Дело № г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ***
....... районный суд ....... области в составе:
председательствующего судьи КАМЕРОВА И.А.,
при секретаре "Ш",
представителя истца "МН", выступающей по доверенности, выданной 11.07.2012 г. главой администрации ....... сельского поселения и зарегистрированной в реестре за № 458,
ответчика администрации ....... сельского поселения, в лице представителя "КВВ", выступающей на основании решения Совета народных депутатов ....... сельского поселения № 4\6 от 17.05.2012 г.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора "ЮС", выступающий по доверенности № 165 о-05 от 24.01.2012 г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску "ЛМ" к администрации ....... сельского поселения о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
"ЛМ" обратилась в суд с иском к администрации ....... сельского поселения о признании незаконным решения органа местного самоуправления администрации ....... сельского поселения Новохоперского муниципального района ....... области об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий № 227 от 17.05.2012 г. и № 328 от 20.06.2012 г., признании за ней права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении на орган местного самоуправления администрацию ....... сельского поселения ....... муниципального района ....... области обязанности по постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В обоснование исковых требований "ЛМ" ссылалась на то, что
В судебное заседание "ЛМ", будучи надлежащим образом и своевременно извещенная о времени и месте судебного заседания в суд не явилась. Суд рассмотрел дело в отсутствие указанного лица в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца "МН" поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика "КВВ" иск не признала и суду пояснила, что С исковыми требованиями "ЛМ" о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, о возложении обязанности на орган местного самоуправления по постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не согласна, считаю их незаконными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
17.02.2012 г. в администрацию ....... сельского поселения ....... муниципального района ....... области обратилась "ЛМ" с заявлением на обследование домовладения, в котором она проживает на факт пригодности для проживания по адресу: <адрес>. К заявлению приложила Свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом и технический паспорт БТИ.
12.03.2012 г. межведомственная комиссия в присутствии собственника жилого помещения "МН"- дочери "ЛМ" обследовала жилое помещение на факт пригодности (непригодности) и вынесла заключение о пригодности жилого помещения для постоянного проживания. Заключение межведомственной комиссии было направлено "ЛМ"
13.03.2012 г. в администрацию ....... сельского поселения ....... муниципального района ....... области обратилась "ЛМ" с заявлением о предоставлении жилья, на основании Указа Президента РФ Д.А. Медведева от 07.05.2008 г. № 714.
В полномочия администрации ....... сельского поселения ....... муниципального района ....... области предоставление жилья на основании Указа Президента РФ Д.А. Медведева от 07.05.2008 г. № 714 не входит. Данный вопрос на уровне Субъекта РФ курирует Департамент труда и социального развития ....... области. Задача администрации ....... сельского поселения в данном вопросе состоит в установлении факта нуждаемости гражданина в жилом помещении.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях являются:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального
найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма
либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма
или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения
и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма,
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлением о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Перечень данных документов установлен ст.2 Закона ....... области от 30.11.2005 г. № 71-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в ....... области». К ним относятся:
1) документы, удостоверяющие личность гражданина и членов его семьи;
2) документы, подтверждающие факт родства, супружеских отношений (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, судебные решения);
3) документы, подтверждающие перемену фамилии, имени, отчества гражданина и членов его семьи, в случае, если перемена фамилии, имени, отчества произошла в течение пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о принятии на учет;
4) решение органа местного самоуправления о признании граждан малоимущими (при постановке на учет малоимущих);
5) документ, подтверждающий признание жилого помещения, в котором проживают гражданин и члены его семьи, непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (для граждан, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям);
6) документ, подтверждающий наличие соответствующего заболевания (для граждан, имеющих в составе семьи больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации);
7) документ из органов опеки и попечительства (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) об отсутствии закрепленной жилой площади, пригодной для постоянного проживания;
8) документы, подтверждающие факт отнесения гражданина к категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с федеральным законом или законом ....... области (при постановке на учет граждан, отнесенных к данным категориям);
9) выписка из домовой книги (поквартирной карточки);
документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, которое
является местом жительства граждан;
выписка из технического паспорта организации (органа) по государственному
техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией с указанием общей и жилой площади занимаемого жилого помещения;
12) утратил силу - Закон ....... области от 02.07.2008 N 56-03;
12.1) документы из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о правах гражданина и членов его семьи на объекты недвижимого имущества; (п. 12.1 введен законом ....... области от 14.11.2008 N 111-ОЗ)
13) документы из организации (органа) по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства о наличии или об отсутствии жилых помещений в собственности у гражданина и членов его семьи, представляемые каждым членом семьи.
Администрацией ....... сельского поселения были сделаны запросы в БТИ <адрес>, БТИ <адрес>, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ....... области. По данным БТИ <адрес> за "ЛМ" числится жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на основании Договора купли-продажи № 2929 от 11.10.1997 года.
Из представленных документов "ЛМ" и запрашиваемой информации администрации ....... сельского поселения в БТИ <адрес>, БТИ <адрес>, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ....... области следует, что "ЛМ" зарегистрирована в домовладении, принадлежащем дочери "МН", расположенном по адресу: <адрес>, пригодным для проживания площадью более 11 квадратных метров на одного члена семьи и имеет в собственности жилой дом по адресу: <адрес>
По словам "ЛМ" жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> продан. Документ о продаже жилого дома не предоставлен.
Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий согласно которым граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В связи с вышеуказанным, оснований для признания "ЛМ" нуждающейся в жилом помещении не имеется.
Просит суд в удовлетворении исковых требований "ЛМ" отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица администрации ....... муниципального района ....... области "ЮС", просил в иске отказать, поскольку правовых оснований для удовлетворения исковых требований "ЛМ" не имеется.Третье лицо, Департамент труда и социального развития ....... области в суд представителя не направил, в возражении на иск от 04.09.2012 г. указал, что в соответствии с Законом « О ветеранах» для реализации права на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, ветераны ВОВ должны быть в установленном порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Суд рассмотрел дело в отсутствие указанного лица в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, ветераны ВОВ должны быть в установленном порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Законом ....... области от 09.10.2007 г. № 93-ОЗ « О предоставлении жилых помещений жилищного фонда ....... области по договорам социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения на одного человека в ....... области в размере 11 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Полномочия по принятию решений о нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий возложены на органы местного самоуправления, действуя в пределах и рамках своих полномочий, в соответствии с действующим жилищным законодательством, Администрация ....... сельского поселения ....... муниципального района ....... области отказала истице в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно справки Администрации ....... сельского поселения ....... муниципального района от 02.02.2012 г. № 389 истица составом 3 человека проживает в домовладении общей площадью 55.5 кв.м., данный дом в порядке, установленном Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, аварийным и непригодным к проживанию не признан, следовательно, по нормам действующего законодательства она обеспечена жилой площадью.
Таким образом, отказ ....... сельского поселения истице в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий является законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, третьего лица, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием ( статья 18 Конституции РФ).
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в соответствии со ст. 249 ГПК РФ возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов» (в ред. от 09.01.2010 г. № 30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 г. № 30).
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 16.11.2011 г. № 318-ФЗ 21.12.2009 г.) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу ч. 1 ст. 23.2 этого же Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 -19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма,
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Законом ....... области от 09.10.2007 г. № 93-ОЗ (ред. от 24.02.2012) "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда ....... области по договорам социального найма" установлена учетная норма площади жилого помещения на одного человека в ....... области, которая составляет 11 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Из материалов дела видно, что "ЛМ" являлась членом семьи (вдовой) участника Великой Отечественной войны, "ЛИ", умершего 08.03.1978 года (л.д. 13, 14, 15, 16, 19).
Судом установлено, "ЛМ" проживает и зарегистрирована в <адрес>, принадлежащем на праве собственности ее дочери "МН". Общая площадь данного жилого помещения составляет 55.5 кв. м. (л.д. 51, 53-54, 60, 61, 63).
Помимо истицы по указанному адресу проживают и зарегистрированы: дочь "МН", зять "МП" (л.д. 60 ( справка о составе семьи), 77-84 ( домовая книга)).
Таким образом, на каждого члена семьи в указанном доме приходится по 18,5 кв.м. общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму жилья в ....... области в размере 11 кв.м.
Актом обследования помещения № 11 от 12.03.2012 г. ( л.д. 53-55) и заключением межведомственной комиссии № 11 от 12.03.2012 г. ( л.д. 56), установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, где проживает истица, признан пригодным для постоянного проживания.
Принимая во внимание, что уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения семьи "ЛМ" превышает учетную норму площади жилого помещения, суд приходит к выводу об отсутствии у истицы права на обеспечение ее жилым помещением в соответствии с нормами Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов», в связи с чем в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать.
Доводы представителя истца о том, что ее мать "ЛМ" не имеет своего собственного жилья, не имеет отдельной комнаты и не является членом ее семьи, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену состоявшихся решений администрации Коленовского сельского поселения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Из положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ следует, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении супруг, дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. В данном случае факт совместного проживания "ЛМ" с семьей ее дочери и зятя, в их доме, материалами дела подтвержден.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска "ЛМ" к администрации ....... сельского поселения о признании незаконным решения органа местного самоуправления администрации ....... сельского поселения ....... муниципального района ....... области об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий № 227 от 17.05.2012 г. и № 328 от 20.06.2012 г., признании за ней права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении на орган местного самоуправления администрацию ....... сельского поселения ....... муниципального района ....... области обязанности по постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок в ....... областной суд через ....... районный суд.
Председательствующий И.А.Камеров
Дело № г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ***
....... районный суд ....... области в составе:
председательствующего судьи КАМЕРОВА И.А.,
при секретаре "Ш",
представителя истца "МН", выступающей по доверенности, выданной 11.07.2012 г. главой администрации ....... сельского поселения и зарегистрированной в реестре за № 458,
ответчика администрации ....... сельского поселения, в лице представителя "КВВ", выступающей на основании решения Совета народных депутатов ....... сельского поселения № 4\6 от 17.05.2012 г.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора "ЮС", выступающий по доверенности № 165 о-05 от 24.01.2012 г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску "ЛМ" к администрации ....... сельского поселения о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
"ЛМ" обратилась в суд с иском к администрации ....... сельского поселения о признании незаконным решения органа местного самоуправления администрации ....... сельского поселения Новохоперского муниципального района ....... области об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий № 227 от 17.05.2012 г. и № 328 от 20.06.2012 г., признании за ней права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении на орган местного самоуправления администрацию ....... сельского поселения ....... муниципального района ....... области обязанности по постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В обоснование исковых требований "ЛМ" ссылалась на то, что
В судебное заседание "ЛМ", будучи надлежащим образом и своевременно извещенная о времени и месте судебного заседания в суд не явилась. Суд рассмотрел дело в отсутствие указанного лица в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца "МН" поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика "КВВ" иск не признала и суду пояснила, что С исковыми требованиями "ЛМ" о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, о возложении обязанности на орган местного самоуправления по постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не согласна, считаю их незаконными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
17.02.2012 г. в администрацию ....... сельского поселения ....... муниципального района ....... области обратилась "ЛМ" с заявлением на обследование домовладения, в котором она проживает на факт пригодности для проживания по адресу: <адрес>. К заявлению приложила Свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом и технический паспорт БТИ.
12.03.2012 г. межведомственная комиссия в присутствии собственника жилого помещения "МН"- дочери "ЛМ" обследовала жилое помещение на факт пригодности (непригодности) и вынесла заключение о пригодности жилого помещения для постоянного проживания. Заключение межведомственной комиссии было направлено "ЛМ"
13.03.2012 г. в администрацию ....... сельского поселения ....... муниципального района ....... области обратилась "ЛМ" с заявлением о предоставлении жилья, на основании Указа Президента РФ Д.А. Медведева от 07.05.2008 г. № 714.
В полномочия администрации ....... сельского поселения ....... муниципального района ....... области предоставление жилья на основании Указа Президента РФ Д.А. Медведева от 07.05.2008 г. № 714 не входит. Данный вопрос на уровне Субъекта РФ курирует Департамент труда и социального развития ....... области. Задача администрации ....... сельского поселения в данном вопросе состоит в установлении факта нуждаемости гражданина в жилом помещении.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях являются:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального
найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма
либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма
или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения
и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма,
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлением о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Перечень данных документов установлен ст.2 Закона ....... области от 30.11.2005 г. № 71-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в ....... области». К ним относятся:
1) документы, удостоверяющие личность гражданина и членов его семьи;
2) документы, подтверждающие факт родства, супружеских отношений (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, судебные решения);
3) документы, подтверждающие перемену фамилии, имени, отчества гражданина и членов его семьи, в случае, если перемена фамилии, имени, отчества произошла в течение пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о принятии на учет;
4) решение органа местного самоуправления о признании граждан малоимущими (при постановке на учет малоимущих);
5) документ, подтверждающий признание жилого помещения, в котором проживают гражданин и члены его семьи, непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (для граждан, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям);
6) документ, подтверждающий наличие соответствующего заболевания (для граждан, имеющих в составе семьи больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации);
7) документ из органов опеки и попечительства (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) об отсутствии закрепленной жилой площади, пригодной для постоянного проживания;
8) документы, подтверждающие факт отнесения гражданина к категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с федеральным законом или законом ....... области (при постановке на учет граждан, отнесенных к данным категориям);
9) выписка из домовой книги (поквартирной карточки);
документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, которое
является местом жительства граждан;
выписка из технического паспорта организации (органа) по государственному
техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией с указанием общей и жилой площади занимаемого жилого помещения;
12) утратил силу - Закон ....... области от 02.07.2008 N 56-03;
12.1) документы из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о правах гражданина и членов его семьи на объекты недвижимого имущества; (п. 12.1 введен законом ....... области от 14.11.2008 N 111-ОЗ)
13) документы из организации (органа) по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства о наличии или об отсутствии жилых помещений в собственности у гражданина и членов его семьи, представляемые каждым членом семьи.
Администрацией ....... сельского поселения были сделаны запросы в БТИ <адрес>, БТИ <адрес>, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ....... области. По данным БТИ <адрес> за "ЛМ" числится жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на основании Договора купли-продажи № 2929 от 11.10.1997 года.
Из представленных документов "ЛМ" и запрашиваемой информации администрации ....... сельского поселения в БТИ <адрес>, БТИ <адрес>, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ....... области следует, что "ЛМ" зарегистрирована в домовладении, принадлежащем дочери "МН", расположенном по адресу: <адрес>, пригодным для проживания площадью более 11 квадратных метров на одного члена семьи и имеет в собственности жилой дом по адресу: <адрес>
По словам "ЛМ" жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> продан. Документ о продаже жилого дома не предоставлен.
Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий согласно которым граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В связи с вышеуказанным, оснований для признания "ЛМ" нуждающейся в жилом помещении не имеется.
Просит суд в удовлетворении исковых требований "ЛМ" отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица администрации ....... муниципального района ....... области "ЮС", просил в иске отказать, поскольку правовых оснований для удовлетворения исковых требований "ЛМ" не имеется.Третье лицо, Департамент труда и социального развития ....... области в суд представителя не направил, в возражении на иск от 04.09.2012 г. указал, что в соответствии с Законом « О ветеранах» для реализации права на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, ветераны ВОВ должны быть в установленном порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Суд рассмотрел дело в отсутствие указанного лица в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, ветераны ВОВ должны быть в установленном порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Законом ....... области от 09.10.2007 г. № 93-ОЗ « О предоставлении жилых помещений жилищного фонда ....... области по договорам социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения на одного человека в ....... области в размере 11 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Полномочия по принятию решений о нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий возложены на органы местного самоуправления, действуя в пределах и рамках своих полномочий, в соответствии с действующим жилищным законодательством, Администрация ....... сельского поселения ....... муниципального района ....... области отказала истице в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно справки Администрации ....... сельского поселения ....... муниципального района от 02.02.2012 г. № 389 истица составом 3 человека проживает в домовладении общей площадью 55.5 кв.м., данный дом в порядке, установленном Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, аварийным и непригодным к проживанию не признан, следовательно, по нормам действующего законодательства она обеспечена жилой площадью.
Таким образом, отказ ....... сельского поселения истице в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий является законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, третьего лица, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием ( статья 18 Конституции РФ).
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в соответствии со ст. 249 ГПК РФ возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов» (в ред. от 09.01.2010 г. № 30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 г. № 30).
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 16.11.2011 г. № 318-ФЗ 21.12.2009 г.) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу ч. 1 ст. 23.2 этого же Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 -19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма,
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Законом ....... области от 09.10.2007 г. № 93-ОЗ (ред. от 24.02.2012) "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда ....... области по договорам социального найма" установлена учетная норма площади жилого помещения на одного человека в ....... области, которая составляет 11 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Из материалов дела видно, что "ЛМ" являлась членом семьи (вдовой) участника Великой Отечественной войны, "ЛИ", умершего 08.03.1978 года (л.д. 13, 14, 15, 16, 19).
Судом установлено, "ЛМ" проживает и зарегистрирована в <адрес>, принадлежащем на праве собственности ее дочери "МН". Общая площадь данного жилого помещения составляет 55.5 кв. м. (л.д. 51, 53-54, 60, 61, 63).
Помимо истицы по указанному адресу проживают и зарегистрированы: дочь "МН", зять "МП" (л.д. 60 ( справка о составе семьи), 77-84 ( домовая книга)).
Таким образом, на каждого члена семьи в указанном доме приходится по 18,5 кв.м. общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму жилья в ....... области в размере 11 кв.м.
Актом обследования помещения № 11 от 12.03.2012 г. ( л.д. 53-55) и заключением межведомственной комиссии № 11 от 12.03.2012 г. ( л.д. 56), установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, где проживает истица, признан пригодным для постоянного проживания.
Принимая во внимание, что уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения семьи "ЛМ" превышает учетную норму площади жилого помещения, суд приходит к выводу об отсутствии у истицы права на обеспечение ее жилым помещением в соответствии с нормами Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов», в связи с чем в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать.
Доводы представителя истца о том, что ее мать "ЛМ" не имеет своего собственного жилья, не имеет отдельной комнаты и не является членом ее семьи, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену состоявшихся решений администрации Коленовского сельского поселения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Из положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ следует, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении супруг, дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. В данном случае факт совместного проживания "ЛМ" с семьей ее дочери и зятя, в их доме, материалами дела подтвержден.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска "ЛМ" к администрации ....... сельского поселения о признании незаконным решения органа местного самоуправления администрации ....... сельского поселения ....... муниципального района ....... области об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий № 227 от 17.05.2012 г. и № 328 от 20.06.2012 г., признании за ней права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении на орган местного самоуправления администрацию ....... сельского поселения ....... муниципального района ....... области обязанности по постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок в ....... областной суд через ....... районный суд.
Председательствующий И.А.Камеров