Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-299/2019 ~ М-303/2019 от 28.06.2019

Решение составлено в окончательной форме 28.08.2019.

Дело № 2-299/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2019 года

г. Оленегорск

Оленегорский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Вязниковой Н.А.,

при секретаре Харитоновой Т.Н.,

с участием

представителя ответчика Ходоровой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андрюшенко Алексея Александровича к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Оленегорский» о признании незаконными и об отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Андрушенко А.А. обратился в суд с иском к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее- МО МВД РФ «Оленегорский») и просит признать незаконными и отменить приказы врио начальника МО МВД РФ «Оленегорский» А.А.В. №425 л/с от 24.05.2019 о наложении взыскания в виде замечания, врио начальника МО МВД РФ «Оленегорский» Т.А.Н. №513 л/с от 24.06.2019 о наложении взыскания в виде выговора и начальника МО МВД РФ «Оленегорский С.Е.В. №526 л/с от 26.06.2019 о наложении взыскания в виде выговора, также просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

В обоснование заявленных требований Андрушенко А.А. указывает, что с 16.07.2018 проходит службу в должности участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН МО МВД РФ «Оленегорский».

Приказом №425 л/с от 24.05.2019 на него наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания за нарушения требований законодательства и трудовых обязанностей, выразившиеся в нарушении срока направления копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела заявителю и прокурору по материалу проверки КУСП №4951 от 04.07.2018.

Приказом №513 л/с от 24.06.2019 на него наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора за нарушения требований законодательства и трудовых обязанностей, выразившиеся в неисполнении требований прокурора по проведению в установленный законом срок дополнительной процессуальной проверки и принятии законного, обоснованного решения по материалам проверки №№ 4951/868-18, 1790/303-19, 9257/1432-18, 9331/1452-18, 896/197-19, а также в нарушении срока направления заявителю и прокурору копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по материалу проверки ОМ №1829/309 от 14.05.2019.

Приказом №526 л/с от 26.06.2019 на него наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора за нарушения требований законодательства и трудовых обязанностей, выразившееся в отказе от исполнения приказа вышестоящего руководителя о проведении проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях, об административных правонарушениях по смежному административному участку №8 города Оленегорска, что повлекло нарушение сроков проведения проверок, нарушение прав и законных интересов заявителей.

Основаниями для наложения всех дисциплинарных взысканий явились материалы и заключения служебных проверок, которые проведены, по мнению истца, прямо или косвенно заинтересованными лицами, с которыми у него сложились неприязненные отношения. Считает незаконными ссылки ответчика на невыполнение им отдельных пунктов должностной инструкции участкового уполномоченного полиции, поскольку с должностной инструкцией (регламентом) его не знакомили. Кроме того, при наложении взысканий не приняты во внимание обстоятельства, свидетельствующие о невозможности надлежащего осуществления им служебной деятельности ввиду отсутствия материально-технического обеспечения. Кроме того, в нарушение требований законодательства его не ознакомили с заключениями служебных проверок, не выдали их копии.

Просит признать незаконными и отменить указанные приказы. Кроме того, просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей, так как в связи с привлечением к дисциплинарной ответственности он испытал сильный эмоциональный стресс, ухудшилось состояние здоровья его супруги. Просит рассмотреть дело в его отсутствие, представив письменное ходатайство.

МО МВД РФ «Оленегорский» иск не признал, изложив возражения в представленном отзыве (л.л.38) указывая, что в период прохождения истцом службы с 16.07.2018 в качестве участкового уполномоченного полиции группы участковых уполномоченных полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних были проведены три служебные проверки, которыми выявлены допущенные истцом нарушения должностных обязанностей в части направления заявителям и прокурору решений по материалам проверок, а также в части сроков принятия решений по материалам, зарегистрированным в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее –КУСП) и в части отказа от исполнения приказа руководителя о проведении проверок по смежному административному участку. По итогам служебных проверок на истца наложены дисциплинарные взыскания приказом № 425 л/с от 24.05.2019 в виде замечания, приказом № 526 л/с от 26.06.2019 в виде выговора, приказом № 573 л/с от 24.06.2019 в виде выговора. Отмечено, что в ходе служебных проверок от Андрюшенко А.А. были затребованы объяснения, сроки привлечения к дисциплинарной ответственности соблюдены. Поскольку работодателем не допущено нарушений действующего законодательства, отсутствуют основания для признания указанных приказов незаконными, соответственно отсутствуют основания для взыскания компенсации морального вреда. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области (далее УМВД России по Мурманской области), Ходорова Е.В. поддержала доводы, изложенные в отзыве.

Выслушав объяснения представителя ответчика и третьего лица, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу статьи 2, части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В силу пункта 4 части 2 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее –Федеральный закон от 30.11.2011 №342-ФЗ) грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность.

Правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел регламентируются также Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел должен знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере (пункт 1); знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации (пункт 2).

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ предусмотрены дисциплинарные взыскания, которые могут налагаться на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий на сотрудников полиции, а также порядок проведения служебной проверки установлены статьями 51, 52 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, приказом МВД России от 26.03.2013 № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее –Порядок).

Согласно части 3 статьи 52 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: 1)фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2)вины сотрудника; 3)причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4)характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5)наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.

По общему правилу дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с пунктом 14 Порядка поручение сотруднику о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащего сведения о наличии основания для её проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится.

Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для её проведения (пункт 15 Порядка).

В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о её проведении. Срок проведения служебной проверки по решению Министерства внутренних дел Российской Федерации или руководителя (начальника), принявшего решение о проведении служебной проверки, может быть продлен, но не более чем на тридцать дней (пункт 16 Порядка).

Разделом четвертым Порядка установлен порядок оформления результатов служебной проверки.

Заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять их трех частей: вводной, описательной и резолютивной (пункт 34 Порядка).

Согласно пункту 35 Порядка в вводной части указываются: должность, звание, инициалы, фамилия сотрудника, проводившего служебную проверку, или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием специального звания, должности, фамилии и инициалы председателя и членов комиссии) (подпункт 35.1); должность, звание, фамилия, имя, отчество, год рождения сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также сведения об образовании, о времени его службы в органах внутренних дел и в замещаемой должности, количестве поощрений, взысканий (подпункт 35.2 Порядка).

Описательная часть должна содержать основания проведения служебной проверки, объяснение сотрудника в отношении которого проведена служебная проверка, факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка, наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ, факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника, материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника, иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки (пункт 36 Порядка).

С учетом изложенной в описательной части информации в резолютивной части указываются: заключение об окончании служебной проверки и о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия, выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка, выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30.11 2011 №342-ФЗ, выводы о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении сотрудника, предложения о передаче материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы прокуратуры Российской Федерации для принятия решения в установленном законом порядке, рекомендации об оказании сотруднику правовой помощи, а также социальной и (или) психологической помощи, предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины или обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ (пункт 37 Порядка).

Заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления (пункт 39 Порядка).

Согласно п.50 Дисциплинарного устава органов внутренних дел, утвержденного Указом президента Российской Федерации №1377 от 14.10.2012, на сотрудника, допустившего грубое нарушение служебной дисциплины, независимо от наличия или отсутствия у него дисциплинарных взысканий может быть наложено любое дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения со службы в органах внутренних дел.

Приведенными выше нормативными положениями определены основания и регламентирован порядок проведения служебной проверки, по результатам которой составляется соответствующее заключение. Сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд. При этом законом установлен ряд норм, касающихся порядка проведения служебной проверки, несоблюдение которых может служить основанием для признания недействительным (незаконным) заключения по результатам служебной проверки.

Согласно приказу МВД России от 31.12.2012 №1166 участковый уполномоченный полиции в целях успешного выполнения поставленных перед ним задач обязан знать и соблюдать требования Федерального закона «О полиции», других федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих деятельность участкового уполномоченного полиции.

Порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступления, об административных правонарушениях, о происшествиях установлен Инструкцией, утвержденной приказом МВД России от 29.08.2014 №736.

При несении службы на административном участке участковый уполномоченный полиции обязан осуществлять в пределах компетенции проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции»), пункт 40 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях).

Информировать в пределах компетенции заявителей о ходе рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, проверку по которым он осуществляет, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации (пункт 1 части 12 Федерального закона «О полиции», п.70 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях). Кроме того, сотрудник органов внутренних дел, проводивший проверку по заявлению (сообщению) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, должен в кратчайший срок (не позднее чем до истечения 24 часов с момента принятия решения) проинформировать о нем оперативного дежурного дежурной части для обеспечения своевременного заполнения графы 9 КУСП, а также представить оперативному дежурному копию решения (п.69 Инструкции).

Аналогичные обязанности закреплены в должностной инструкции участкового уполномоченного ОУППиДН МО МВД России «Оленегорский».

Обязанность по ведению КУСП и регистрации в ней заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях возлагаются на оперативного дежурной части, который (оперативный дежурный) при приеме и сдаче дежурства докладывает письменным рапортом руководителю (начальнику) территориального органа МВД России о сотрудниках органов внутренних дел, проводивших проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, срок рассмотрения которых истек в течение дежурных суток и не проинформировавших дежурную часть о её результатах.

Руководитель (начальник) территориального органа МВД России несет персональную ответственность за соблюдение законности при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, а также обеспечивает ежедневный контроль за соблюдением сроков разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, а также правильностью ведения КУСП с записью об этом в книге приема и сдачи дежурства (п.п.71.3, 72.1, 72.2).

Судом установлено и как следует из представленных документов, с 16.07.2018 Андрюшенко А.А. проходит службу в МО МВД России «Оленегорский» в должности участкового уполномоченного полиции группы участковых уполномоченных полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних (далее-УУП ОУУПиДН, участковый уполномоченный).

В соответствии с должностной инструкцией участкового уполномоченного полиции группы участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних МО МВД России «Оленегорский», утвержденной врио начальника полиции МО МВД России «Оленегорский» К.С.А. (т.1 л.д.208-228), участковый уполномоченный полиции в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными закона, Федеральным законом от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, Приказом МВД России от 31.12.2012 №1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции», иными правовыми актами МВД России, правовыми актами УМВД России по Мурманской области и др.(п.4). Участковый уполномоченный полиции подчиняется непосредственно начальнику ОУУпиПДН, прямым руководителем для него является начальник МО МВД России «Оленегорский» (п.11).

Судом установлено и как следует из представленной ответчиком указанной должностной инструкции она разработана заместителем начальника ОУУп и ПДН МО МВД России «Оленегорский» П.А.В. 17.08.2018 и в этот же день под расписку с ней ознакомлен Андрюшенко А.А.

Приказом МО МВД России «Оленегорский» № 731 от 22.08.2018 за Андрюшенко Алексеем Александровичем закреплен Административный участок №7.

Приказом МО МВД России «Оленегорский» №425 л/с от 24.05.2019 на майора полиции Андрюшенко А.А. за нарушение срока направления заявителю и прокурору копий постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по материалу проверки КУСП №4951 от 04.07.2018 наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Основанием для издания оспариваемого приказа послужило заключение служебной проверки № 40 от 23.05.2019, назначенной начальником МО МВД России «Оленегорский» подполковником полиции С.Е. на основании рапорта врио начальника штаба МО МВД России «Оленегорский» капитана внутренних дел К.В.В., согласно которому участковым уполномоченным полиции ОУУПиДН МО МВД России «Оленегорский» Андрюшенко А.А. в нарушение установленного прокурором срока 30.03.2019 был вынесен отказной материал ( 4951/868-2018), поступивший для учета в штаб МО МВД России «Оленегорский» 03.04.2019.

В целях объективного рассмотрения обстоятельств, изложенных в рапорте, и учитывая поступившее от Андрюшенко А.А. ходатайство, врио начальника МО МВД России «Оленегорский» полковник внутренней службы А.А.В. поручил проведение служебной проверки К.В.В., при этом Андрюшенко А.А. по существу рапорта представил объяснение, в котором указал об отсутствии вины в нарушении сроков, так как им было принято решение по материалу 30.03.2019, а 01.04.2019 он пытался сдать отказной материал начальнику ОУУПиПДН МО МВД России «Оленегорский» К.С.А., однако последний отказался принимать материал.

В ходе служебной проверки также отобрано объяснение от К.С.А., указывающего на предоставление ему отказных материалов после неоднократных напоминаний лишь первоначально вечером 02.04.2019, а затем 03.04.2019.

Как следует из заключения №40 служебной проверки, участковым уполномоченным полиции Андрюшенко А.А. был получен на исполнение материал об отказе в возбуждении уголовного дела, возвращенный прокурором для проведения дополнительной проверки 26.03.2019 с установленным сроком проведения проверки –пять суток. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по материалам дополнительной проверки майором полиции Андрюшенко А.А. было вынесено 30.03.2019 и утверждено врио зам.начальника полиции по ООП МО МВД России «Оленегорский» К.С.А. 03.04.2019.

Таким образом, в нарушение требований ч.4 ст.148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору), п.2 ч.1 ст.27 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» (сотрудник полиции обязан выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом), пп «а,б» ст.5 Дисциплинарного устава органа внутренних дел, утвержденного Указом Президента РФ №1377 от 14.10.2012 (сотрудник обязан знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав; выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральным законам); пп 4, 14.2 должностной инструкции участкового уполномоченного полиции (осуществлять в пределах компетенции проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством РФ) участковым уполномоченным полиции группы УУП ОУУПиДН МО МВД России «Оленегорский» Андрюшенко А.А. в установленный срок не направлены копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела заявителю и прокурору по материалу проверки КУСП №4951 от 04.07.2018.

Судом установлено, что факт выявленных служебной проверкой нарушений Андрюшенко А.А. подтверждается также имеющимися в материалах проверки объяснениями К.С.А., И.А.Г.

Исходя из изложенных и установленных судом обстоятельств суд приходит к выводу, что у ответчика имелись основания для применения к истцу дисциплинарного взыскания, поскольку Андрюшенко А.А. были допущены нарушения возложенных на него обязанностей в части соблюдения сроков направления копий постановления об отказе в возбуждении уголовного дела заявителю и прокурору, при этом факт ненадлежащего исполнения истцом должностных обязанностей подтвержден заключением служебной проверки.

Судом не установлены нарушения порядка проведения служебной проверки, поскольку соблюден срок проведения служебной проверки; результаты служебной проверки представлены руководителю, принявшему решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения № 40 не позднее чем через три дня со дня завершения проверки и в этот же день указанное заключение утверждено руководителем, то есть не позднее чем через пять дней со дня представления заключения; о проведении проверки истец был уведомлен и от него поступило объяснение. Примененное дисциплинарное взыскание суд признает обоснованным.

Приказом МО МВД России «Оленегорский» №513 л/с от 24.06.2019 на майора полиции Андрюшенко А.А. за нарушение сроков проведения дополнительной процессуальной проверки и принятия обоснованного решения по материалам №№ 4951/868-18, 1790/303-19, 9257/1432-18, 9331/1452-18, 896/197-19, а также за нарушение сроков направления копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела заявителю и прокурору по материалу проверки №1829/309 от 14.05.2019 на участкового уполномоченного полиции группы УУП ОУУПиДН МО МВД России «Оленегорский» майора полиции Андрюшенко А.А. наложено дисциплинарное взыскания в виде выговора.

Основанием для издания данного приказа послужило заключение служебной проверки №73 от 17.06.2019, назначенной врио начальника МО МВД России «Оленегорский» подполковником полиции Т.А.Н. на основании рапорта врио заместителя начальника полиции по ООП-начальника ОУУПиПДН МО МВД России «Оленегорский» майора полиции К.С.А., согласно которому по находящимся на рассмотрении у участкового уполномоченного полиции Андрюшенко А.А. материалам по административному участку №7 (№№ 4951/868, 1829/309, 1790/303, 9257/1432, 9331/1452, 896/197) не приняты в установленный срок решения. Проведение проверки поручено начальнику штаба МО МВД России «Оленегорский» К.В.В.

По существу рапорта Андрюшенко А.А. представил объяснение от 24.05.2019, в котором указал, что перечисленные в рапорте материалы ему не передавались и рапорт составлен К.С.А. по надуманным основаниям. Считает любые, предъявляемые к нему требования К.С.А. незаконными, поскольку он со дня назначения не ознакомлен с должностной инструкцией участкового уполномоченного. Кроме того считает, что К.В.В. является заинтересованным в результатах проверки лицом, в связи с чем не может проводить служебную проверку.

В ходе проверки были отобраны объяснения от К.С.А., П.А.В. Б.С.В. Из которых следует, что все вышеуказанные материалы проверок были переданы Андрюшенко А.А. и находились у него, однако в установленный срок решение по ним не было принято, в связи с чем все материалы были участковым уполномоченным полиции Б.С.В. привезены с участкового пункта полиции №1, где работает Андрюшенко А.А., в МО МВД России «Оленегорский» на исполнение в кабинет №103.

Как следует из заключения №73 от 17.06.2019 служебной проверки, участковым уполномоченным полиции Андрюшенко А.А. все вышеперечисленные материалы были получены начальником ОУУПиПДН МО МВД России «Оленегорский» К.С.А., что подтверждается записями в журнале учета материалов об отказе в возбуждении уголовного дела, возвращенных для дополнительной проверки, и затем переданы на исполнение Андрюшенко А.А. В ходе проверки были изучены материалы проверок и по итогам проверки сделан вывод о нашедших свое подтверждение фактах нарушений служебной дисциплины участковым уполномоченным Андрюшенко А.А., выразившихся в неисполнении истцом требований прокурора по проведению дополнительной процессуальной проверки и принятии законного и обоснованного решения в порядке ст.145 УПК РФ в установленный срок по материалам №№ 4951/868-18, 1790/303-19, 9257/1432-18, 9331/1452-18, 896/197-19, а также в направлении в установленный срок копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела заявителю и прокурору по материалу ОМ №1829/309.

Таким образом, в нарушение ч.4 ст.21 УПК РФ, ч.4 ст.148 УПК РФ, п.2 ст.27 Федерального закона №3-ФЗ «О полиции», пп «а,б» ст.5 Дисциплинарного устава ОВД, пп 4, 14.2 должностной инструкции участкового уполномоченного Андрюшенко А.А., последним не проведена в установленный срок дополнительная процессуальная проверка по вышеуказанным пяти материалам и не направлены заявителю и прокурору в установленный срок копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по материалу проверки ОМ №1829/309 от 14.05.2019.

Из материалов данной служебной проверки и заключения видно, что в ходе проверки были тщательно изучены материалы проверок и процессуальных документов, свидетельствующих о нахождении на рассмотрении у Андрюшенко А.А. вышеуказанных материалов проверок.

Исходя из изложенных и установленных судом обстоятельств суд приходит к выводу, что у ответчика имелись основания для применения к истцу дисциплинарного взыскания по выявленным нарушениям, при этом судом не установлены нарушения порядка проведения служебной проверки, поскольку соблюден срок проведения проверки; результаты служебной проверки представлены руководителю, врио начальника МО МВД России «Оленегорский» Т.А.Н., принявшему решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения № 73 не позднее чем через три дня со дня завершения проверки 17.06.2019 и в этот же день указанное заключение утверждено руководителем, то есть не позднее чем через пять дней со дня представления заключения; о проведении проверки истец был уведомлен путем ознакомления с рапортом и представил свое объяснение. Примененное дисциплинарное взыскание суд признает обоснованным.

Судом установлено, что приказом МО МВД России «Оленегорский» №310 от 19.04.2019 на период с 22.04.2019 по 19.05.2019 участковому уполномоченному полиции ОУУП и ПДН МО МВД России «Оленегорский» Андрюшенко А.А. было поручено проведение проверок по административному участку №8 города Оленегорска с подведомственной территорией по заявлениям и сообщениям о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принятие по таким заявлениям и сообщениям мер и решений, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Андрюшенко А.А. предупрежден о персональной ответственности за соблюдение и исполнение требований учетно-регистрационной дисциплины.

Приказом №526 л/с от 26.06.2019 на майора полиции Андрюшенко А.А. за отказ от выполнения приказа вышестоящего руководителя о проведении проверок заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях по смежному административному участку №8 города Оленегорска, что повлекло за собой нарушение сроков проведения проверок и нарушение прав и законных интересов заявителей, наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Основанием для издания оспариваемого приказа послужило заключение комиссионной служебной проверки № 62 от 29.05.2019, назначенной приказом № 346 от 30.04.2019 врио начальника МО МВД России «Оленегорский» А.А.В. на основании поступивших от участкового уполномоченного Андрюшенко А.А. двух рапортов, в которых он указал на незаконную передачу ему материалов процессуальных проверок и входящей корреспонденции, находившихся на исполнении у участкового уполномоченного полиции И.О.П. по смежному административному участку №8, а также указал на отказ от выполнения служебных обязанностей, не связанных с обслуживанием закрепленного участка и неисполнении заведомо незаконного приказа.

Установлено, что в состав комиссии для проведения служебной проверки вошли заместитель начальника полиции (по ОР) майор полиции Х.С.В.(председатель), члены комиссии: начальник штаба К.В.В., командир ОВ ППСп Ю.Р.Б., врио помощника начальника отдела МВД России (по РЛС)-руководителя ГРЛС А.Е.Н., начальник тыла К.А.А. Срок для проведения проверки был установлен до 30.05.2019

Поскольку в составленных Андрюшенко А.А. рапортах он также указал на отсутствие материально-технического обеспечения его служебной деятельности, а именно необеспечение канцелярскими принадлежностями, бумагой, мобильным телефоном, данные обстоятельства были также предметом служебной проверки, что следует из заключения проверки.

Андрюшенко А.А. в своем объяснении подтвердил свой отказ от выполнения возложенных на него дополнительных обязанностей по оперативному обслуживанию административного участка №8 города Оленегорска.

Из объяснения начальника ОУУПиДН К.С.А. следует, что приказ № 310 л/с от 19.04.2019 был издан в силу объективных причин, в том числе в связи с переходом с 01.04.2019 в ОМВД по городу Мончегорску для дальнейшего прохождения службы участкового уполномоченного И.О.П., за которой был закреплен административный участок №8, и на Андрюшенко А.А. не возлагалось исполнение обязанностей по должности участкового уполномоченного полиции по административному участку №8 и данный участок за ним не закреплялся. Канцелярские принадлежности, бумага Андрюшенко А.А. выдавались в зависимости от поступления заказа.

По итогам служебной проверки комиссия пришла к выводу, что в действиях истца усматриваются нарушения п.3 ч.1 ст.27 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции», пп. «б» п.5, п.19 Дисциплинарного устава органа внутренних дел, выразившиеся в отказе от исполнения приказа руководителя о проведении проверок заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях по смежному административному участку №8 города Оленегорска, что соответственно повлекло за собой нарушение сроков проведения проверок заявлений сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, нарушение прав и законных интересов заявителей.

Исходя из изложенных и установленных судом обстоятельств суд приходит к выводу, что у ответчика имелись основания для применения к истцу дисциплинарного взыскания, поскольку Андрюшенко А.А. были допущены нарушения возложенных на него обязанностей, выразившиеся в отказе от исполнения приказа вышестоящего руководителя о проведении проверок заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях по смежному административному участку №8 города Оленегорска, что соответственно повлекло за собой нарушение сроков проведения проверок заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, нарушение прав и законных интересов заявителей, при этом факт ненадлежащего исполнения истцом должностных обязанностей подтвержден материалами и заключением служебной проверки, нашел свое подтверждение в судебном заседании.

Судом не установлены нарушения порядка проведения данной служебной проверки, поскольку срок проведения проверки соблюден; результаты служебной проверки представлены руководителю в письменной форме в виде заключения №62 не позднее чем через 3 дня со дня завершения проверки, 29.05.2019 и на следующий день указанное заключение утверждено руководителем, то есть не позднее чем через пять дней со дня представления заключения. Примененное дисциплинарное взыскание в виде выговора суд признает обоснованным.

Свидетель П.А.В. в судебном заседании показал, что Андрюшенко А.А. был назначен на должность участкового уполномоченного с 16.07.2018 и в связи с нахождением К.С.А. в это время в отпуске именно он знакомил Андрюшенко А.А. с должностными обязанностями, о чем свидетельствуют в должностной инструкции его подпись и подпись Андрюшенко А.А., который приступил к работе под его руководством. Андрюшенко А.А. был ознакомлен также с графиком несения службы, ему был показан закрепленный за ним административный участок №7, его границы, а также опорный пункт, где находятся участковые уполномоченные, при этом у каждого участкового уполномоченного имеется свой стол, оргтехника. Пояснил, что для выполнения своих обязанностей участковым уполномоченным предоставляется бумага, канцелярские принадлежности и за их получение участковые уполномоченные, в том числе Андрюшенко А.А., расписываются в отдельном журнале. В случае необходимости в помещении МО МВД России «Оленегорский» можно ксерокопировать необходимые документы. Считает, что для выполнения своих должностных обязанностей Андрюшенко А.А. обеспечен и канцелярскими принадлежностями, и техническими средствами.

Оценивая показания свидетеля, у суда нет оснований не доверять им и данные показания совпадают с выводами комиссии, указанными в заключении служебной проверки №62.

Оценивая доводы истца о том, что все служебные проверки по оспариваемым приказам проведены ненадлежащими должностными лицами, поскольку они все прямо или косвенно заинтересованы в результатах проверок, суд признает их необоснованными, поскольку в их подтверждение суду не представлены какие-либо доказательства. Также истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии между ним и руководством ОУУПиПДН, штаба МО МВД России «Оленегорский» неприязненных отношений.

Суд критически оценивает доводы Андрюшенко А.А. о том, что его не знакомили с должностной инструкций участкового уполномоченного, поскольку данные доводы не нашли своего объективного подтверждения в ходе рассмотрения дела. Перечисленные в должностной инструкции обязанности участкового уполномоченного Андрюшенко А.П. основаны на положениях вышеназванных Федеральных законов и нормативно- правовых актов, которые истец обязан знать и выполнять.

Суд также считает необоснованными доводы истца об отсутствии материально-технического обеспечения со стороны ответчика для надлежащего осуществления им своей деятельности. Судом установлено, что данные доводы истца были предметом изучения в ходе проведения комиссионной служебной проверки и нарушений выявлено не было, в связи с чем суд приходит к выводу, что допущенные истцом нарушения, за которые он привлечен по оспариваемым приказам к ответственности, не связаны с какими-либо объективными причинами, препятствующими выполнению обязанностей участкового уполномоченного.

Оценивая данные доводы суд исходит также из положений п.18 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утв. Приказом МВД России от 31.12.2012 №1166, в соответствии с которыми работу и прием граждан участковый уполномоченный полиции осуществляет в помещении на административном участке –участковом пункте полиции. Судом установлено, что участковый пункт полиции, где должен работать и принимать граждан участковый уполномоченный полиции Андрюшенко А.А. находится в г.Оленегорске, улица Капитана Иванова, д.5 и в помещении (кабинете) для каждого из участковых уполномоченных есть отдельный стол, компьютер, оргтехника.

Оценивая доводы истца о том, что в нарушение подпункта 30.15 Приказа МВД РФ от 26.03.2013 №161 его не ознакомили с заключениями служебных проверок и не выдали копии заключений, суд считает данные доводы необоснованными, поскольку суду не представлены истцом доказательства, подтверждающие его письменные обращения для ознакомления с заключениями, кроме того, данным подпунктом не предусмотрена выдача копии заключения.

Таким образом, оценив установленные судом обстоятельства в совокупности с представленными сторонами доказательствами, проверив правильность наложения всех дисциплинарных взысканий, которыми обоснованы оспариваемые приказы, а также исходя из характера службы истца, правового статуса сотрудника органов внутренних дел и принимая во внимание, что сама по себе служба в указанных органах предполагает неукоснительное соблюдение служебной дисциплины и требований законодательства суд приходит к выводу, что у ответчика имелись основания для применения к истцу дисциплинарных взысканий, при этом ответчиком при наложении взысканий были учтены степень допущенных нарушений, характер и тяжесть проступков. Судом не установлены основания для отмены приказа № 425 л/с от 24.05.2019 о наложении на Андрюшенко А.А. дисциплинарного взыскания в виде замечания, приказа № 513 л/с от 24.06.2019 о наложении на истца дисциплинарного взыскания в виде выговора, приказа № 526 л/с от 26.06.2019 о наложении на истца дисциплинарного взыскания в виде выговора. Поскольку судом не установлены основания для отмены указанных приказов о наложении дисциплинарных взысканий, соответственно не подлежит удовлетворению требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Андрюшенко Алексею Александровичу отказать в удовлетворении исковых требований к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Оленегорский» о признании незаконными и отмене приказов о наложении дисциплинарных взысканий № 425 л/с от 24.05.2019, № 513 от 24.06.2019 и № 526 л/с от 26.06.2019, взыскании компенсации морального вреда.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Н.А.Вязникова

2-299/2019 ~ М-303/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Андрюшенко Алексей Александрович
Ответчики
Межмуниципальный отдел МВД России "Оленегорский"
Другие
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области
Суд
Оленегорский городской суд Мурманской области
Судья
Вязникова Наталья Алексеевна
Дело на сайте суда
ole--mrm.sudrf.ru
28.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2019Передача материалов судье
02.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.07.2019Предварительное судебное заседание
25.07.2019Судебное заседание
14.08.2019Судебное заседание
23.08.2019Судебное заседание
28.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее