Дело № 12-196/2020
(59MS0038-01-2019-008981-53)
РЕШЕНИЕ
г. Пермь 10 марта 2020 года
Судья Свердловского районного суда г. Перми Бабурина О.И.,
при секретаре Вагиной В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Рекламно-информационное агентство «Местное время» на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Свердловского судебного района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 13.21 КоАП РФ, в отношении заявителя,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Свердловского судебного района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Рекламно-информационное агентство «Местное время» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 13.21 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Из постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам планового мероприятия систематического наблюдения в отношении средства массовой информации телеканал «Урал-Информ ТВ» (реестровая запись серии ЭЛ № ТУ 59-1195 от 21 ноября 2017 года), проведенного на основании плана деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю в 2019 году, утвержденного приказом Управления от 16 ноября 2018 года № 351, обнаружено административное правонарушение, допущенное ООО «РИА «Местное время» как учредителем и редакцией СМИ телеканал «Урал-Информ ТВ», а именно: по результатам анализа записи за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при демонстрации анонса фильма «Девушки бывают разные» в эфире СМИ телеканал «Урал-Информ ТВ» на территории <адрес> края, на территории <адрес> края, на территории <адрес> края отсутствует знак информационной продукции, в то время как согласно прокатному удостоверению, размещенному на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации, данному фильму присвоен знак информационной продукции «16+», чем нарушены требования ч. 4.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2010 года №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «Рекламно-информационное агентство «Местное время» обратилось в Свердловский районный суд г. Перми с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить. В обосновании жалобы указано, что в эфире СМИ телеканала «Урал-Информ ТВ» на территории <адрес> и <адрес> края произведен новостной выпуск, в котором в том числе фигурировала информация по фильму «Девушки бывают разные». В начале новостного выпуска при телетрансляции информационный значок «16+» был замещен в углу кадра в начале новостного выпуска телепрограммы, продолжительность его демонстрации составляла не менее 8 секунд, что подтверждается видеоматериалами. Трансляция информации о фильме «Девушки бывают разные» на телеканале «Урал-Информ ТВ» является новостным сюжетом, входящим в новостной выпуск, не носит рекламный характер, поскольку отсутствует возмездный договор между ООО «Рекламно-информационное агентство «Местное время» с производителем, распространителем фильма или лицом, предоставившим для опубликования сюжет о фильме указанной информации. Считают, что поскольку новостной выпуск, в котором вещался информационный сюжет (именно информационный сюжет, а не анонс или реклама, учитывая структуру) о кинофильме «Девушки бывают разные», имел ограничение по возрастной категории 16+, данное ограничение в виде знака транслировалось в течение 8 секунд, что отвечало требованиям действующего законодательства, соответственно все материалы, которые включал в себя новостной выпуск изначально были маркированы знаком 16+, такой квалифицирующий признак как объективная сторона правонарушения отсутствует, соответственно отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ.
Законный представитель, защитник в судебное заседание не явились. Ранее в судебном заседании защитник на доводах жалобы настаивала, просила удовлетворить, дополнительно пояснила, что новости шли одним выпуском. В начале данного новостного выпуска информационный значок «16+» был замещен в углу кадра. При этом новостной выпуск не прерывался на рекламу. Анонс фильма относится именно к новостному выпуску, было сообщение о том, что вышел данный фильм, это не являлось рекламой.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещен, ходатайств об отложении судебного заседания не представлено.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 2.1 ст. 13.21 КоАП РФ наступает за опубликование в средствах массовой информации программ теле- и (или) радиопередач, перечней и (или) каталогов информационной продукции без размещения знака информационной продукции либо со знаком информационной продукции, не соответствующим категории информационной продукции, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам планового мероприятия систематического наблюдения в отношении средства массовой информации телеканал «Урал-Информ ТВ», проведенного на основании плана деятельности Управления в 2019 году, утвержденного приказом Управления от 16 ноября 2018 года № 351, обнаружено административное правонарушение, допущенное ООО «Рекламно-информационное агентство «Местное время» как учредителем и редакцией СМИ телеканал «Урал-Информ ТВ», а именно: по результатам анализа записи за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при демонстрации анонса фильма «Девушки бывают разные» в эфире СМИ телеканал «Урал-Информ ТВ» на территории <адрес> отсутствует знак информационной продукции, в то время как согласно прокатному удостоверению, размещенному на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации, данному фильму присвоен знак информационной продукции «16+».
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Доступ детей к информации - возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации;
Знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона;
Информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи;
Информационная продукция для детей - информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей;
Информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, - информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом;
Одним из способов обеспечения информационной безопасности детей является классификация информационной продукции, которая в силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 Федерального закона № 436-ФЗ) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 и ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ, обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции (графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной ч. 3 ст. 6 указанного Федерального закона) и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:
1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры «0» и знака «плюс»;
2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;
3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;
4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;
5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится:
1) информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей;
2) информация, которая предусмотрена часть 3 настоящей статьи с учетом положений статей 7 - 10 настоящего Федерального закона и распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.
Статья 12 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ предусматривает, что знак информационной продукции размещается в публикуемых программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции, а равно и в такой информационной продукции, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях.
В данном случае, мировой судья, признавая ООО «Рекламно-информационное агентство «Местное время» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 13.21 КоАП РФ, установил, что указанный сюжет не носит характера новостного сюжета, так как имеет своей целью привлечь внимание аудитории к указанному фильму с целью его успешного проката в кинотеатрах города, то есть, носит рекламный характер и отвечает характеристике программ теле- и (или) радиопередач, перечней и (или) каталогов информационной продукции, а равно и в такой информационной продукции, размещаемой в информационно- телекоммуникационных сетях в смысле ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ.
То обстоятельство, что в начале новостного выпуска был размещен информационный знак «16+» в углу кадра, его демонстрация составляла не менее 8 секунд, на квалификацию правонарушения не влияет, так как законом установлено, что знак информационной продукции размещается непосредственно в публикуемых программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции, а равно и в такой информационной продукции, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях.
По мнению судьи апелляционной инстанции, указанный вывод мирового судьи является обоснованным.
Согласно п. 4.1 ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ, Производитель, распространитель продукции средства массовой информации вправе заключить с лицом, предоставившим ему для опубликования программу теле- и (или) радиопередач, перечень и (или) каталог информационной продукции, гражданско-правовой договор, по которому на указанное лицо возлагается обязанность обозначить знаком информационной продукции в соответствии с настоящей статьей такие программы теле- и (или) радиопередач, перечни и (или) каталоги информационной продукции.
Доводы заявителя, о том, что объективная сторона правонарушения и состав правонарушения отсутствуют, являются несостоятельными.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 13.21 КоАП РФ, заключается в действиях, направленных на опубликование в СМИ программ теле- и (или) радиопередач, перечней и (или) каталогов информационной продукции без размещения знака информационной продукции либо со знаком информационной продукции, не соответствующим категории информационной продукции.
В материалах дела не представлено доказательств того, что имеется гражданско - правовой договор, снимающий с ООО «Рекламно-информационное агентство «Местное время» ответственность за размещение сюжета о данном фильме без размещения знака информационной продукции либо со знаком информационной продукции, не соответствующим категории информационной продукции и (или) возлагающий такую ответственность на производителя, распространителя фильма или лицо, предоставившим для опубликования сюжет о фильме.
Как следует из ст. 56 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
Вещатель несет ответственность за соответствие распространяемых телеканала, радиоканала требованиям законодательства Российской Федерации.
Мероприятия по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с лицами, указанными в частях первой и второй настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что приведенные выше требования Федерального закона РФ от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» ООО «Рекламно-информационное агентство «Местное время» учредителем и редакцией телеканала соблюдены не были.
Следовательно, наличие события административного правонарушения, вина ООО «Рекламно-информационное агентство «Местное время» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 13.23 КоАП РФ, подтверждается письменными материалами дела и видеоматериалами.
Мировой судья квалифицирует действие ООО «Рекламно-информационное агентство «Местное время» по ч. 2.1 ст. 13.21 КоАП РФ как опубликование в средствах массовой информации программ теле- и (или) радиопередач, перечней и (или) каталогов информационной продукции без размещения знака информационной продукции, что является законным.
Таким образом, все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.
Иных доводов, способных повлечь отмену или изменение постановления в настоящей жалобе не приведено, оснований для отмены постановления при рассмотрении жалобы не установлено.
Административное наказание в виде штрафа назначено Обществу в пределах санкции, установленной частью 2.1 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По своему виду и размеру данное наказание соответствует характеру совершенного правонарушения. При этом в представленных материалах не имеется данных, свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, позволяющих на основании ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снизить размер назначенного административного штрафа менее его минимального размера, предусмотренного санкцией статьи.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления мирового судьи, по делу не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Свердловского судебного района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Рекламно-информационное агентство «Местное время» - оставить без изменения, жалобу ООО «Рекламно-информационное агентство «Местное время» - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья Бабурина О.И.