Дело № 2-355/2019
УИД 10RS0003-01-2019-000513-42
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кемь, РК 26 декабря 2019 года
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при секретаре Поточкиной П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Симутиной Ю.С. и Нинилиной М.С. к администрации муниципального образования «Сумпосадское сельское поселение» о восстановлении пропущенного срока для принятия наследства,
У С Т А Н О В И Л:
Симутина Ю.С. и Нинилина М.С. обратились в суд с названным иском к администрации Кемского муниципального района по тем основаниям, что Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приходится им родной бабушкой. ДД.ММ.ГГГГ Г. умерла. После ее смерти открылось наследство, состоящее из денежного вклада и <адрес>, расположенной в <адрес>. Поскольку Г. с 2010 года по день смерти - ДД.ММ.ГГГГ, проживала в <адрес>, они обратились к нотариусу Кемского нотариального округа с заявлением о вступлении в наследство, однако им было отказано в связи с отсутствием документального подтверждения последнего постоянного места жительства умершей Г. Решением Кемского городского суда от 12 августа 2019 года местом открытия наследства после смерти Г. установлен <адрес>. После вступления решения суда в силу, истцы вновь обратились к нотариусу Кемского нотариального округа с заявлением о принятии наследства, однако выяснилось, что ими пропущен срок для принятия наследства. О том, что после смерти Г. открылось наследство, они узнали лишь в 2019 году от специалиста администрации МО «Сумпосадское сельское поселение», которая по телефону сообщила, что квартира по указанному адресу принадлежала Г. на праве собственности, а в администрации поселения находятся два завещания Г.: завещание от 12 января 1998 года, согласно которому квартира завещана в равных долях сыну Г. - В. (умер при жизни Г.), и внучкам: Павловой (ныне Симутиной) Ю.С. и Павловой (ныне Нинилиной) М.С. и завещание от 31 октября 2005 года, согласно которому денежный вклад, хранящийся на счете в ПАО «Сбербанк России», завещан в равных долях внучкам. До этого момента они были убеждены, что квартира, в которой проживала бабушка, является муниципальной, о вкладах на счете им ничего известно не было. При жизни бабушка никогда не говорила о завещаниях. После ее смерти они не обращались к нотариусу, поскольку не знали о наличии наследства. После того, как они узнали о наличии наследства и завещаний, они обратились к нотариусу Кемского нотариального округа, однако для заведения наследственного дела необходимо было установить место открытия наследства. Решение Кемского городского суда от 12 августа 2019 года, которым местом открытия наследства после смерти Г. установлен г Кемь, вступило в силу 17 сентября 2019 года. Полагают, что причины пропуска срока принятия наследства отпали только с этой даты. Считают, что срок для принятия наследства пропущен ими по уважительным причинам.
Просили восстановить срок для принятия наследства, открывшегося ДД.ММ.ГГГГ после смерти бабушки, Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Определением суда от 06 декабря 2019 года ненадлежащий ответчик – администрация Кемского муниципального района заменен на надлежащего – администрацию муниципального образования «Сумпосадское сельское поселение».
Истец Симутина Ю.С., действующая в своих интересах и представляющая по доверенности интересы истца Нинилиной М.С., в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснив, что их мать – дочь Г. – П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения до настоящего времени жива. Сын бабушки – В. умер давно, еще при жизни бабушки. Три года до своей смерти бабушка жила у нее, она ее и похоронила. Бабушка про завещание ничего не говорила. После смерти были в квартире бабушки, но никаких документов там не нашли. Только в марте 2019 года ей позвонили из администрации села Сумский посад и сообщили о наличии завещания.
Истец Нинилина М.С., будучи надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась. Со слов своего представителя Симутиной Ю.С. исковые требования поддерживает и просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика администрации МО «Сумпосадское сельское поселение» - и.о. главы муниципального образования Маркова А.Н. в судебное заседание не явилась, в поступившем заявлении не возражала против удовлетворения заявленных требований и просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора нотариус Кемского нотариального округа, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, об отложении судебного заседания не просила. В ранее представленном суду ответе на запрос нотариус просила рассмотреть дело без ее участия, возражений по иску не имела. Сообщила, что с заявлением о принятии наследства, о выдаче свидетельства о праве на наследство после умершей ДД.ММ.ГГГГ Г. никто не обращался, наследственное дело не заводилось.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав истца Симутину Ю.С., изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка д. <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о смерти серии I-ГИ №, выданного отделом ЗАГС <адрес> Управления ЗАГС Республики Карелия РФ. После смерти Г. открылось наследство в виде денежного вклада и квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
В соответствии с завещанием, удостоверенным ДД.ММ.ГГГГ специалистом Сумпосадской администрации <адрес>, Г. завещала своим внучкам Павловой М.С., Павловой Ю.С. и сыну В., принадлежащую ей на праве личной собственности квартиру в <адрес> Республики Карелия, в равных долях.
Согласно завещанию от 31 октября 2005 года, удостоверенному нотариусом Беломорского нотариального округа Зайковой А.Н., Г. завещала своим внучкам Павловой М.С. и Павловой Ю.С. денежный вклад, хранящийся в операционном отделе 4704 АК «Сбербанка РФ» (ОАО) на счете №, с причитающимися процентами, в равных долях, по ? доле каждой.
Нотариусом Кемского нотариального округа наследственное дело к имуществу Г., умершей ДД.ММ.ГГГГ не открывалось, с заявлениями о принятии наследства никто не обращался, что подтверждается ответом нотариуса на определение суда.
Истцы Симутина Ю.С. и Нинилина М.С. в соответствии с положениями статей 1118-1120 Гражданского кодекса РФ являются наследниками по завещанию на имущество, оставшееся после смерти их бабушки – Г., что подтверждается копией свидетельства о рождении Павловой Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., справкой о заключении брака № о том, что в ОЗАГС имеется запись акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ между Симутиным А.И. и Павловой Ю.С. После заключения брака жене присвоена фамилия «Симутина»; копией свидетельства о рождении Павловой М.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., копией свидетельства о заключении брака между Нинилиным М.В. и Павловой М.С., серии I-ВО №, выданным ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что после заключения брака жене присвоена фамилия «Нинилина».
Кроме того, истцы, как внучки наследодателя, в соответствии с п. 2 ст. 1142 Гражданского кодекса РФ наследуют после смерти их бабушки по праву представления, поэтому при наличии живой матери истцов – П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся в соответствии с пунктом 1 ст. 1142 ГК РФ наследником первой очереди по закону после смерти своей матери – наследодателя Г., при отсутствии завещания не имели права наследовать имущество после смерти бабушки.
Согласно ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, предусмотренный ст. 1154 ГК РФ, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
На основании изложенного, учитывая, что: истцы не обратились в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства в установленный законом 6-ти месячный срок, а именно до 01 апреля 2014 года в связи с тем, что не знали об имеющихся завещаниях, следовательно, при наличии в живых дочери наследодателя не имели права на вступление в наследство по закону; что истцы обратились в суд с названным иском в течение 6-ти месяцев после того, как причины пропуска срока для вступления в наследство отпали, так как место открытия наследства после смерти наследодателя Г. было установлено решением суда от 12 августа 2019 года, которое вступило в законную силу 17 сентября 2019 года, суд признает уважительными причины пропуска истцами срока для принятия наследства, оставшегося после смерти Г., восстанавливает его и признает наследников Симутину Ю.С. и Нинилину М.С. принявшими наследство. При принятии решения суд также учитывает, что ответчик против удовлетворения исковых требований не возражает, а других наследников, которые могли бы наследовать по закону, не имеется, поскольку дочь наследодателя П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на момент смерти Г. – ДД.ММ.ГГГГ не достигла 55-ти летнего возраста, следовательно в соответствии с положениями ст. 1149 ГК РФ не имеет права на обязательную долю в наследственном имуществе.
Руководствуясь ст., ст. 12, 56, 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р ЕШИЛ:
Исковое заявление Симутиной Ю.С. и Нинилиной М.С. - удовлетворить.
Восстановить Симутиной Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Нинилиной М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, срок для принятия наследства, открывшегося после смерти Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки д. Устиновичи, <адрес>, умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Карелия Российской Федерации, запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ в отделе ЗАГС <адрес> Управления ЗАГС Республики Карелия и признать Симутину Ю.С. и Нинилину М.С. принявшими наследство.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий В.С. Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 30 декабря 2019 года.