Дело № 2-5555/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2013 года г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Колемасовой В.С.,
при секретаре Швецовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Короткова А.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саратова о признании недоимки по налогу и пени безнадежной к взысканию,
установил:
Коротков А.В. обратился в суд с иском к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саратова (далее ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова) о признании недоимки по налогу и пени безнадежной к взысканию, ссылаясь в обоснование заявленного на то, что ДД.ММ.ГГГГ им была получена справка № о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, в соответствии с которой за ним числится недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2001 год в размере 13848 рублей и пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 25 865 рублей 93 копейки, которые налоговые органы не могут взыскать в связи с пропуском сроков.
В судебное заседание истец не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя на основании доверенности Жидкова П.В., которым требования поддержаны в полном объеме.
Представитель ответчика на основании доверенности Севрюгина Д.В. полагала иск не подлежащим удовлетворению, поскольку налогоплательщик самостоятельно должен исполнить свою обязанность по уплате налога, в связи с неисполнением таковой Короткову А.В. начислены недоимка по налогу и пени; помимо прочего указала о том, что налоговый орган не обращался в суд за взысканием указанных недоимки, пени.
Дело разрешено в отсутствие не явившегося в судебное заседание истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно ст. 8 того же кодекса под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В силу ст. 9 Налогового кодекса РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются: 1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов; 2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами; 3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); 4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (ст. 19 НК РФ).
В соответствии со ст. 21 НК РФ налогоплательщики вправе, в том числе: 1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения; 2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах; 10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; 12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами (ст. 22 НК РФ).
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны, в том числе: 1) уплачивать законно установленные налоги; 3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; 4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; 6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Согласно ст. 30 Налогового кодекса РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговые органы вправе, в том числе: 9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом;
14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления): о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (ст. 31 НК РФ).
Налоговые органы обязаны, помимо прочего, соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа (ст.32 НК РФ).
В соответствии со ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии со ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях: 1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации; 2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника; 3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации; 4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам; 5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются: 1) налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства физического лица (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи; 2) налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи; 3) таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, - по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Как следует из положений приказа ФНС РФ от 19 августа 2010 года № ЯК-7-8/393@ от 19 августа 2010 года «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам», списанию в соответствии с настоящим Порядком списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, подлежит недоимка и задолженность по пеням и штрафам по налогам и сборам, в том числе задолженность по налоговым санкциям за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие Налогового кодекса РФ взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г. (за исключением задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации), а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам, а также налоги, сборы, пени и штрафы, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации.
Порядок применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае, в том числе: 2.4. принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Решение о признании указанной в пункте 1 Порядка задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается (приложение № 1 к Порядку): руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4 - 2.5 Порядка.
Согласно приложению № 1 к названному Порядку в налоговый орган предоставляются при наличии основания, указанного в пункте 2.4 Порядка: а) копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, заверенные гербовой печатью соответствующего суда; б) справка налогового органа по месту учета организации (месту жительства физического лица) о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (приложение № 2 к Порядку).
В ходе судебного разбирательства установлено, что за Коротковым А.В., состоящим на налоговом учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова в качестве налогоплательщика, числятся недоимка по налогу на доходы физических лиц в размере 13 848 рублей и пени в размере 26 018 рублей 27 копеек по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Налогоплательщиком в налоговую инспекцию ДД.ММ.ГГГГ была подана декларация по налогу на доходы физических лиц с суммой налога к уплате в бюджет 13 848 рублей. Обязанность по уплате налога не исполнена им своевременно, в связи с чем за ним числится недоимка по налогу, на которую в том числе начисляются пени, независимо от истечения установленного законом срока их взыскания.
Ответчик в суд с иском (заявлением) о взыскании указанной недоимки по налогу и пени не обращался, не воспользовался и своим правом на предъявление встречного иска в рамках данного дела после разъяснения такового судом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение вопроса о признании недоимки безнадежной к взысканию отнесено к компетенции не суда общей юрисдикции, а руководителя налогового органа по месту учета налогоплательщика в случае принятия судом акта, в мотивировочной или резолютивной частях которого указано, что налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам. Ответчик в суд с иском (заявлением) к Короткову А.В. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц и пени не обращался, решение об отказе в удовлетворении таких требований в связи с пропуском срока предъявления такового судом не принималось, доказательств нарушения прав истца наличием в документах учета ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова сведений о суммах недоимки по налогу на доходы физических лиц и пени Коротковым А.В. суду не представлено.
При указанных обстоятельствах в иске Короткову А.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саратова о признании недоимки по налогу и пени безнадежной к взысканию надлежит отказать в полном объеме, что не препятствует судебной защите прав истца при оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов, а также при рассмотрении судом вопроса о наличии (отсутствии) уважительных причин к восстановлению срока на обращение налогового органа в суд с иском о взыскании с Короткова А.В. недоимки по налогу и пени.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении исковых требований Короткова А.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саратова о признании недоимки по налогу и пени безнадежной к взысканию в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд г. Саратова.
Судья