Дело № 2 – 732/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 ноября 2014 г. г. Приволжск
Приволжский районный суд Ивановской области
в составе:
председательствующего судьи Цветковой Л.Р.
при секретаре Шеламовой И.Н.
с участием прокурора Антонюка Д.Г.,
представителей ответчика ФИО5, ФИО6,
представителя третьего лица ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 ноября 2014г. гражданское дело по иску прокурора Приволжского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Приволжское многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» о понуждении к совершению определенных действий оборудовать контейнерные площадки у многоквартирных жилых домов
УСТАНОВИЛ:
Прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Приволжское многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» (Далее ООО «Приволжское МПО ЖКХ») о понуждении к совершению определенных действий: оборудовать контейнерные площадки у многоквартирных жилых домов.
В обоснование иска прокурор пояснил, что ООО «Приволжское МПО ЖКХ» управляет многоквартирными домами, расположенными в г. Приволжске по адресам: ул. <адрес>, ул. <адрес>, в том числе оказывает услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. <адрес> проводилась проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования. В ходе проведенной проверки установлено, что контейнерные площадки около вышеуказанных домов содержатся ненадлежащим образом: имеются навалы мусора, количество контейнеров превышает максимально допустимые нормы, контейнеры расположены на необорудованной территории, часть площадок не имеет бордюров или ограждений. Ненадлежащее содержание контейнерных площадок нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, приводит к загрязнению окружающей территории. Требования к содержанию контейнерных площадок у многоквартирных жилых домов содержатся в СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № и в пункте 3.7.4 Постановления Госстроя Российской Федерации «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»№ от ДД.ММ.ГГГГ. Прокурор просит обязать ответчика оборудовать контейнерные площадки около вышеуказанных домов в соответствии с требованиями законодательства обязать ответчика оборудовать площадку бетонным или асфальтовым покрытием, ограничить бордюром и зелеными насаждениями по периметру или ограждением по периметру из стандартных железобетонных изделий или других материалов.
Представители ответчика исковые требования не признали и пояснили, что около вышеуказанных домов располагаются контейнерные площадки, на которых расположены контейнеры для сбора твердых бытовых отходов ООО «Приволжское МПО ЖКХ». Управляющая организация признает свою обязанность содержать контейнерные площадки, т.е. содержать в надлежащем виде принадлежащие им контейнеры и убирать территорию, количество контейнеров они уже привели в соответствие с требованиями санитарных норм и правил. По остальным требованиям прокурора они надлежащим ответчиком не являются. Контейнерные площадки расположены на земельных участках, не относящихся к придомовой территории многоквартирных домов, в состав общего имущества они не входят, поэтому управляющая организация не обязана оборудовать контейнерные площадки. Ответчик просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Администрации Приволжского муниципального района, в ведение которой в соответствии с соглашением переданы полномочия Приволжского городского поселения по организации сбора и вывоза бытовых отходов, исковые требования прокурора поддержала и пояснила, Что организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов отнесена к вопросам местного значения. Расположение контейнерных площадок у многоквартирных жилых домой согласовано с органами местного самоуправления и претензий по их расположению они не имеют. В настоящее время контейнерные площадки располагаются на земельных участках, находящихся в неразграниченной государственной собственности. На указанных земельных участках располагаются контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, принадлежащие управляющим организациям. На органах местного самоуправления лежит только обязанность организовать деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, что Администрацией Приволжского района выполняется: в настоящее время действуют нормы и правила по благоустройству территории Приволжского городского поселения, в соответствии с которыми органы местного самоуправления занимаются координацией деятельности специализированных служб в области очистки, уборки территории, обеспечении чистоты и порядка в Приволжском городском поселении. Ответственность за сбор твердых бытовых отходов в контейнеры по муниципальному жилищному фонду возлагается на органы местного самоуправления, предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Органы местного самоуправления предоставили управляющим организациям возможность пользования земельными участками под контейнерными площадками. Управляющие организации получают от жильцов плату за сбор и вывоз твердых бытовых отходов, поэтому они обязаны содержать в надлежащем виде контейнерные площадки.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Для решения этого вопроса местного значения решением Совета Приволжского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Нормы и правила по благоустройству территории Приволжского городского поселения. В соответствии с этим документом Органы местного самоуправления Приволжского городского поселения осуществляют координацию деятельности специализированных служб в области очистки, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка (п.1.3.) Ответственность за сбор твердых бытовых отходов в контейнеры, зачистку (уборку) контейнерных площадок возлагается по муниципальному жилищному фонду – на органы местного самоуправления, предприятия жилищно-коммунального хозяйства (п. 3.2.2). Толкование этой нормы с учетом положений п. 1.3., позволяет сделать вывод, что на органы местного самоуправления поселения возлагается ответственность только за координацию деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, к которым в том числе относится и ответчик. В этих целях поселением разработаны указанные выше Правила и нормы, органы местного самоуправления не имеют возражений против использования земельных участков, находящихся в неразграниченной муниципальной собственности под контейнерные площадки, т.е. в соответствии с п. 3.4. указанных выше правил и норм согласовали жилищно-эксплуатационным организациям место размещения контейнерных площадок.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с соглашением между Приволжским городским поселением и Приволжским муниципальным районом о передаче осуществления части полномочий № от ДД.ММ.ГГГГг. полномочия Приволжского городского поселения в части организации сбора и вывоза бытовых отходов переданы Приволжскому муниципальному району (подпункт 18 пункта 1.1. Соглашения).
Администрация Приволжского района в целях исполнения своих обязанностей по решению вопроса местного значения готовится к размещению в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ договора на выполнение работ по разработке генеральной схемы санитарной очистки территории Приволжского муниципального района. Дата окончания работ установлена ДД.ММ.ГГГГ<адрес> образом, Администрации Приволжского городского поселения и Приволжского муниципального района Ивановской области исполняют свои обязанности по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и по требованию прокурора о возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки ответчиками быть не могут.
Собственники помещений в многоквартирных домах № по ул. <адрес>, № по ул. <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес> в соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации выбрали способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией. Управляющей организацией по отношению ко всем этим многоквартирным домам является ООО «Приволжское МПО ЖКХ».
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом д пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № содержание общего имущества многоквартирного дома в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
В соответствии с договорами управления многоквартирными домами собственники помещений в многоквартирных домах поручили управляющей организации выполнение работ и оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Следовательно, ответственность за организацию сбора и вывоза бытовых отходов конкретного жилого дома передана собственниками помещений управляющей организации ООО «Приволжское МПО ЖКХ». ООО «Приволжское МПО ЖКХ» получает от собственников плату за сбор и вывоз твердых бытовых отходов. Содержание контейнерных площадок входит в состав услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, при этом расположение контейнерных площадок не на придомовой территории в данном случае не имеет существенного значения. Для оказания услуг по договору управления многоквартирным домом в соответствии с пунктом 2.1.3 договора управляющая организация оказывает услуги либо самостоятельно с использованием собственного имущества, либо путем заключения договоров с третьими лицами. Управляющая организация для оказания услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов использует собственные контейнеры, что не оспаривается ответчиком, земельный участок, находящийся в неразграниченной государственной собственности для расположения контейнерной площадки по согласованию с органами местного самоуправления и оплачивает услуги третьих лиц по вывозу твердых бытовых отходов в соответствии с заключенными договорами.
Собственники жилых помещений оплачивают управляющей организации услуги по содержанию имущества в многоквартирном доме, в состав платы включается, в том числе, и плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
Представители ответчика пояснили, что в состав платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов не включается плата за оборудование контейнерных площадок. В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, и плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Сбор и вывоз твердых бытовых отходов – это услуга по управлению многоквартирным домом.
Во введении к Приказу Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу «Об утверждении методических рекомендаций по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда» № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что организация содержания и ремонта жилищного фонда должна обеспечивать его надлежащее использование и сохранность, учитывающая реальные условия финансирования жилищной сферы на местах и предусматривающая возможность изменения условий финансирования и конкретного перечня работ, подлежащих выполнению. Приказ определяет порядок определения затрат на содержание и ремонт общего имущества в том числе на благоустройство, обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовых территорий, в состав этих затрат в том числе входят затраты на сбор и вывоз твердых бытовых отходов (п. 2.4), а также затраты на оплату услуг специализированных организаций по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (п.2.6).
Кроме того письмом государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ № рекомендованы к применению методические рекомендации, предназначенные для практического использования при определении экономически обоснованного тарифа на услуги по сбору, вывозу, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов.
В соответствии с пунктом 4.1. указанных рекомендаций в состав прямых затрат при формировании тарифа на сбор твердых бытовых отходов включаются в том числе и затраты на содержание контейнерных площадок. В состав этих затрат входят строительство контейнерных площадок (перенос на новое место); текущий ремонт, капитальный ремонт (замена ограждения), уборка контейнерных площадок.
Таким образом, содержание контейнерных площадок входит в состав расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Собственники помещений в многоквартирных домах оплачивают эту услугу управляющей организации ООО «Приволжское МПО ЖКХ», которая в соответствии с договором на оказание услуг по управлению многоквартирным домом должна надлежащим образом исполнять свои обязанности, в том числе, и по сбору твердых бытовых отходов.
В соответствии с пунктом 3.7.1. постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № от ДД.ММ.ГГГГ «об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:
установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории.
В соответствии с пунктом 3.7.4 указанного постановления мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
При этом органы местного самоуправления не относятся к организациям по обслуживанию жилищного фонда, в соответствии с договорами, заключенными с собственниками помещений в многоквартирных домах такой организацией является ООО «Приволжское МПО ЖКХ».
Следовательно, требования прокурора к ООО «Приволжское МПО ЖКХ» о понуждении к совершению действий по оборудованию контейнерных площадок у многоквартирных жилых домов являются обоснованными.
Ненадлежащее состояние контейнерных площадок установлено в ходе проведенной прокуратурой района проверки.
В соответствии с пунктом 8.2.5. СанПиН 2.1.22645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Проверкой установлено превышение максимально допустимого количества контейнеров, отсутствие покрытия и ограждения бордюром и кустарниками, или ограждения в соответствии с п. 3.7.4. постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». Ответчиком в добровольном порядке количество контейнеров на площадках приведено в соответствии с требованиями законодательства.
Ненадлежащее содержание контейнерных площадок нарушает требования части 1 статьи 22 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Аналогичная норма содержится также в статье 8 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Ненадлежащее содержание контейнерных площадок для сбора мусора и твердых бытовых отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Следовательно, в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор имеет право на предъявление в суд иска к управляющей организации о понуждении к совершению действий по оборудованию контейнерной площадки возле многоквартирных жилых домов.
Требования прокурора являются обоснованными и подлежат полному удовлетворению.
Срок исполнения обязанности по оборудованию контейнерных площадок ДД.ММ.ГГГГ является разумным и достаточным для урегулирования вопросов тарифной политики согласования действий с органами местного самоуправления, в соответствии с разрабатываемой схемой санитарной очистки территории и выполнения необходимого объема работ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Приволжского района Ивановской области удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Приволжское многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» оборудовать контейнерные площадки возле многоквартирных жилых домом, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес>, ул. <адрес>, ул. <адрес> соответствии с требованиями пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №64, а именно оборудовать площадку бетонным или асфальтовым покрытием, ограничить бордюром и зелеными насаждениями по периметру или ограждением по периметру из стандартных железобетонных изделий или других материалов в соответствии с пунктом 3.7.4 Постановления государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» № от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Приволжский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: / /
В окончательной форме решение изготовлено 24 ноября 2014г.