Дело № 2-4490/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
*** 2016 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Пулатовой З.И.
при секретаре Степанове М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Наливко А.В., Храмовой М.О., Жуковой Е.А., Павловой О.С., Дмитриевой М.Г., Федоровой С.В., Смирновой И.В., Заруцкого А.А., Строгоновс Т.И., Сергеевой Н.Л., Яковлева В.А., Сурниной С.А., Воловой Н.И., Васильевой Н.Н. к Государственному комитету Псковской области по охране объектов культурного наследия о признании решения незаконным и обязании произвести выплату на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
Наливко А.В. обратился в суд с иском к Государственному комитету Псковской области по охране объектов культурного наследия о признании решения незаконным и обязании произвести выплату на санаторно-курортное лечение.
В обоснование иска указал, что он занимает должность начальника отдела организации сопровождения работ по сохранению объектов культурного наследия.
15.04.2016 им подано заявление о выплате компенсации на санаторно-курортное лечение за 2016 год, в выплате которой отказано, так как в соответствии с письмом Министерства культуры Российской Федерации от 22.07.2014 № 1876-12-06 и Методикой распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, не предусмотрено осуществление выплат на санаторно-курортное лечение, тогда как выплаты на санаторно-курортное лечение государственным гражданским служащим, выполняющим переданные полномочия Российской Федерации, должны производиться за счет средств федеральной субвенции, в связи с чем лимиты на осуществление таких выплат из средств областного бюджета на 2016 год не предусмотрены. Лимиты на осуществление таких выплат из средств федерального бюджета на 2016 год также не предусмотрены.
Данный отказ противоречит закону, нарушает его право на государственную гарантию такой выплаты, на основании изложенного истец просил суд признать решение Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия об отказе произвести выплаты на санаторно-курортное лечение за 2016 год незаконным и обязать ответчика произвести выплату на санаторно-курортное лечение за 2016 год в сумме 35 936 рублей.
Аналогичные иски поданы в суд Храмовой М.О., Жуковой Е.А., Павловой О.С., Дмитриевой М.Г., Федоровой С.В., Смирновой И.В., Заруцким А.А., Строгоновс Т.И., Сергеевой Н.Л.., Яковлевым В.А., Сурниной С.А., Воловой Н.И., Васильевой Н.Н.
Определением суда от 17.08.2016 гражданские дела объедены в одно производство.
Истцы Наливко А.В., Храмова М.О., Жукова Е.А., Павлова О.С., Дмитриева М.Г., Федорова С.В., Смирнова И.В., Заруцкий А.А., Строгоновс Т.И., Сергеева Н.Л.., Яковлева В.А., Сурнина С.А., Васильева Н.Н. извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не явились, воспользовались правом ведения дела через представителя в порядке ст. 48 ГПК РФ.
Истец Волова Н.И.. действующая в своих интересах, являясь представителем истцов, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Чернова У.Ю. в судебном заседании с иском не согласилась, указав, что при формировании бюджета в 2015 году на 2016 год были подробно расписаны все денежные потоки, однако когда бюджет окончательно был утвержден, то сумму бюджета пришлось сократить. При обращении к губернатору с просьбой о дальнейших действиях в связи с тем, что на 2016 год выплата на санаторно-курортное лечение уже не предусмотрена, поступил ответ о том, что выплата должна быть совершена из федеральной субвенции, но в связи отсутствием денежных средств данное не представляется возможным.
Представитель третьего лица Государственного финансового управления Псковской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, ходатайствовал о рассмотрении дело в его отсутствие, ранее в предварительном судебном заседании указала, что возможно осуществление выплат на санаторно-курортное лечение за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета областному бюджету в целях финансового обеспечения осуществления переданных Российской Федерацией полномочий.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд.
В силу ст. 129 Трудового кодекса Российской федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим гарантируются равные условия оплаты труда, ее иное не установлено указанным Федеральным законом.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 39 Закона Псковской области от 05.12.2005 № 491-оз «О государственной гражданской службе Псковской области» государственным гражданским служащим области установлена государственная гарантия в виде выплаты на санаторно-курортное лечение.
Выплата производится один раз в год гражданскому служащему, не получившему по месту службы путевку на санаторно-курортное лечение за счет средств социального страхования, либо за счет средств областного бюджета, размер выплаты определяется исходя из 50 процентов средней стоимости дня пребывания в санаторно-курортном учреждении, расположенном на территории Псковской области, и количества дней ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего.
На территории Псковской области нормативным правовым актом Администрации области, регулирующим порядок выплаты на санаторно- курортное лечение государственным гражданским служащим Псковской области, является постановление Администрации области от 28.06.1999 № 187 «Об утверждении Положения о порядке выплаты на санаторно-курортное лечение государственным гражданским служащим области и лицам, замещающим государственные должности Псковской области в Администрации области».
Пунктом 2 указанного постановления установлено, что расходы, связанные с выплатой на санаторно-курортное лечение государственным гражданским служащим области, производятся за счет средств областного бюджета, предусмотренных на функционирование органов государственной власти области.
Судом установлено, что истцы Храмова М.О., Жукова Е.А., Павлова О.С., Дмитриева М.Г., Федорова С.В., Смирнова И.В., Заруцкий А.А., Строгоновс Т.И., Сергеева Н.Л., Яковлева В.А., Сурнина С.А., Наливко А.В., Васильева Н.Н., Волова Н.И. являются государственными гражданскими служащими Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия, с которыми заключены служебные контракты.
В соответствии с п. 4.2.11 каждого служебного контракта государственному служащему устанавливаются другие выплаты, предусмотренные федеральным и областным законодательством.
Истцами поданы заявления руководителю Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия с просьбой произвести единовременную выплату на санаторно-курортное лечение.
Письмом от 23.05.2016 работодателем отказано в выплате, со ссылкой на письмо Министерства культуры Российской Федерации от 22.07.2014 № 1876-12-06, где указано, что в соответствии с Методикой распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, не предусмотрено осуществление выплат на санаторно-курортное лечение.
В соответствии с письмом Государственного финансового управления Псковской области от 21.05.2014 № ФН/11-390 выплаты на санаторно-курортное лечение государственным гражданским служащим, выполняющим переданные полномочия Российской Федерации, должны производиться за счет средств федеральной субвенции, однако лимиты на осуществление данных выплат из средств области бюджета на 2016 год не предусмотрены, следовательно, в 2016 году выплаты на санаторно-курортное лечение не могут быть произведены, поскольку источник этих выплат не определён.
Разрешая заявленные истцами требования, суд не соглашается с данными выводами, признавая нарушение трудовых прав истцов, снижающих уровень гарантий, предусмотренных подп. 1 п. 1 ст. 52 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Доводы стороны ответчика об отсутствии денежных средств и неопределенности источника финансирования не освобождают субъект Российской Федерации от выполнения принятых на себя публично-правовых обязательств по выплате спорной компенсации, отсутствие у субъекта Российской Федерации финансовой возможности на выполнение принятых обязательств по предоставлению гарантированных законом выплат не может являться основанием для нарушения прав государственных гражданских служащих.
При этом суд считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации далее – БК РФ) под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке
Согласно пункту 3 указанной статьи БК РФ субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзаце шестом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 133 настоящего Кодекса, а также за счет и в пределах субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставляемых бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования в порядке, предусмотренном статьей 133.2 настоящего Кодекса.
Методикой распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, предусмотрена формула, по которой определяется размер субвенции, исходя из численности сотрудников в соответствующем субъекте Российской Федерации и затрат на содержание одного работника.
При этом затраты на содержание одного работника включают в себя расходы на оплату труда работников, рассчитанные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».
Указанная Методика не содержит указаний на статьи экономической классификации расходов, на которые должны быть направлены средства федерального бюджета, полученные в виде субвенции, а в Указе Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 отсутствует исчерпывающий перечень выплат, формирующих затраты на оплату труда федеральных государственных гражданских служащих.
Перечень элементов фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих также не носит исчерпывающий характер, поскольку согласно пункту 8 Указа фонд оплаты труда формируется за счет средств, направляемых для выплаты должностных окладов, окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Поскольку средства бюджета Псковской области, предусмотренные на функционирование Комитета в части осуществления им переданных полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, формируются за счет субвенций из федерального бюджета, следовательно, осуществление выплат на санаторно-курортное лечение государственным служащим Комитета в связи с выполнением ими названных обязанностей также должно производиться за счет субвенций.
Размер выплаты на санаторно-курортное лечение для государственных гражданских служащих области, замещающих ведущие должности государственной гражданской службы категории «руководители» и категории «помощники (советники) государственной гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» в 2016 составляет 35 936 рублей, что отражено в приказе Аппарата Администрации Псковской области от 03.02.2016 № 27-од.
На основании изложенного суд удовлетворяет требования истцов в полном объеме.
Согласно подпункту 19 пункту 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иски Наливко А.В., Храмовой М.О., Жуковой Е.А., Павловой О.С., Дмитриевой М.Г., Федоровой С.В., Смирновой И.В., Заруцкого А.А., Строгоновс Т.И., Сергеевой Н.Л., Яковлева В.А., Сурниной С.А., Воловой Н.И., Васильевой Н.Н. к Государственному комитету Псковской области по охране объектов культурного наследия о признании решения незаконным и обязании произвести выплату на санаторно-курортное лечение удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия об отказе в выплате на санаторно-курортное лечение за 2016 год Наливко А.В., Храмовой М.О., Жуковой Е.А., Павловой О.С., Дмитриевой М.Г., Федоровой С.В., Смирновой И.В., Заруцкому А.А., Строгоновс Т.И., Сергеевой Н.Л., Яковлеву В.А., Сурниной С.А., Воловой Н.И., Васильевой Н.Н..
Взыскать с Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия выплату на санаторно-курортное лечение за 2016 год в пользу Наливко А.В. – 35 936 рублей, Павловой О.С. - 35 936 рублей, Храмовой М.О. - 35 936 рублей, Дмитриевой М.Г. - 35 936 рублей, Жуковой Е.А. - 35 936 рублей, Федоровой С.В. - 35 936 рублей, Строгоновс Т.И. - 35 936 рублей, Сурниной С.А. - 35 936 рублей, Яковлева В.А. -35 936 рублей, Заруцкого А.А. - 35 936 рублей, Сергеевой Н.Л. -35 936 рублей, Смирновой И.В. - 35 936 рублей, Воловой Н.И. - 35 936 рублей, Васильевой Н.Н. - 35 936 рублей.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья:З.И. Пулатова