крым и г. Севастополя.
Согласно п. 5 Указа №116 поручено Федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, передать списки граждан, названных в пункте I настоящего Указа, в Совет министров Республики Крым и Правительство Севастополя.
Таким образом, указанным правовым актом урегулированы правоотношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями военнослужащих, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенных до 18 марта 2014 года.
В целях исполнения Указа №116 был принят Закон Республики Крым от 04 июля 2018 года №517-ЗРК/2018 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя», а также постановлением Совета Министров Республики Крым от 09 августа 2018 года №384 был утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» (далее – Порядок №384).
Согласно п. 2 Порядка №384, право на обеспечение жилыми помещениями имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Крым, а именно:
а) граждане Российской Федерации, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 года:
с военной службы из дислоцировавшихся (располагавшихся) на территории Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба;
с военной службы из органов военного управления и воинских формирований Республики Крым;
со службы из располагавшихся на территории Республики Крым и г. Севастополя региональных органов Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины;
б) граждане Российской Федерации – члены семей граждан, названных в подпункте «а» настоящего пункта;
в) граждане Российской Федерации – члены семей (в том числе вдовы (вдовцы), не вступившие в повторный брак) погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы) или погибших (умерших) после увольнения с военной службы (службы) граждан, названных в подпункте "а" настоящего пункта, состоявших на дату их гибели (смерти) на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Применительно к условиям мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом №116 членами семьи гражданина – участника мероприятия (заявителя) признаются следующие граждане:
постоянно проживающие с гражданином – участником мероприятия супруг (супруга), дети и родители заявителя;
другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях иные лица, постоянно проживающие совместно с заявителем, если они признаны членами семьи заявителя в судебном порядке.
В соответствии с п. 3-4 Порядка №384, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Крым (далее – органы местного самоуправления) подтверждают нуждаемость граждан, указанных в п. 2 указанного Порядка, в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, и признают их в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом №116.
В Порядке №384 под нуждающимися в жилых помещениях понимаются граждане, принятые воинскими частями вооруженных сил, воинскими формированиями, правоохранительными органами Украины, в которых предусмотрена военная служба, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 года, подтвердившие нуждаемость в жилых помещениях по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, состоят ли они на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного проживания участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом №116.
При определении для граждан уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых гражданами и членами семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам семьи на праве собственности.
Обеспечение жилыми помещениями граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету Республики Крым в виде субвенций (далее – субвенции), путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее – жилой дом, единовременная денежная выплата соответственно), удостоверяемой свидетельством о праве на получение единовременной денежной выплаты (далее – свидетельство).
Из содержания приведенных положений Порядка №384 следует, что граждане Российской Федерации, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 года с военной службы из дислоцировавшихся (располагавшихся) на территории Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба, обладают самостоятельным правом быть обеспеченными жилыми помещениями при условии признания их нуждающимися в жилых помещениях или имевшими основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения спора являлось выяснение вопроса о том, имел ли Левенец В.В. основания быть признанным нуждающемся в жилом помещении.
Согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частями 4, 5 ст. 50 ЖК РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Симферопольского горсовета от 04 июля 2019 года №2043 установлена норма предоставления в размере 18 кв. м. При этом учетная норма площади жилого помещения на одного члена семьи для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах определена в размере 10 кв. м, на одного члена семьи для проживающих в коммунальных квартирах – 14 кв. м.
В силу п. 22 Порядка №384, основанием для отказа в признании гражданина участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом №116 и для включения в список является:
1) несоответствие граждан категории, установленной Указом №116;
2) непредставление или неполное представление документов, указанных в п. 19 данного Порядка;
3) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
4) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением за счет бюджетных средств, в том числе за счет средств государственного бюджета Украины, Автономной Республики Крым, бюджетов муниципальных образований;
5) отсутствие нуждаемости в жилом помещении на момент обращения с заявлением в орган местного самоуправления.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Левенец В.В. являлся военнослужащим Вооруженных сил Украины с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, состоял на квартирном учете с ДД.ММ.ГГГГ, постоянным жильем обеспечен не был (л.д 60).
Однако, решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ за Левенец В.В. признано право пользования жилым помещением, комнатой, расположенной по адресу: <адрес>, предоставленной ему как военнослужащему в ДД.ММ.ГГГГ воинской частью, без заключения договора (л.д. 67-69).
Во исполнение указанного решения, ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Симферополя Республики Крым заключила с истцом договор социального найма указанного жилого помещения (л.д. 70-74). При этом в п. 3 данного договора члены семьи нанимателя не поименованы.
ДД.ММ.ГГГГ Левенец В.В. обратился в администрацию г. Симферополя Республики Крым с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета на основании пп. «а» п. 1 Указа №116(л.д. 58).
Письмом администрации г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № в удовлетворении заявления истцу отказано, по мотиву с отсутствия нуждаемости в жилом помещении на момент обращения с заявлением в орган местного самоуправления (пп.5 п. 22 Порядка №384) (л.д. 57). Отсутствие нуждаемости установлено по итогу проверки документов, поданных истцом, в ходе которой было установлено наличие у супруги истца на праве собственности земельного участка. Данный земельный участок был предоставлен ей органом местного самоуправления с видом разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство. При этом, в силу положений ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, пп. 5 п. 22 Порядка №384, обстоятельства предоставления органом местного самоуправления земельного участка для строительства дома являются основаниями для отказа во включении в список лиц, нуждающихся в жилом помещении.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции исходил из положений п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, согласно которому граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
Установив, что истец и его супруга Юшко А.П. имеют двух несовершеннолетних детей, Юшко А.П. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1 000 кв. м для индивидуального жилищного строительства, принимая во внимание, что заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты было подано истцом на состав семьи из четырех человек (в том числе его супруги, в собственности которой на момент подачи заявления имелся земельный участок), суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности отказа администрации г. Симферополя Республики Крым во включении в список участников мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом №116. При этом суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. 15, 22 Порядка №384, п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, пришел к выводу о том, что с даты предоставления Юшко А.П. земельного участка, истца Левенец В.В. и членов его семьи (супругу и двух детей), в понимании Жилищного кодекса Российской Федерации нельзя признать нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, совокупности содержащихся в деле доказательств, правильными, и не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, в силу следующего.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
При этом, в силу пп. 5 п. Порядка №384, отсутствие нуждаемости в жилом помещении на момент обращения с заявлением в орган местного самоуправления является основанием для отказа в признании гражданина участником мероприятия по обеспечению жилым помещением.
Из материалов дела усматривается, что решением 11 сессии 6 созыва Добровского сельского совета Симферопольского района Автономной Республики Крым Юшко А.П. (супруга истца, третье лицо по делу) дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений площадью до 0,1 га пашни из земель запаса сельскохозяйственного назначения в границах <адрес> (л.д. 65). Постановлением администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым №5 от ДД.ММ.ГГГГ за Юшко А.П. признано право собственности на указанный земельный участок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
Поскольку Левенец В.В. является членом семьи собственника земельного участка, который в установленном порядке предоставлен органом местного самоуправления безвозмездно под индивидуальное жилищное строительство, в период его предоставления семья Юшко А.П. состояла из истца и двух их несовершеннолетних детей, ранее истец, как военнослужащий, получил комнату в общежитии, в отношении которой признаны его права, как нанимателя, решение администрации г. Симферополя Республики Крым об отказе в признании его участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом №116, и во включении в соответствующий список в связи с отсутствием нуждаемости в жилом помещении на момент обращения с заявлением в орган местного самоуправления является правомерным.
При этом, отсутствие объекта недвижимости на земельном участке вопреки утверждению апеллянта, правового значения по делу не имеет, так как в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ основанием для снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях является сам по себе факт предоставления земельного участка для строительства жилого дома.
Суждения апеллянта о несоответствии положений Порядка №384 нормам Указа №116 также несостоятельны, поскольку в силу п. 3 Указа, федеральный законодатель уполномочил регионального на развитие положений данного Указа, посредством принятия соответствующего нормативного акта. В развитие данных положений Советом Министров Республики Крым был утвержден Порядок №384, который в установленном законом порядке не оспорен, является действующим.
Доводы апеллянта о наличии у его несовершеннолетних детей, в интересах которых было подано заявление в администрацию г. Симферополя Республики Крым, также не могут служить основанием для отмены решения суда, в контексте вышеизложенных положений жилищного законодательства, а также положений семейного законодательства Российской Федерации, согласно которому, права несовершеннолетних детей производны от прав их родителей, поскольку лица, не достигшие возраста 14 лет, не могут самостоятельно реализовывать свои права.
Ссылка заявителя жалобы на то, что судом неверно применены нормы материального и процессуального права судебной коллегией отклоняется, поскольку указанные доводы основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о неправильно произведенной судом оценкой доказательств, судебной коллегией также отклоняются, поскольку указанные доводы направлены на переоценку доказательств по делу, что не является самостоятельным основанием к отмене судебного решения.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и переоценке доказательств, и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для изменения или отмены решения суда.
Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не представлено и в материалах гражданского дела не имеется.
Изложенные в решении выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, основания к отмене решения суда, предусмотренные ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Левенец Виталия Владимировича – без удовлетворения.
Председательствующий: О.Я. Беляевская
Судьи: С.В. Лозовой
Л.В. Романова