Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-812/2017 ~ М-142/2017 от 16.01.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 мая 2017г. г.Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Борисовой Е.А.,

при секретаре Григорьевой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-812/17 по исковому заявлению Батуриной Л. В., Батуриной Ю. К., Ивановой Е. В., Гугниной О. В., Гугнина А. М., Скопинцевой О. А., Знобищева Д. О., Ершовой Л. А., Грибановой М. С. к Департаменту управления имуществом городского округа Самары об обязании произвести действия и предоставлении временного жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Батурина Л.В., Иванова Е.В., Ершова Л.А., Сумбулова А.И. обратились в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самары о понуждении к выполнению работ, указав, что в доме по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ. произошел пожар, в результате чего были отключены все коммуникации и жильцы дома остались без жилья.

ДД.ММ.ГГГГ. было проведено внеплановое заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара. Решением Комиссии сложившаяся ситуация была признана чрезвычайной, Администрация Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара направила запрос в Департамент управления имуществом городского округа Самара об организации выполнения работ по обследованию конструкций дома специализированной организацией с целью рассмотрения вопроса о возможности дальнейшей эксплуатации здания.

На указанный запрос был получен ответ о том, что данный дом уже учтен в списке многоквартирных домов, планируемых к обследованию с целью признания их аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на ДД.ММ.ГГГГ Однако в связи с отсутствием бюджетных средств, техническое обследование дома в ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным, и дом будет включен в список многоквартирных домов планируемых к обследованию на ДД.ММ.ГГГГ

Истцы не согласны с таким решением, поскольку остались на улице, иного жилья не имеют, маневренный фонд не соответствует санитарным и техническим нормам. Иванова Е.В. является инвалидом по общему заболеванию, её дочь имеет малолетнего сына. Батурина Л.В. имеет двух детей, в иных квартирах проживают инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи.

Ссылаясь на то, что Департамент управления имуществом городского округа Самара намерено затягивает рассмотрение вопроса о проведении внеочередного технического обследования дома истцов, истцы просили суд понудить Департамент управления имуществом городского округа Самара к выполнению внеочередных работ по обследованию конструкций дома специализированной организацией с целью рассмотрения вопроса о возможности дальнейшей эксплуатации здания и передачи документов обследования в Межведомственную комиссию для заключения о пригодности дома к проживанию.

В процессе рассмотрения дела истцы требования дополнили, просили суд обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить истцам жилье из маневренного фонда, согласно ст. 95 ЖК РФ и ст. 105 ЖК РФ, соответствующее санитарным и техническим нормам.

В качестве соистцов к участию в деле привлечены Скопинцева О.А., Батурина Ю.К., Гугнина О.В., Гугнин А.М., Знобищев Д.О., Грибанова М.С.

Определением Ленинского районного суда г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску Сумбуловой А.И. прекращено в связи с отказом от иска.

В судебном заседании истцы требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара О.С., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истцов по основаниям, изложенным в возражениях.

Представитель Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара в судебное заседание не явился, был уведомлен.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, полагает, что требования истцов подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Батурина Л.В., Д.К., Батурина Ю.К. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, по <данные изъяты> доле каждый, на основании договора купли-продажи от 15.02.2007г., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 02.03.2017г.

Согласно справке с места жительства в квартире по адресу: <адрес>, зарегистрированы Батурина Л.В., Д.К., Батурина Ю.К.

Иванова Е.В., Гугнина О.В., Гугнин А.М. зарегистрированы и проживали по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма жилого помещения, что подтверждается договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. и справкой о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ

Ершова Л.А. и Грибанова М.С. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании постановления Администрации Куйбышевского района г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справке с места жительства в квартире по адресу: <адрес>, зарегистрированы Ершова Л.А. и Грибанова М.С.

Скопинцева О.А. и Знобищев Д.О. зарегистрированы по адресу: <адрес>.

Из справки ГУ МЧС от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ. в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> произошел пожар. Данные обстоятельства также подтверждаются справкой об исследовании ГУ МВД России по <адрес>.

Согласно письму Администрации Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ было проведено внеплановое заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности района. Решением Комиссии сложившаяся ситуация была признана чрезвычайной. Во исполнение решения комиссии Департамент управления имуществом городского округа Самара был проинформирован о необходимости организовать размещение жителей дома в маневренном фонде и необходимости организации выполнения работ по обследованию конструкций дома специализированной организацией с целью рассмотрения вопроса о возможности дальнейшей эксплуатации здания.

Из ответа Департамента управления имущество городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <адрес> учтен в списке многоквартирных домов, планируемых к обследованию с целью признания их аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на ДД.ММ.ГГГГ

В связи с отсутствием бюджетных средств, техническое обследование дома в ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным, и дом будет включен в список многоквартирных домов планируемых к обследованию на ДД.ММ.ГГГГ

Положения ст. 2 ЖК РФ предусматривают, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10); к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (статья 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 15); вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (статья 57); если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87).

В соответствии с 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г., комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Из содержания указанного нормативно-правового акта следует, что межведомственная комиссия должна принять решение не только в отношении конкретного жилого помещения, но и в отношении всего многоквартирного жилого дома.

То есть, учитывая также содержание п. 47 названного выше Положения, решение о пригодности или непригодности для проживания принимается в отношении конкретного жилого помещения, а в отношении дома в целом должно быть принято решение о том, является ли дом аварийным и подлежащим сносу, либо аварийным и подлежащим реконструкции.

Пунктом 42 вышеуказанного Положения межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 49 названного Положения установлено, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.

Таким образом, акт и заключение межведомственной комиссии о непригодности дома для проживания является по своей природе юридическим фактом, влекущим прекращение жилищных правоотношений по пользованию жилыми помещениями, и, как следствие, у органа местного самоуправления возникает обязанность по принятию решения о дальнейшей судьбе жилого помещения.

Между тем, при наличии обстоятельств, объективно указывающих на признаки аварийности многоквартирного дома, органом местного самоуправления не приняты меры для решения вопроса об обследовании жилого дома специализированной организацией, на основании заключения которой может быть дано, в свою очередь, заключение межведомственной комиссией по вопросу об аварийности дома и, как следствие, решен вопрос о сносе дома или об отсутствии к этому оснований. Изложенное указывает на не выполнение органом местного самоуправления требований жилищного законодательства, обязывающих органы местного самоуправления обеспечить условия реализации гражданами права на безопасность жилища.

Кроме того, часть помещений в вышеуказанном доме находится в муниципальной собственности, и дом относится к муниципальному жилищному фонду, что обусловливает обязанность органа местного самоуправления совершать все необходимые и предусмотренные законом меры к обеспечению реализации гражданами, занимающими жилые помещения в доме на условиях социального найма, права на жилое помещение отвечающее требованиям жилищного законодательства.

Однако органом местного самоуправления, как собственником жилья, не приняты меры к признанию жилого дома в целом аварийным и подлежащим сносу, что, создает необоснованные препятствия к реализации жилищных прав, предусмотренных ст. 32, 57 и 89 ЖК РФ, гражданами, проживающими в доме расположенном по адресу: <адрес>.

Более того, Порядком принятия решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции согласно приложению, утвержденным Постановлением Администрации городского округа Самара от 22 августа 2016 г. N 1150 не предусмотрено положений о механизме, посредством которого - обеспечивается исполнение органом местного самоуправления обязанности принимать решения о судьбе дома в случае обнаружения обстоятельств, указывающих на аварийное состояние дома в отсутствие заключения межведомственной комиссии об аварийности дома.

Тем самым, указанное обстоятельство предполагает совершение органом местного самоуправления действий по обеспечению проведения обследования дома специализированной организацией для дачи заключения об аварийности (или отсутствии) дома.

При указанных обстоятельствах, с учетом решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности района о признании ситуации чрезвычайной, требования истцов о понуждении ответчика к выполнению действий по организации процедуры обследования дома на предмет возможности его дальнейшей эксплуатации, и обращению в Межведомственную комиссию являются обоснованными и подлежащим удовлетворению.     

Доводы Департамента управления имуществом городского округа Самара об отсутствии бюджетных средств для организации работ по обследованию дома, документально не подтверждены.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу пункта 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением является помещение, которое пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания, в том числе, граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (п. 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 106 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека, а в силу ч. 2 - договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период: до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 3 статьи 95 настоящего Кодекса) (п. 3).

Судом установлено, что истцы обратились в Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлениями о предоставлении им маневренного жилого фонда.

Данные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.

Согласно приказу Департамента управления имуществом городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ., Д.К. было предоставлено жилое помещение маневренного фонда – комната жилой площадью <данные изъяты> кв.м., в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, составом семьи <данные изъяты> человек.

Ершовой Л.А. было предоставлено смотровое уведомление на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на состав семьи <данные изъяты> человека, Скопинцевой О.А. предоставлено смотровое уведомление на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> на состав семьи <данные изъяты> человека, Батуриной Л.В. предоставлено смотровое уведомление на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> на состав семьи <данные изъяты> человека, Ивановой Е.В. предоставлено смотровое уведомление на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> на состав семьи <данные изъяты> человека.

Истцы отказались от предложенных им вариантов жилых помещений маневренного фонда, поскольку предоставленные жилые помещения не соответствуют санитарным и техническим нормам, предъявляемым к жилым помещениям.

В подтверждение своих доводов истцы предоставили суду фотографии предоставляемых помещений маневренного фонда, из которых усматривается, что помещения не отвечают требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

При указанных обстоятельствах, суд полагает требования истцов о предоставлении им маневренного фонда, отвечающего требованиям действующего законодательства законными и обоснованными.

Ответчиком в материалы дела не предоставлено доказательств, подтверждающих, что предоставляемые помещения маневренного фонда отвечают требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░

░░░░░

2-812/2017 ~ М-142/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ершова Л.А.
Гугнина О.В.
Грибанова М.С.
Скопинцева О.А.
Сумбулова А.И.
Иванова Е.И.
Батурина Л.В.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о. САмара
Другие
Администрация Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара
Скопинцев Е.И.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Борисова Е. А.
Дело на сайте суда
leninsky--sam.sudrf.ru
16.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2017Судебное заседание
16.01.2017Передача материалов судье
17.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.01.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2017Подготовка дела (собеседование)
16.03.2017Судебное заседание
20.04.2017Судебное заседание
30.03.2017Судебное заседание
13.04.2017Судебное заседание
15.05.2017Судебное заседание
19.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2017Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее