дело № 2а-249/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 октября 2017 года г. Сенгилей
Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Шлейкина М.И., при секретаре Бессольцевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Ульяновской области к Корчемкиной Е.Ю. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по Ульяновской области (далее по тексту – МИФНС России № 2 по Ульяновской области) обратилась в суд с административным иском к Корчемкиной Е.Ю. о взыскании задолженности по транспортному налогу в размере 42205 руб. и пени в размере 281,37 руб.
Требования мотивированы тем, что в соответствии со ст. 357 НК РФ, Закона Ульяновской области от 06.09.07 № 130-ЗО «О транспортном налоге в Ульяновской области» административный ответчик Корчемкина Е.Ю. является налогоплательщиком транспортного налога, поскольку за ней зарегистрирован автомобиль марки БМВ 750LI, государственный регистрационный знак №, 2005 года выпуска.
В связи с этим, административному ответчику был начислен транспортный налог за 2015 год в размере 42205 руб.
Требование о добровольной уплате начисленной суммы налога № 13518 от 22.12.2016 года Корчемкина Е.Ю. не исполнила. В связи с неуплатой налога в установленный срок ответчику начислены пени в размере 281,37 руб.
16.06.2017 года и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Сенгилеевского района Сенгилеевского судебного района Ульяновской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Корчемкиной Е.Ю. задолженности по транспортному налогу за 2015 год, однако данный приказ 03.07.2017 года был отменен по её заявлению.
Поскольку в добровольном порядке транспортный налог уплачен не был, то просят суд взыскать его в судебном порядке.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 2 по Ульяновской области, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
В судебном заседании административный ответчик Корчемкина Е.Ю. исковые требования инспекции не признала, суду пояснила, что спорный автомобиль был продан в 2014 году и она в силу объективных причин не могла снять его с регистрационного учета.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, а также материалы административного дела № 2а-14/2017 по административному иску МИФНС России № 2 по Ульяновской области к Корчемкиной Е.Ю. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год и материалы административного дела 2а-261/2017 по административному иску Корчемкиной Е.Ю. к МИФНС России № 2 по Ульяновской области о возврате необоснованно взысканного транспортного налога, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, статье 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363 НК РФ).
В силу положений ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2). В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (пункт 3).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69, 70 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 2 ст. 57 НК РФ предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Таким образом, налоговое законодательство связывает возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика.
Налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
Материалами дела установлено, что с 20.02.2013 года по 08.06.2017 года в органах ГИБДД на имя административного ответчика Корчемкиной Е.Ю. был зарегистрирован автомобиль марки БМВ 750LI, государственный регистрационный знак №, 2005 года выпуска.
06.08.2016 года МИФНС России № 2 по Ульяновской области в адрес Корчемкиной Е.Ю. направлено налоговое уведомление № об уплате транспортного налога за указанный автомобиль за 2015 год в срок до 01.12.2016 года в размере 42205 руб.
В связи с неуплатой в установленный срок транспортного налога Корчемкиной Е.Ю. направлено требование № 13518 от 22.12.2016 года об уплате данного налога в срок до 28.02.2017 года.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Сенгилеевского района Сенгилеевского судебного района Ульяновской области от 03.07.2017 года был отменен ранее выданный судебный приказ о взыскании с Корчемкиной Е.Ю. задолженности по транспортному налогу и пени.
В течение установленного п. 3 ст. 48 НК РФ шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа налоговый орган обратился в суд о взыскании налога и пени в порядке искового производства.
Несмотря на то, что МИФНС России № 2 по Ульяновской области соблюдена процедура взыскания задолженности по транспортному налогу, ответчик до настоящего времени свою обязанность по уплате транспортного налога не исполнил.
В п. 1 ст. 72 НК РФ указано, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу п. 4 ст. 75 НК РФ пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).
Принимая во внимание, что административный ответчик Корчемкина Е.Ю. является плательщиком транспортного налога, поскольку транспортное средство БМВ 750LI, государственный регистрационный знак №, признаваемое объектом налогообложения, было зарегистрировано за ней в 2015 году и данный налог в установленные законом сроки не был уплачен, порядок и процедура направления уведомления и требования об уплате налога, пени, налоговым органом были соблюдены, срок для обращения в суд с требованием о взыскании недоимки по налогу и пени за счет имущества налогоплательщика налоговым органом не пропущен, то суд приходит к выводу о взыскании с ответчика задолженности по транспортному налогу в размере 42205 руб. и пени в размере 281,37 руб.
Доводы административного ответчика о том, что автомобиль был продан в августе 2014 года, не могут служить основанием для отказа налоговому органу в удовлетворении иска, поскольку обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога поставлена в прямую зависимость от факта регистрации транспортного средства в установленном порядке в органах ГИБДД, а не от факта наличия или отсутствия у него транспортного средства в непосредственной эксплуатации, то есть фактического пользования.
Учитывая, что по информации, поступившей из органов ГИБДД, автомобиль БМВ 750LI, государственный регистрационный знак №, в 2015 году числился за Корчемкиной Е.Ю. то независимо от фактического владения данным транспортным средством она является плательщиком транспортного налога.
В случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 г. № 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - Административный регламент).
Подпункт 60.4 Административного регламента устанавливает, что основанием прекращения регистрации транспортного средства является, в том числе заявление прежнего владельца транспортного средства и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.
Корчемкина Е.Ю. своевременно в течении 10 суток после продажи автомобиля не обратилась в органы ГИБДД для снятия автомобиля с учета, а следовательно, она, как налогоплательщик, несет все риски наступления неблагоприятных последствий.
То обстоятельство, что Корчемкина Е.Ю. принимала действия по снятию автомобиля с учета, значение для решения вопроса о взыскании транспортного налога за 2015 год не имеет, поскольку указанные действия ответчиком совершались в 2016 году, а автомобиль снят с регистрационного учета только 08.06.2017 года.
При таких обстоятельствах, требования инспекции о взыскании с административного ответчика Корчемкиной Е.Ю. транспортного налога за 2015 год законны и обоснованы, а поэтому подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Следовательно, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 1474,59 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175 -180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Ульяновской области к Корчемкиной Е.Ю. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени удовлетворить.
Взыскать с Корчемкиной Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Ульяновской области задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 42205 руб. и пени в размере 281,37 руб.
Взыскать с Корчемкиной Е.Ю. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1474,59 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суда через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.И. Шлейкин