Гражданское дело № 2-424/2016
РЕШЕНИЕ СУДА
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2016 года г. Ногинск, Московская область
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Матета А.И.,
при секретаре Редине А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арабова Д. Ю. к Администрации муниципального образования «<адрес> Черноголовка» о признании незаконным отказа в приватизации жилого помещения и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Арабов Д.Ю. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «<адрес> Черноголовка» о признании незаконным отказа в приватизации жилого помещения и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, в обосновании своих исковых требований ссылаясь на следующее.
ДД.ММ.ГГГГг. на основании Постановления главы городского округа Черноголовка №24, истцу и бывшим членам его семьи была предоставлена комната № в <адрес> в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГг. истец был зарегистрирован в указанной комнате по месту жительства. На основании Постановления Главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГг. № указанное жилое помещение было передано в муниципальную собственность ответчика, как органа местного самоуправления. Как указывает истец, он пользуется указанным жилым помещением на основании договора социального найма. Ранее истец участия в приватизации не принимал. Истцом при обращении к ответчику был получен отказ в передаче занимаемого жилого помещения в собственность бесплатно, который он считает незаконным.
Истец Арабов Д.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, дал суду объяснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «<адрес> Черногловка» - Саморукова А.В. в судебном заседании иск не признала, указывая на то, что в соответствии с постановлением Главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № и распоряжением Главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № муниципальное общежитие было передано с баланса Управления строительства № на баланс муниципального образования «<адрес>». Постановлением Главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № муниципальное общежитие было включено в перечень объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности. Как следует из технического паспорта муниципального общежития от ДД.ММ.ГГГГ года, указанное здание проектировалось, строилось и использовалось в качестве общежития коридорного типа, где жилые помещения имеют выход в общий коридор, а помещения общего пользования, в том числе кухни и санузлы, расположены на этаже и являются общими для этих помещений. Здание общежития относится к специализированному жилому фонду муниципального образования «<адрес> Черноголовка». Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о муниципальном общежитии, согласно которому вышеуказанное общежитие отнесено к специализированному жилищному фонду и наделено статусом общежития, т.е. подтвержден ранее установленный статус общежития. Согласно статьи 94 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы, обучения. Под общежития предоставляются специально построенные для этих целей дома или части домов. В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилого фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Законодательный запрет на приватизацию таких жилых помещений связан с их специальным, целевым назначением как жилья временного проживания и особым правовым режимом.
Представитель третьего лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 2,6,7, 11 и 18 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Исходя из смысла указанных норм закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных данным законом условиях, если они обратились с таким требованием. Решение о передаче недвижимого имущества в собственность принимает собственник или уполномоченный им орган. Уполномоченные собственником органы – это предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Аналогичные положения содержатся и в Примерном положении о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (утв. решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18.11.1993г. № 4, пункт 5) и Положении о приватизации жилищного фонда в <адрес> (утв. решением Малого С. МособлС. от 17.02.1993г. за № 6/34, пункт 2.3), где указано, что передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется соответствующим С. народных депутатов или его исполнительным органом; предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.
Из исследованных доказательств судом установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГг. на основании Постановления главы городского округа Черноголовка №24, истцу и бывшим членам его семьи была предоставлена комната № в <адрес> в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГг. истец был зарегистрирован в указанной комнате по месту жительства. На основании Постановления Главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГг. № указанное жилое помещение было передано в муниципальную собственность ответчика, как органа местного самоуправления.
Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о муниципальном общежитии, согласно которому вышеуказанное общежитие отнесено к специализированному жилищному фонду и наделено статусом общежития, т.е. подтвержден ранее установленный статус общежития.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных этим законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 названного Закона установлен запрет на приватизацию жилых помещений в общежитии.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность на основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Урегулировав последствия отношений по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), Жилищный кодекс Российской Федерации не урегулировал последствия сходных отношений по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и впоследствии переданных предприятиям иной формы собственности в порядке приватизации. В связи с этим к отношениям по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, которые ранее принадлежали государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и впоследствии были переданы предприятиям иной формы собственности в порядке приватизации, подлежит применению статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", как регулирующая сходные отношения.
Поскольку, как установлено судом и следует из материалов дела (л.д. 25) занимаемое истцом жилое помещение в общежитии, в 2006 году было передано в муниципальную собственность, после передачи в муниципальную собственность Арабов Д.Ю. на законных основаниях занимает спорное жилое помещение, истец впервые обратилась с требованием о приватизации жилого помещения и ранее своего права на приватизацию жилья не использовал, постольку истец с момента передачи здания общежития в муниципальную собственность приобрел право пользования жилым помещением на фактически условиях договора социального найма, постоянно зарегистрирован в спорном жилом помещении, оплачивает коммунальные услуги и в соответствии с положениями статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" имеет право приобрести его в собственность.
При таких обстоятельствах суд считает, что не может служить основанием для отказа в иске то обстоятельство, что спорное жилое помещение расположено в общежитии, поскольку как достоверно установлено судом, занимает его истец именно на условиях социального найма.
Судом не установлено каких-либо предусмотренных законом оснований для отказа истцу в передаче занимаемого им жилого помещения в собственность, в связи с чем, данный отказ следует признать незаконным.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Арабова Д. Ю. к Администрации муниципального образования «<адрес> Черноголовка» о признании незаконным отказа в приватизации жилого помещения и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, являются законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Арабова Д. Ю. к Администрации муниципального образования «<адрес> Черноголовка» о признании незаконным отказа в приватизации жилого помещения и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «<адрес> Черноголовка» в приватизации за Арабовым Д. Ю. комнаты, расположенной по адресу: <адрес>
Признать за Арабовым Д. Ю. право собственности на жилое помещение – комнату, расположенную по адресу: <адрес> порядке приватизации.
Решение суда является основанием для государственной регистрации за Арабовым Д. Ю. права собственности на жилое помещение - комнату, расположенную по адресу: <адрес>, комната 185, в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральный судья
Ногинского городского суда
Московской области: А.И. Матета
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>