Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № ******
в производстве Октябрьского районного суда <адрес>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бабкиной Н.А., с участием представителя истца ФИО5, представителя ответчика ФИО8, при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилым помещением,
УСТАНОВИЛ :
ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просит возложить на ответчика обязанность восстановить его с учетом состава семьи в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по избранному после увольнения месту жительства – с ДД.ММ.ГГГГ (даты постановки на учет в КЭЧ).
В обоснование иска ФИО1 указал, что проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (срочная служба), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по контракту). Был уволен в запас в связи с организационно-штатными (пп. а п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности»), общая продолжительность военной службы составила в календарном исчислении более 17 лет. В настоящее время истец является пенсионером Министерства обороны РФ, старшим прапорщиком запаса, состоит в браке с ФИО2, имеют дочь ФИО7, проживают в служебной квартире по адресу: <адрес>, ранее проживал в том же поселке по другому адресу. Последним местом службы в армии была в/ч ****** Перед увольнением в запас, а именно ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с рапортом к командиру части и просил поставить его и членов его семьи на очередь нуждающихся в жилье. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание жилищной комиссии части, по решению которой он был признан нуждающимся в жилом помещении составом семьи из 4 человек. В листе беседы отражена его заявление при увольнении об обеспечении постоянной жилой площадью по избранному месту жительства в <адрес> после увольнения в запас. Выписку из протокола заседания жилищной комиссии командование части направило в Чернореченскую КЭЧ района, он был поставлен на учет нуждающихся в жилье в Чернореченской КЭЧ района, что подтверждается КЭЧ в письменном виде ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ В 2015 г. по его запросу в 1 отделе ФГКУ «Центррегионжилье» сообщили, что в реестре на получение жилья он не состоит. В апреле 2016 года он обратился в региональное отделение организации ответчика с заявлением о восстановлении в очереди на получение жилья, приложил необходимый пакет документов. ДД.ММ.ГГГГ был уведомлен об отсутствии оснований для восстановления его в реестре нуждающихся в жилье. Считает незаконным отказ организации ответчика в восстановлении его на учете, в связи с чем и обратился в суд за защитой нарушенных прав. Поскольку в период прохождения военной службы истцом был соблюден установленный законом заявительный порядок признания нуждающимся в предоставлении жилья, бездействие должностных лиц органов Министерства Обороны Российской Федерации, выразившееся в отсутствии надлежащего учета, не должно нарушать его права на обеспечение жильем. До настоящего времени основания обеспечения его жилым помещением не отпали, он является нуждающимся в жилом помещении, просит возложить на ответчика обязанность по восстановлению его с учетом членов семьи в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по избранному после увольнения месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты постановки на учет в КЭЧ.
От истца ФИО1, третьих лиц ФИО2, ФИО3 поступило ходатайство о рассмотрении иска без их участия.
В судебном заседании представитель истца ФИО5 иск поддержал, в обосновании которых привел доводы, аналогичные изложенным в иске, суду пояснил, что для постановки на учет представил копии материалов, заверенные военкоматом.
Представитель ответчика ФИО8 просил в удовлетворении исковых требований отказать, в обоснование своих возражений указал, что по данным автоматизированной системы «Учет» по Чернореченской КЭЧ (ПУрВО) ФИО1 не состоит на учете нуждающихся в получении жилых помещений. При увольнении с военной службы в приказе об исключении ФИО1 из списков личного состава воинской части не содержится сведений об оставлении его в списках очередников на получение жилого помещения. Приказ об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава истец не оспаривал. Обращение в территориальный отдел ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации имело место уже после увольнения истца с военной службы и не может быть удовлетворено.
В соответствии с положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствии истца и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона), ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения и направлен для постановки на воинский учет в ВК <адрес>. Общая продолжительность военной службы прапорщика ФИО1 составляет в календарном исчислении 18 лет 3 месяца.
Конституцией Российской Федерации (ст. 40) в числе основных прав и свобод человека и гражданина закреплено право на жилище.
В период прохождения военной службы на основании ордера № ****** от ДД.ММ.ГГГГ КЭЧ <адрес> при ВО военного округа ФИО1 в составе семьи из четырех человек: ФИО1, ФИО2 (жена), ФИО3 (дочь), ФИО9 (дочь) была предоставлена трехкомнатная служебная <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативно правовыми актами.
В период прохождения военной службы военнослужащие имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Из содержания ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» также следует, что предоставляемые Федеральным законом государственные гарантии по обеспечению жилыми помещениями из фондов Министерства обороны Российской Федерации распространяются только на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и совместно проживающих с ними членов их семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
По смыслу вышеприведенных положений закона нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). Увольнение военнослужащего в запас до постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязанность по постановке на учет и, как следствие, обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает. Иное противоречило бы положениям п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которым предусмотрены гарантии со стороны государства в предоставлении жилых помещений или выделении денежных средств на их приобретение именно военнослужащим.
Таким образом, право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации могло быть приобретено истцом только в случае, если до увольнения с военной службы он был признан нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) и принят на соответствующий учет.
Порядок постановки на учет нуждающихся, действовавший в период прохождения службы ФИО1 и увольнения его с военной службы, регламентировался приказом Министра обороны РФ № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, утвердившим Инструкцию «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Согласно п. 28 указанной инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подавался в порядке подчиненности рапорт, к которому прилагался пакет документов, установленный п. 29 данной Инструкции. Учет военнослужащих осуществлялся довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников с внесением всей информации в автоматизированную систему учета. Выполнение указанного порядка обеспечивало военнослужащему право оставаться на учете нуждающихся до обеспечения жильем. Это гарантировалось пунктом 13 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащих, не обеспеченных на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могли исключить без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы до обеспечения жилыми помещениями в установленном законодательством порядке.
При указанных обстоятельствах данное право не прерывалось и после изменения условий и порядка обеспечения жильем, связанного с отменой приказа Министра обороны Российской Федерации № ****** от ДД.ММ.ГГГГ и вступлением в силу приказа Министра обороны Российской Федерации № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, утвердившим Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция).
Так, согласно п. 10 Инструкции, военнослужащие, ранее принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (или в форме получения ГЖС).
Поскольку право на жилище, гарантированное Федеральным законом «О статусе военнослужащих», носит не абсолютный, а заявительный характер, для его реализации необходимо выполнение определенных действий, а именно обращение с заявлением о постановке на учет нуждающихся.
Согласно п.п.13,14 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. На основе рапорта и представленных документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Суду представлен рапорт ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, находящийся в личном деле в облвоенкомате, копия которого удостоверена надлежащим образом, поданный им в период прохождения военной службы в год увольнения и зарегистрированный за № ****** о ходатайстве перед командованием о постановке в очередь на получение постоянного жилого помещения по избранному месту жительства в <адрес> в связи с увольнением с военной службы. Данный рапорт завизирован и направлен на рассмотрение жилищной комиссией.
Согласно представленному листу беседы с командиром части от ДД.ММ.ГГГГ, который также хранится в личном деле облвоенкомата и заверен надлежащим образом, ФИО1. также ходатайствовал о предоставлении жилья в <адрес> после увольнения в запас и выразил согласие на увольнение лишь при соблюдении данного условия, заявив о необеспеченности жилым помещением для постоянного проживания.
Истцом представлена выписка из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 21208 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой на указанном заседании жилищной комиссией был рассмотрен рапорт ФИО1, увольняемого с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, - о признании его нуждающимся в жилом помещении и внесении в списки нуждающихся в жилье составом семьи 4 человека (с учетом супруги и двоих детей) и с учетом избранного после увольнения места жительства в <адрес>, а также представленные при этом документы. Решением заседания жилищной комиссии постановлено признать ФИО1 с вышеуказанным составом семьи нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства и внесения сведений о нем в списки нуждающихся в жилье. Было решено направить выписку из указанного решения в Чернореченскую КЭЧ района для постановки семьи истца на учет нуждающихся в жилье.
Письмами от ДД.ММ.ГГГГ № ******, от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФИО1 был уведомлен о том, что он состоит в очереди на улучшение жилищных условий составом семьи из 4 человек при Чернореченской КЭЧ района под № ****** с ДД.ММ.ГГГГ, под № ****** с ДД.ММ.ГГГГ.
Как указывает истец, при обращении в 1 отдел ФГКУ «Центррегионжилье» в 2015 г. ему стало известно об исключении его из списков нуждающихся в жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к начальнику 1 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» с заявлением о восстановлении его в едином реестре военнослужащих.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФГКУ «Центррегионжилье» ФИО1 было сообщено, что для рассмотрения вопроса о восстановлении в едином реестре нуждающихся в обеспечении постоянными жилыми помещениями, ему предлагается предоставить в адрес 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» документы, подтверждающие признание ФИО1 и членов его семьи нуждающимися в обеспечении постоянными жилыми помещениями в период прохождения военной службы, а именно: оригинал рапорта о постановке на учет нуждающихся в постоянном жилом помещении, оригинал книги протоколов заседания жилищной комиссии войсковой части, оригинал карточки учета военнослужащего, находящего на квартирном обеспечении Министерства обороны Российской Федерации, иные документы, подтверждающие признание нуждающимся в постоянном жилом помещении в период прохождения военной службы.
По предоставлению имеющихся у истца документов, вопреки доводам представителя ответчика, ДД.ММ.ГГГГ № ****** ответчик уведомил ФИО1 об отсутствии оснований для восстановления его на учете военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии с положениями п.10 действующего на момент разрешения спора приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, положений ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации ФИО14 сохраняет право состоять на учете нуждающихся в жилье до получения им жилого помещения, в данном случае, по избранному месту жительства.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренными пунктами 1,3-6 части 1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Однако подобных обстоятельств, позволяющих полагать о наличии оснований для снятия ФИО1 с учета, судом не установлено.
Полагая, что снятие истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, истец обратился за защитой своих прав в суд, ссылаясь на то обстоятельство, что не утратил права на получение жилого помещения за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, при этом получить указанное жилье он может только в случае нахождения его в списке очередников на обеспечение жильем бывших военнослужащих.
Как указывает истец, в настоящее время он и члены его семьи проживают в вышеуказанном служебном жилом помещении, другого жилья не имеют. В соответствии со справкой ООО «Главное управление жилищным фондом» от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФИО1, ФИО2 (жена), ФИО3 (дочь), ФИО10 (внучка) зарегистрированы по адресу: <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО11, ФИО12, ФИО1, ФИО13, ФИО2, ФИО9, ФИО3 были зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Из вышеизложенного следует, что до увольнения с военной службы ФИО1. изъявил свое желание получить постоянное жилье по избранному месту жительства. В связи с этим суд считает установленным, что истцом был соблюден заявительный порядок признания нуждающимся в предоставлении жилья, при этом он был признан нуждающимся в получении жилого помещения в установленном законом порядке и состоял в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий в КЭЧ района, как это было предусмотрено действовавшими на тот период времени нормативными правовыми актами. Следовательно, истец приобрел право состоять на учете нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства.
Судом установлено, что при обращении в адрес ответчика истцом предоставлены имеющиеся у него копии учетных документов, в том числе официально предоставленная ему заверенная выписка из протокола заседания жилищной комиссии, иных документов у истца не может быть априори. В то время как у ответчика должны находиться учетные материалы в оригинале, в том числе рапорты о постановке на учет, книги протоколов заседания жилищной комиссии, карточки учета военнослужащих, находящихся на квартирном обеспечении и другие необходимые учетные материалы, либо их надлежащим образом заверенные копии, - именно ответчик и обязан их представить. В доказательство обратного ответчиком не представлены акты приема-передачи документации от КЭЧ района при передаче полномочий по учету и реорганизации последней, как и предъявления требований о понуждении к выполнению действий, если таковое имело место быть. Установление указанных обстоятельств и причин надлежащего исполнения должностными лицами организации ответчика либо иных органов военного управления своих должностных обязанностей не является предметом рассмотрения спора по настоящему делу. Тем не менее, отсутствие надлежащего учета со стороны ответчика не может служить основанием для ущемления прав истца.
Как видно из представленных истцом справок ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, ФИО1 и члены его семьи не имеют и не имели ранее в собственности недвижимого имущества, Доказательств наличия у истца и членов его семьи жилья по договору социального найма суду не представлено. Таким образом, истец постоянным жильем по избранному после увольнения месту жительства не обеспечен, хотя был признан нуждающимся в получении жилого помещения, что является нарушением жилищных прав истца, гарантированных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Из представленных истцом документов однозначно следует вывод о приобретении им до увольнения с военной службы права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении. Доказательств утраты истцом такого права суду не представлено. Однако, несмотря на это, истец на учете нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма не состоит.
Таким образом, с учетом положений ч.5 ст.3 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в силу которой никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом, суд полагает, что нарушенное право истца на обеспечение его жилым помещением может быть восстановлено только путем возложения на ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанности восстановить ФИО1 составом семьи из трех человек в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по избранному после увольнения месту жительства по договору социального найма с даты первоначальной постановки на учет в КЭЧ ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ :
Иск ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, удовлетворить.
Возложить на ответчика Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность восстановить ФИО1 составом семьи из трех человек, с учетом супруги ФИО2 и их дочери ФИО3, в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по избранному после увольнения месту жительства по договору социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья Н.А. Бабкина