Дело № 2-1-377/2020
УИД 73RS0011-01-2020-000419-87
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Майна 24 сентября 2020 года
Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Сизовой Н.В., с участием помощника прокурора Майнского района Ульяновской области Шкаликова Д.Ю.,
при секретаре Чагаевой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Майнского района Ульяновской области в защиту интересов Тарасовой Веры Викторовны к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению «Ульяновская государственная аптека», Государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Майнского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту интересов Тарасовой В.В. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению «Ульяновская государственная аптека», Государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Майнского района проведена проверка по обращению Тарасовой В.В., *** года рождения, в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства.
Проведенной проверкой установлено, что за период с 1 марта 2020 года по 7 августа 2020 года Тарасовой В.В. лечащим врачом в ГУЗ «Майнская районная больница» выписано 9 рецепта, из них:
- 4 рецепта серии *** *** от 27 марта 2020 года, *** от 27 апреля 2020 года, *** от 26 мая 2020 года, *** от 2 июля 2020 года на лекарственный препарат «Сальбутамол» 10с мкг/доза. 200 доз. № 14;
- 3 рецепта серии *** *** от 27 апреля 2020 года, *** от 26 мая 2020, *** от 2 июля 2020 года на лекарственный препарат «Будесонид + Формотерол» в наборе: капсулы 2-х видов – Будесонид 400 мкг-3 блистера; Форматерол 12 мкг-3 блистера; в комплекте в устройством для ингаляции, ***;
- 1 рецепт серии *** *** от 26 мая 2020 года на лекарственный препарат «Ксарелто» 20 мг № 28;
- 1 рецепт серии *** *** от 2 июля 2020 года на лекарственный препарат «Ривароксабан» 20 мг № 28.
Выписанные рецепты были предъявлены для обслуживания истцом в аптеку № 24 ГУ «Ульяновская государственная аптека».
До настоящего времени Тарасовой В.В. указанные лекарственные препараты не выданы.
Факты не произведенной выдачи препаратов подтверждаются журналами учета рецептов, принятых на отсроченное обслуживание лекарственных средств на отсроченном обеспечении аптеки № 11 (АО «УльяновскФармация»), аптеки № 24 ГУ «Ульяновская государственная аптека».
Предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами определено разделом II Порядка, согласно п. 2.7 которого в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.
Между тем, в день обращения и через 10 дней в аптеку № 11 (АО «УльяновскФармация»), аптеку № 24 ГУ «Ульяновская государственная аптека» лекарства Тарасовой В.В. не выданы.
Предоставление льгот гражданину является нормой прямого действия и не может быть поставлено в зависимость от иных договорных отношений.
Прокурор просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, Государственное учреждение «Ульяновская государственная аптека», Государственное учреждение здравоохранения «Майнская районная больница» обеспечить Тарасову Веру Викторовну, *** года рождения, лекарственными препаратами:
- «Сальбутамол» 10с мкг/доза. 200 доз. № 14 по рецептам в количестве 4 упаковок по рецептам серии *** *** от 27 марта 2020 года, *** от 27 апреля 2020 года, *** от 26 мая 2020 года, *** от 2 июля 2020 года;
«Будесонид + Формотерол» в наборе: капсулы 2-х видов – Будесонид 400 мкг-3 блистера; Форматерол 12 мкг-3 блистера; в комплекте в устройством для ингаляции, *** в количестве 3 упаковок по рецептам серии *** *** от 27 апреля 2020 года, *** от 26 мая 2020, *** от 2 июля 2020 года;
«Ксарелто» 20 мг № 28 в количестве 1 упаковки по рецепту серии *** *** от 26 мая 2020 года;
«Ривароксабан» 20 мг № 28 в количестве 1 упаковки по рецепту серии *** *** от 2 июля 2020 года.
Истица Тарасова В.В., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Помощник прокурора Майнского района Ульяновской области Шкаликов Д.Ю. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Из письменного отзыва следует, что Тарасова Вера Викторовна, *** года рождения, является инвалидом и имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета. За назначение, дозировку препарата несет ответственность лечащий врач. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственным препаратом, медицинским изделием. Обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача на какое медицинское изделие и на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Полагает, что требования прокуратуры незаконные и необоснованные. Медицинские изделия, лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок. Увеличить дозировку и выписывать лекарство впрок Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Министерство не имеет возможности выдать истцу лекарственный препарат «Сальбутамол», «Будесонид + Формотерол», «Ксарелто», «Ривароксабан» по льготным рецептам, указанным в исковом заявлении, вследствие истечения срока годности данных рецептов. Просит в исковых требованиях отказать.
Представитель ответчика Государственное учреждение «Ульяновская государственная аптека» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве представитель ответчика указал, что ГУ «Ульяновская государственная аптека» осуществляет отпуск лекарственных препаратов льготным категориям граждан на основании рецептов, выписанных государственными учреждениями здравоохранения в период с 1 мая 2020 года. Информацией об обеспечении рецептов в период до 1 мая 2020 года Учреждение не обладает. Вопросы, касающиеся поставки лекарственных препаратов на склад Учреждения для дальнейшего отпуска из аптек, находятся вне рамок их полномочий. Поставка лекарственных препаратов на склад Учреждения осуществляется поставщиками на основании государственных контрактов, заключенных Министерством здравоохранения Ульяновской области. Отпуск лекарственных препаратов осуществляется ГУ «Ульяновская государственная аптека» при наличии их поставки на склад Учреждения поставщиками Министерства здравоохранения Ульяновской области при предъявлении гражданином действующего рецепта, выписанного медицинской организацией, имеющей право выписывать бесплатные рецепты. ГУ «Ульяновская государственная аптека» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не обладает полномочиями по закупке лекарственных препаратов, по выписке рецептов для обеспечения граждан лекарственными препаратами.
Представитель ответчика ГУЗ «Майнская районная больница» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился, о причинах неявки не известил, объяснений и возражений не представил.
Заслушав пояснения прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.
Лекарственные препараты «Сальбутамол», «Будесонид + Формотерол», «Ксарелто», «Ривароксабан» были включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р.
В соответствии с Порядком назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.
Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).
В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.
Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, Тарасова В.В., *** года рождения, с 2013 года является инвалидом третьей группы бессрочно, имеет право на лекарственное обеспечение за счет средств федерального бюджета.
Лечащим врачом ГУЗ «Майнская районная больница» Тарасовой В.В. выписаны: 4 рецепта серии *** *** от 27 марта 2020 года, *** от 27 апреля 2020 года, *** от 26 мая 2020 года, *** от 2 июля 2020 года на лекарственный препарат «Сальбутамол» 10с мкг/доза. 200 доз. ***;
- 3 рецепта серии *** *** от 27 апреля 2020 года, *** от 26 мая 2020, *** от 2 июля 2020 года на лекарственный препарат «Будесонид + Формотерол» в наборе: капсулы 2-х видов – Будесонид 400 мкг-3 блистера; Форматерол 12 мкг-3 блистера; в комплекте в устройством для ингаляции, ***;
- 1 рецепт серии *** *** от 26 мая 2020 года на лекарственный препарат «Ксарелто» 20 мг № 28;
- 1 рецепт серии *** *** от 2 июля 2020 года на лекарственный препарат «Ривароксабан» 20 мг № 28.
При обращении Тарасовой В.В. в аптеку № 11 АО «УльяновскФармация», аптеку № 24 ГУ «Ульяновская государственная аптека» с указанными рецептами лекарственными препаратами не обеспечена, что подтверждено представленным отчетом о получении истцом лекарственных препаратов, журналом рецептов, принятых на отсроченное обеспечение, журналом учета рецептов, принятых на отсроченное обеспечение по федеральной льготе, и не оспаривается ответчиками.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Таким образом, из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в лице уполномоченных органов.
На данные органы возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области, в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство здравоохранения Ульяновской области возложены обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями определенных групп населения, к числу которых относится Тарасова В.В.
Поскольку факт нарушения прав Тарасовой В.В. по рассматриваемому спору установлен, суд считает необходимым обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Тарасову В.В. лекарственными препаратами: «Сальбутамол» 10с мкг/доза. 200 доз. № 14 по рецептам в количестве 4 упаковок по рецептам серии *** *** от 27 марта 2020 года, *** от 27 апреля 2020 года, *** от 26 мая 2020 года, *** от 2 июля 2020 года; «Будесонид + Формотерол» в наборе: капсулы 2-х видов – Будесонид 400 мкг-3 блистера; Форматерол 12 мкг-3 блистера; в комплекте в устройством для ингаляции, *** в количестве 3 упаковок по рецептам серии *** *** от 27 апреля 2020 года, *** от 26 мая 2020, *** от 2 июля 2020 года; «Ксарелто» 20 мг № 28 в количестве 1 упаковки по рецепту серии *** *** от 26 мая 2020 года; «Ривароксабан» 20 мг № 28 в количестве 1 упаковки по рецепту серии *** *** от 2 июля 2020 года.
Доводы Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, на закупку лекарственных препаратов впрок, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку нуждаемость Тарасовой В.В. в указанных лекарственных препаратах носит постоянный характер.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, *** ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░:
«░░░░░░░░░░░» 10░ ░░░/░░░░. 200 ░░░. № 14 ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 4 ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ *** *** ░░ 27 ░░░░░ 2020 ░░░░, *** ░░ 27 ░░░░░░ 2020 ░░░░, *** ░░ 26 ░░░ 2020 ░░░░, *** ░░ 2 ░░░░ 2020 ░░░░;
«░░░░░░░░░ + ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░: ░░░░░░░ 2-░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░ 400 ░░░-3 ░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ 12 ░░░-3 ░░░░░░░░; ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, *** ░ ░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ *** ░░ 27 ░░░░░░ 2020 ░░░░, *** ░░ 26 ░░░ 2020, *** ░░ 2 ░░░░ 2020 ░░░░;
«░░░░░░░░» 20 ░░ № 28 ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ *** *** ░░ 26 ░░░ 2020 ░░░░;
«░░░░░░░░░░░░» 20 ░░ № 28 ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ *** *** ░░ 2 ░░░░ 2020 ░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░