дело 2-146/2020 – публ.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27.05.2020 года
Первомайский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Алабужевой С.В.,
при секретаре Даньковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шайгарданова Р.Р. к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального Казначейства по УР, ФСИН России о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального Казначейства по УР о компенсации морального вреда. В обоснование требований с учетом их изменения указано, что ФКУ ГБ МСЭ по УР Минтруда России «Бюро № филиала ФКУ ГБСМЭ по УР Шайгарданову Р.Р. 16.10.2017г. установлена <данные скрыты> инвалидности по общим заболеваниям. Шайгарданову Р.Р. выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида. В ИПРА указано о нуждаемости медицинской реабилитации с 16.10.2017г. до 01.11.2018г., исполнителем указан УФСИН России по УР. Указанные рекомендации по получении истцом медицинской помощи, получении ТСР и услуг прописанных в ИПРА, УФСИН России по УР не выполнены. В связи с бездействием УФСИН России по УР истцу причинены физические и нравственные страдания. Моральный вред выражен в том, у истца производили списания с пенсии по инвалидности денежные средства на оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, которые не были оказаны Шайгарданову Р.Р. Истец не мог продолжить активную полноценную жизнь, потерял работу в связи с обострением болей в ногах, временным ограничением и лишением права на обеспечение полноценного лечения. В связи с чем, появлялась физическая боль. ФСИН России не оплачивал больничный лист, а если оплачивал, то производил удержания с больничного листа на свои нужды, но не для приобретения медикаментов и ТСР, что нанесло имущественный вред и нравственные страдания. Начальник ОКБ ФКУ ИК-1 УФСИН по УР ФИО5 в справке указал, что не обеспечение бандажом истца явилось недостаточное финансирование. Таким образом, бездействие повлекло за собой нравственные страдания. Истец проводил лечение за счет родственников, которые посылали и привозили лекарства на собственные средства. Указывает, что набор социальных услуг в местах лишения свободы не существует, таким образом Шайгарданов Р.Р. не дополучил пенсию в полном объеме, а также УФСИН России по УР не исполнил законные требования ИПРА, установленные на МСЭ от 20.10.2017г. Бездействием УФСИН России по исполнению требований ИПРА инвалида №.318/2017 Шайгарданову Р.Р. причинен моральный вред в размере 50 000 рублей.
Просит взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФСИН России, в качестве третьих лиц без самостоятельных требований УФСИН России по УР, МСЧ-18 ФСИН России.
В порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца, третьего лица МСЧ-18 ФСИН России, извещенных надлежащим образом.
В судебном заседании представитель соответчика ФСИН России, третьего лица УФСИН РФ по УР Маратканов К.С., действующий на основании доверенности, требования истца считает незаконными и необоснованными исходя из возражений на иск. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выслушав мнение участника процесса, исследовав и проанализировав материалы гражданского дела, суд установил:
Согласно справке МСЭ-2016 №, Шайгарданову Р.Р. установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию сроком с <дата> по 01.11.2018г.
<дата> направлен на медико-социальную экспертизу, где комиссией МСЭ в группе инвалидности отказано.
Согласно медицинским заключениям от <дата>: <дата>: <дата>; <дата>: <дата>: <дата>; <дата>; <дата>; <дата> Шайгарданов P.P. в период с октября 2017 по октябрь 2018г. неоднократно получал дополнительные продуктовые посылки (передачи).
Шайгарданов P.P. в период с октября 2017 по октябрь 2018 получал лекарственные препараты <дата>, <дата>, <дата>, <дата>.
<дата> по заявлению истца в Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> УР были направлены заявления: о доставке пенсии и иных социальных выплат; о назначении ежемесячной денежной выплаты, о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую); об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги).
Повторно заявление было направлено <дата>, в связи с этим, денежная компенсация взамен набора социальных услуг должна была выплачиваться с января 2019 года, но так как группа инвалидности была снята <дата>, денежная компенсация не была установлена.
Согласно справке начальника психологической лаборатории ИК-1, в период инвалидности с Шайгардановым Р.Р. проводилась социально-психологическая реабилитация, в апреле 2018 года по теме: «<данные скрыты>» и в июне 2018 года, по теме: «<данные скрыты>». Заявлений о необходимости проведения психологической работы по какой – либо конкретной теме от Шайгарданова Р.Р. не поступало.
Согласно справке группы социальной защиты осужденных, в период инвалидности с Шайгардановым Р.Р. проводилась социально-средовая реабилитация, ему был разъяснен Федеральный закон от <дата> 178-ФЗ.
Шайгарданову Р.Р. было дано разъяснение на заявление <дата> вх. № ОГ-350 с просьбой предоставить информацию о перечислениях денежных средств с Пенсионного фонда в период с сентября 2018 по октябрь 2018 и разъяснить о поступлении ЕДВ и других начислениях по пенсии.
В 2017 году ИК-1 расходным расписанием № от <дата> (письмо ФКУЗ МСЧ-18 ФСИН России от <дата> исх-91-2649) на приобретение средств реабилитации осужденных было выделено <данные скрыты> рубля. На счет учреждения данные денежные средства поступили <дата>, которые распределены по ранее сформированным заявкам на приобретение ТСР.
В 2018 году учреждению расходным расписанием № от <дата> были выделены денежные средства в размере <данные скрыты> рублей. На счет учреждения данные денежные средства поступили <дата>. На данные денежные средства был приобретен протез предплечья рабочий с насадками для осужденного ФИО7 в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на указанные цели.
В период с <дата> сроком до <дата> осужденный Шайгарданов Р.Р. к администрации ИК-1 по вопросам обеспечения его ТСР не обращался (справка от <дата> №/ТО/51/1-4884ос).
Согласно письмам были сформированы: коммерческое предложение на закупку бандажа компрессионного на нижнюю конечность в количестве 2 шт. (вх. от <дата> №); заявка на дополнительное финансирование от <дата> №, от <дата> №.
Указанные обстоятельства следуют из материалов гражданского дела, сторонами не оспорены.
Проанализировав установленные обстоятельства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Статьей 53 Конституции РФ гарантировано право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии с ч.1 ст.150 ГК РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрена ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, в частности вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, компенсация вреда возможна лишь в случае установления факта незаконности действий (бездействий) государственных органов.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом, в соответствии с установленным законом порядком, не представлено доказательств незаконности действий ответчиков, а равно и их бездействия.
Исходя из положений ст. 1071 ГК РФ, ч.3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ, при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу, ответственность за который установлена статьей 1069 ГК РФ, надлежащим ответчиком является Российская Федерация в лице главного распорядителя средств федерального бюджета, выделенных на финансирование соответствующего государственного органа, должностного лица, то есть в данном случае в качестве ответчика обоснованно указана Федеральная служба исполнения наказаний, как главный распорядитель бюджетных средств.
Таим образом, требования истца к ответчику Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального Казначейства по УР являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 6.3. Федерального закона от <дата> № –ФЗ «О государственной социальной помощи» учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.
Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с данным Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату, непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) или иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг).
Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.
<дата> по заявлению истца в Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> УР были направлены заявления: о доставке пенсии и иных социальных выплат; о назначении ежемесячной денежной выплаты, о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую); об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги).
Также <дата> от осужденного Шайгарданова Р.Р. поступило заявление с просьбой оформить учетную запись на портале государственных услуг для оформления пенсии по инвалидности. В этот же день было подано заявление об отказе от получения набора социальных услуг в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «internet», на единый портал государственных услуг, т.е., срок, указанный в п. 4 ст. 6.3. закона (до 1 октября) был заявителем пропущен.
Повторно заявление было направлено <дата>, в связи с этим, денежная компенсация взамен набора социальных услуг должна была выплачиваться с января 2019 года, но так как группа инвалидности была снята <дата>, денежная компенсация не была установлена.
С учетом изложенного, действия администрации учреждения являются законными и не послужили причиной невыплаты истцу каких-либо причитающихся ему денежных средств, доказательств обратного истцом представлено не было.
Доводы о незаконном бездействии ИК-1 УФСИН РФ по УР в части неисполнения рекомендаций индивидуальной программы реабилитации инвалида №.3.18/2017 выданной на основании протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина №<дата>/2017 от <дата> (далее - ИПР) не соответствует действительности.
Так, в соответствии с ИПР истец нуждался в социально-средовой и социально-психологической реабилитации без указания конкретного перечня мероприятий и форм их реализации, а также в технических средствах реабилитации в виде компрессионного бандажа на нижнюю конечность в количестве 2 штук (далее - ТСР).
Согласно справке начальника психологической лаборатории ИК-1, в период инвалидности с Шайгардановым Р.Р. проводилась социально-психологическая реабилитация, в апреле 2018 года по теме: «Планирование жизни. Как правильно формулировать цель в работе над собой» и в июне 2018 года, по теме: «Особенности агрессивного поведения. Способы саморегуляции». Заявлений о необходимости проведения психологической работы по какой – либо конкретной теме от Шайгарданова Р.Р. не поступало.
Согласно справке группы социальной защиты осужденных, в период инвалидности с Шайгардановым Р.Р. проводилась социально-средовая реабилитация, ему был разъяснен Федеральный закон от <дата> 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», по его заявлению была оформлена учетная запись на портале государственных услуг для оформления пенсии по инвалидности, осуществлялась помощь при подаче заявление об отказе от получения набора социальных услуг, также были даны разъяснения о праве на возобновление получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Шайгарданову Р.Р. было дано разъяснение на заявление <дата> вх. № ОГ-350 с просьбой предоставить информацию о перечислениях денежных средств с Пенсионного фонда в период с сентября 2018 по октябрь 2018 и разъяснить о поступлении ЕДВ и других начислениях по пенсии.
В 2017 году ИК-1 расходным расписанием № от <дата> (письмо ФКУЗ МСЧ-18 ФСИН России от <дата> исх-91-2649) на приобретение средств реабилитации осужденных было выделено <данные скрыты> рубля. На счет учреждения данные денежные средства поступили <дата>. Данные денежные средства направлены на заключение контрактов на приобретение обуви ортопедической для обеспечения осужденных по ранее сформированным заявкам на приобретение ТСР.
В 2018 году учреждению расходным расписанием № от <дата> были выделены денежные средства в размере <данные скрыты> рублей. На счет учреждения данные денежные средства поступили <дата>. На данные денежные средства был приобретен протез предплечья рабочий с насадками для осужденного ФИО7 в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на указанные цели.
В период с <дата> сроком до <дата> осужденный Шайгарданов Р.Р. к администрации ИК-1 по вопросам обеспечения его ТСР не обращался (справка от <дата> №/ТО/51/1-4884ос.).
Несмотря на это, в целях обеспечения потребности осужденного в ТСР ИК-1 были сформированы: коммерческое предложение на закупку бандажа компрессионного на нижнюю конечность в количестве 2 шт. (вх. от <дата> №); заявки на дополнительное финансирование от <дата> №, от <дата> №.
Однако, ввиду недостаточности лимитов бюджетных обязательств, выделяемых ФСИН России на указанные цели, дополнительное финансирование на приобретение ТСР в 2018 году не поступало.
Относительно обеспечения истца ТСР также следует пояснить, что основным нормативным актом, устанавливающим государственные гарантии прав инвалидов в РФ, механизм их реализации является Федеральный Закон №181-ФЗ от <дата> «О социальной защите инвалидов РФ» (далее – Закон №181-ФЗ).
В соответствии со ст. 10 Закона №181-ФЗ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Закона №181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания ч. ч. 2 и 3 ст. 9 данного Закона, одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
В силу ст. 11 вышеуказанного Закона, индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Программа содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно ст.10 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.101 УИК РФ, порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Во исполнение указанной нормы Приказом Министерства юстиции Российской Федерации № от <дата> утвержден Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях (далее – Порядок).
В соответствии с указанными Порядком, условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечиваются администрацией исправительного учреждения. На администрации исправительных учреждений также возложена обязанность обеспечить осужденных-инвалидов протезами, оказать услуги по их техническому обслуживанию. Обеспечение условий для реабилитационных мероприятий в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, осуществляется администрацией исправительного учреждения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № от <дата> «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями)», финансирование расходов по обеспечению техническими средствами реабилитации в отношении инвалидов из чиста лиц осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждении и органов, исполняющих наказания.
Таким образом, обеспечение осужденных из числа инвалидов средствами технической реабилитации, в том числе в рамках ИПР, является расходным обязательством федерального бюджета и осуществляется администрацией исправительного учреждения за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на соответствующие цели через органы ФСИН.
Указанные особенности обеспечения осужденных-инвалидов мерами социальной поддержки, гарантированными инвалидам, обусловлены местом их нахождения и особенностями их правового статуса. Вместе с тем, на осужденных-инвалидов наряду с иными гражданами, являющимися инвалидами, распространяются общие правила и принципы реализации социальных гарантий, предусмотренных для граждан-инвалидов, в том числе, и правила обеспечения инвалидов средствами технической реабилитации.
Так, вышеуказанным Постановлением Правительства № от <дата> утверждены также Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила).
В абз.2 п.2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подп. «а» п.3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абз.1 п.4 данных Правил, заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15 - дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Закона № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <дата> №н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (пункт 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета уполномоченным органом техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <дата> №н.
Таким образом, поскольку действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов средствами реабилитации в натуре за прошлый период, то право истца на получение технических средств реабилитации, могло быть реализовано путем выплаты уполномоченным органом денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <дата> №н.
Кроме того, как следует из содержания вышеперечисленных норм, обеспечение инвалида средством технической реабилитации, а также выплата инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное средство технической реабилитации является его правом и носит, соответственно, заявительный характер. Обращение инвалида с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации либо обращение за выплатой компенсации является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в результате которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.
Истец Шайгарданов Р.Р. в обоснование исковых требований указывает, что не был обеспечен средством технической реабилитации в период с момента установления инвалидности и по день ее отмены. Требование компенсации морального вреда обосновывается незаконным бездействием в указанный период должностных лиц ФСИН России, которые, по мнению истца, не обеспечили его средством технической реабилитации
Как указывалось ранее, заявление на обеспечение техническими средствами реабилитации от Шайгарданова в адрес ИК-1 не поступало.
Таким образом, доказательств того, что Шайгарданов Р.Р. обращался к администрации исправительного учреждения, в котором он отбывал наказание в период <дата> до <дата> с заявлением о предоставлении ему технических средств реабилитации, как того требуют положения Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, истцом не представлено и в материалах дела не содержится. Также истец не представил доказательств самостоятельного за свой счет приобретения им средства технической реабилитации в соответствии с ИПР и обращения его в установленном порядке за выплатой денежной компенсации.
Несмотря на то, что Шайгарданов Р.Р. в установленном Правилами порядке не обращался в администрацию ФКУ ИК-1 УФСИН с заявлением об обеспечении его средствами технической реабилитации, администрация ИК-1 и ФКУЗ «Медицинская часть №» ФКУЗ МСЧ-18 ФСИН России принимали меры по обеспечению осужденного Шайгарданова Р.Р. средствами технической реабилитации в соответствии с его ИПР.
Из материалов дела, следует, что начальником филиала ФКУЗ «Медицинская часть №» ФКУЗ МСЧ-18 ФСИН России были составлены заявки на выделение финансирования для приобретения технических средств реабилитации в соответствии с ИПР инвалида Шайгарданова Р.Р.
Также в материалах дела имеется копия заявки оформленной в ФКУЗ МСЧ-18 ФСИН России от <дата> №, в которой под п. 9 перечислены в том числе необходимые Шайгарданову Р.Р. средства технической реабилитации.
Филиалом ФКУЗ «Медицинская часть №» ФКУЗ МСЧ-18 ФСИН России было получено коммерческое предложение в отношении Шайгарданова Р.Р. При этом, в 2018 году денежные средства для приобретения средств реабилитации по ИПР Шайгарданова Р.Р. выделены не были.
В связи с чем, доводы истца о незаконном бездействии должностных лиц ФСИН России и непринятии ими мер по обеспечению его средствами технической реабилитации инвалида не находят своего подтверждения.
Кроме того, из анализа обстоятельств по делу и представленных истцом доказательства, следует вывод о том, что истцом не доказан факт причинения ему морального вреда (нравственных страданий) действиями (бездействием) должностных лиц ФСИН России.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что наличие причинно-следственной связи между действиями должностных лиц ФСИН России и наступившими последствиями в виде причиненного морального вреда не установлено, следует вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Шайгарданова Р.Р.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░