-
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 апреля 2013 года Самара
Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего -- судьи Афанасьевой С.Н.,
при секретаре Кирьяновой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (Управление Роспотребнадзора по Самарской области) в интересах работников ОАО «Кузнецов» к Открытому акционерному обществу «Кузнецов» (ОАО «Кузнецов») о признании незаконным бездействия юридического лица и обязании принятия мер по устранению нарушений требований законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Истец -- Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (Управление Роспотребнадзора по Самарской области) обратилось в суд с иском в интересах работников ОАО «Кузнецов» к Открытому акционерному обществу «Кузнецов» (ОАО «Кузнецов») о признании незаконным бездействия юридического лица и обязании принятия мер по устранению нарушений требований законодательства, мотивируя свои требования следующим.
В декабре 2012 года Управление Роспотребнадзора по Самарской области провело внеплановые выездные проверки выполнения ответчиком предписаний должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор -- № 06-6/105 от 30.06.2010 года, № 06-6/72 от 03.08.2011 года, №06-6/72 от 13.09.2011 года, № 06-6/104 от 28.10.2011, №06-6/124 от 09.12.2011 года, № 06-6/169 от 24.07.2012 года, № 06-6/171 от 25.07.2012 года. В результате мероприятий установлено, что требования предписаний не выполнены.
По предписанию № 06-6/105 от 30.06.2010 года установлены нарушения: от оборудования, удаляющего пыль и пары воды с СОЖ в цехах № 4 и № 14 не оборудованы раздельные вытяжные системы, что является нарушением ст.ст. 11,24, 25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 6.21 СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь стоящихся и реконструируемых промышленных предприятий»;
-- не во всех производственных помещениях, где отсутствует естественное освещение, для искусственного освещения используются газоразрядные источники света вместо ламп накаливания, что является нарушением ст.ст. 11,24,25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 10.10 СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий»;
--не оборудованы раздельные системы вытяжной вентиляции, удаляющие загрязненный воздух от рабочих мест пайки свинецсодержащим припоем и рабочих мест обмотки стеклотканью, проведения работ с эпоксидной смолой в цехе № 4, что является нарушением ст.ст. 11,24,25 вышеуказанного закона, п.3.5 «Санитарных правил организации процессов пайки мелких изделий сплавами, содержащими свинец» № 952-72;
--не оборудованы местные отсосы для улавливания сварочного аэрозоля у места его образования на сварочных участках цеха № 18, что является нарушением ст.ст. 11,24,25 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 10, 41.43 «Санитарных правил при сварке, наплавке и резке металлов» № 1009-73;
--не разработан проект обоснования размера санитарно-защитной зоны основной площадки ОАО «Кузнецов», что является нарушением ст.ст. 11,20 названного закона, п.п. 4.1, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
По предписанию № 06-6/72 от 03.08.2011 года выявлены недостатки: не оборудованы комнаты личной гигиены женщин на производственных участках, что является нарушением ст.ст. 11,24,25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 5.1 СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий».
По предписанию № 06-6/72 от 13.09.2011 г. выявлены недостатки: в цехе № 89 не оборудована комната приема пищи, не отремонтированы душевые, не предусмотрены умывальные, что является нарушением ст.ст. 11, 24, 25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.1 СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь стоящихся и реконструируемых промышленных предприятий».
По предписанию № 06-6/104 от 28.10.2011 года установлено наличие недостатков: ванна с керосином для промывки деталей в отделении мойки цеха № 25 не оборудована местной механической вытяжной вентиляцией, что является нарушением ст.ст. 11.24.25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 6.19 СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий»;
--в цехе № 25 комната приема пищи не оборудована умывальником; из-за отсутствия горячей воды не функционируют женские и мужские душевые, что является нарушением вышеназванного закона, п. 5.1 СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий».
По предписанию № 06-6/124 от 09.12.2011 года: в производственных помещениях цехов не в полном объеме проведены мероприятия, направленные на уменьшение поступления избыточного холода в рабочую зону через наружные ограждения: не во всех цехах заменены разбитые стекла в оконных проемах, не обеспечено плотное прилегание стекол к переплетам в оконных рамах и светоаэрационных фонарях, не во всех цехах восстановлено нарушенное покрытие кровли, что является нарушением ст.ст.11,24,25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.16 СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь стоящихся и реконструируемых промышленных предприятий»;
--не обеспечены параметры микроклимата на рабочих местах производственных помещений, соответствующие гигиеническим нормативам (согласно представленным протоколам инструментальных замеров за декабрь 2012 года, температура воздуха на рабочих местах в цехах 21, 22. 23, 43. 89, 52 ниже допустимой), что является нарушением ст.ст. 11, 24, 25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.8 СП 2.2.2.1327 -03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту».
По предписанию № 06-6/169 от 24.07.2012 г.: для работников в корпусах 1,2,3,71 не оборудованы комнаты для приема пищи (8 помещений), отсутствует подача горячей воды в комнату личной гигиены женщин на участке № 27, что является нарушением ст.ст. 11, 24. 25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 5.1 СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий»;
--не разработана рабочая программа производственного контроля качества воды, что является нарушением ст.ст.11, 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.»
По предписанию № 06-6/171 от 25.07.2012 года: в производственных помещениях цеха 25, где отсутствует естественное освещение (участок притирки, моечное отделение, гальванический участок), для искусственного освещения не используются газоразрядные источники света вместо ламп накаливания, что является нарушением ст.ст. 11, 24, 25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52_ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 10.10 СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь стоящихся и реконструируемых промышленных предприятий»;
-- не оборудованы гидрант или фонтанчик для смывания агрессивных химических веществ при попадании на кожные покровы и слизистые оболочки глаз в рабочем помещении гальванического отделения цеха 25. что является нарушением ст. ст. 11, 24, 25 вышеуказанного закона, п. 5.11 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту»;
-- работающим с СОЖ и ТС цеха 25 не обеспечена возможность помыть руки, тело горячей водой после окончания работы, что является нарушением ст.ст. 11, 24,25 закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п. 5.7 «Санитарных правил при работе со смазочно-охлаждающими жидкостями и технологическими смазками» № 3935-85;
-- работы по зачистке при использовании ручного пневмоинструмента проводятся на рабочих местах, не оборудованных укрытиями, отсосами, что является нарушением ст.ст. 11, 24, 25 закона, п. 4.1.10 СП № 5160-89 «Санитарных правил для механических цехов (обработка металлов резанием)».
Ответчиком с 2007 года не выполняются в полном объеме мероприятия, отраженные в предписаниях от 30.06.2010 г. №06-6/105 (не во всех производственных помещениях, где отсутствует естественное освещение, для искусственного освещения используются газоразрядные источники света вместо ламп накаливания; не разработан проект обоснования размера санитарно-защитной зоны основной площадки ОАО «Кузнецов»), от 09.12.2011 года № 06-6/124 (не во всех цехах восстановлено нарушенное покрытие кровли), от 03.08.2011 № 06-6/72 (не оборудованы комнаты личной гигиены женщин на производственных участках), от 24.07.2012 № 06-6/169 (не оборудованы комнаты для приема пищи).
Сроки выполнения мероприятий, указанных в предписаниях, неоднократно переносились на более поздние при проведении внеплановых проверок. Бездействие ответчика может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью не только лиц, осуществляющих трудовую деятельность в данной организации, но и других граждан, так как в зоне влияния выбросов предприятия расположены жилые дома.
Таким образом, истец просит суд признать бездействие ответчика незаконным, обязать ответчика принять меры по устранению нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и санитарных правил, выполнить мероприятия вышеуказанных предписаний:
-- в производственных помещениях цехов провести мероприятия, направленные на уменьшение поступления избыточного холода в рабочую зону через наружные ограждения (заменить разбитые стекла в оконных проемах; обеспечить плотное прилегание стекол к переплетам в оконных рамах и светоаэрционных фонарях; восстановить нарушенное покрытие кровли в цехах);
-- оборудовать комнаты личной гигиены женщин на производственных участках;
-- оборудовать комнаты для приема пищи в корпусах !, 2, 3, 71 ( 8 комнат);
-- в цехе № 25 оборудовать комнату для приема пищи умывальником, восстановить работу душевых;
-- в цехе № 89 оборудовать комнату для приема пищи, отремонтировать душевые, предусмотреть умывальные;
-- тамбуры мужского и женского санузлов в цехе № 25 оснастить умывальниками с электрополотенцами;
-- оборудовать в рабочем помещении гальванического отделения цеха № 25 гидрант или фонтанчик для смывания агрессивных химических веществ при попадании на кожные покровы и слизистые оболочки глаз;
-- оборудовать местную механическую вытяжную вентиляцию от ванны с керосином в отделении мойки цеха № 25;
-- от оборудования, удаляющего пыль и пары воды и СОЖ, в цехах № 4 и № 14, оборудовать раздельные вытяжные системы;
-- в производственных помещениях, где отсутствует естественное освежение, для искусственного освещения использовать газоразрядные источники света вместо ламп накаливания;
-- обеспечить параметры микроклимата на рабочих местах производственных помещений, соответствующие гигиеническим нормативам;
-- в цехе № 4 оборудовать раздельные системы вытяжной вентиляции, удаляющие загрязненный воздух от рабочих мест пайки свинецсодеращим припоем и рабочих мест обмотки стеклотканью, проведения работ с эпоксидной смолой;
-- оборудовать на сварочных участках в цехе № 18 местные отсосы для улавливания сварочного аэрозоля у места его образования;-- обеспечить возможность работающим в СОЖ и ТС цеха № 25 помыть руки, тело горячей водой после окончания работы;
-- работы по зачистке при использовании ручного пневмоинструмента в цехе № 25 проводить на рабочих местах, оборудованных укрытиями, отсосами;
-- разработать проект обоснования размера и санитарно-защитной зоны основной площадки ОАО «Кузнецов» в соответствии с п.п. 4.1, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и согласовать его с Управлением Роспотребнадзора по Самарской области;
-- разработать рабочую программу производственного контроля качества воды, в соответствии с п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
В судебном заседании представитель истца Калугина Н.А. иск поддержала полностью по основаниям, указанным в заявлении, дала пояснения, аналогичные описательной части настоящего решения.
Представители ответчика – Сомова СВ. и Елисеев Ю.С. иск не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Суд, заслушав представителя истца и представителей ответчика, исследовав имеющиеся в деле и представленные сторонами доказательства, приходит к следующему выводу.
Согласно Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 №322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, наряду с выполнением иных функций, осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства. Как следует из иска, Главный государственный санитарный врач по Самарской области обратился в суд с иском, выявив нарушение со стороны ответчика санитарного законодательства. Таким образом, оснований для отказа в принятии иска, в соответствии с п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ, не имеется.
Как следует из норм, закрепленных в ст. 212 Трудового Кодекса РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.
Как установлено в судебном заседании, истцом в декабре 2012 года проведены внеплановые выездные проверки выполнения ответчиком предписаний должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор -- № 06-6/105 от 30.06.2010 года, № 06-6/72 от 03.08.2011 года, №06-6/72 от 13.09.2011 года, № 06-6/104 от 28.10.2011, №06-6/124 от 09.12.2011 года, № 06-6/169 от 24.07.2012 года, № 06-6/171 от 25.07.2012 года.
В результате мероприятий установлено, что требования предписаний не выполнены. Невыполнение предписание влечет вынесение нового предписания. В отношении юридического лица были составлены протоколы об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства), ОАО «Кузнецов» был подвергнут наложению наказания в виде административного штрафа. Данное обстоятельство не оспаривается ответчиком.
Кроме того, ответчик не отрицает, что до настоящего времени ни одно из требований предписаний в полном объеме, составляющих в настоящем деле предмет иска со стороны ОАО «Кузнецов» не выполнено. При этом представитель ответчика Сомова С.В. ссылается на материально-финансовые трудности предприятия, вследствие наличия которых завод не имеет возможности устранить все выявленные нарушения. Тем не менее, как указала представитель, предприятие выполняет, в силу имеющихся возможностей отдельные мероприятия, направленные на устранение недостатков, что подтверждается представленными суду счетами-фактурами, договорами подряда о выполнении отдельных видов работ.
Представитель ответчика Елисеев Ю.С. в судебном заседании указал, что выполнить все работы по устранению недочетов для предприятия очень сложно из-за большого объема и материальных затрат, которые ОАО «Кузнецов» должно понести; при этом материальные средства необходимы для расширения производства, открытия новых рабочих мест (в ближайшее время планируется принять на работу около 2000 рабочих)
Тем не менее, суд при принятии решения исходит из того, что трудовые права работников, в том числе их право на безопасные условия труда, отвечающие требованиям санитарных норм, не могут быть ущемлены в интересах развития и расширения производства; работодатель, принимая на работу работников по трудовому договору, берет на себя определенную социальную ответственность перед работником, обязан предоставить ему достойные условия труда. Финансовые трудности работодателя не являются основанием для снятия с него указанной ответственности.
Предписания, выданные истцом ответчику, последним не обжаловались, а, следовательно, должны быть выполнены в установленные сроки в полном объеме.
Доводы ответчика, что сроки по предписаниям от 26.12.2012 года не истекли, суд не считает возможным положить в основу для отказа в удовлетворении требований истца, поскольку, как видно из исследованных в судебном заседании материалов, данные требования, изложенные в предписаниях, неоднократно предъявлялись предприятию со стороны органов Роспотребнадзора, и вследствие неисполнения этих требований, вносились вновь в новые предписания. Неистечение срока по предписаниям 2012 года является юридически значимым обстоятельством для разрешения дел об административном правонарушении, но не для принятия решений в рамках рассмотрения гражданского дела.
Кроме того, как следует из решения Промышленного районного суда от 25.01.2012 года, которым разрешено по существу гражданское дело по иску Самарского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Кузнецов» об устранении нарушений трудового и санитарно-эпидемиологического законодательства, было определено обязать ответчика провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений трудового и санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе, наряду с иными, были указаны мероприятия, необходимость выполнения которых в своих требованиях составляет и предмет иска Управления Роспотребнадзора по настоящему делу.
Суд приходит к выводу, что возложение обязательства на ОАО «Кузнецов» судебным решением от 25.01.2012 года выполнить данные мероприятия не является обстоятельством, исключающим возможность удовлетворения данных требований, заявленных истцом по настоящему делу. Как установлено в судебном заседании, уже после вынесения вышеуказанного решения ответчик продолжает допускать бездействие по выполнению данных требований государственного органа, то есть, его бездействие имеет место в иной, последующий, период времени.
При этом, суд учитывает, что требования, удовлетворенные решением от 25.01.29012 предъявлялись другим истцом, а срок исполнения мероприятий судебным решением не был установлен. Наличие решения суда по иску прокурора не препятствует иному лицу – должностному лицу государственного органа -- обратиться в суд с требованиями, некоторые из которых удовлетворялись ранее по иску иного лица, по поводу обстоятельств, имевших место в более длительный временной период, но на уровне исполнения решения выполнены не были.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (Управление Роспотребнадзора по Самарской области) в интересах работников ОАО «Кузнецов» к Открытому акционерному обществу «Кузнецов» (ОАО «Кузнецов») удовлетворить.
Обязать Открытое акционерное общество «Кузнецов» устранить нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и санитарных правил, выполнив следующие мероприятия:
-- в производственных помещениях цехов провести мероприятия, направленные на уменьшение поступления избыточного холода в рабочую зону через наружные ограждения (заменить разбитые стекла в оконных проемах; обеспечить плотное прилегание стекол к переплетам в оконных рамах и светоаэрационных фонарях; восстановить нарушенное покрытие кровли в цехах);
-- оборудовать комнаты личной гигиены женщин на производственных участках;
-- оборудовать комнаты для приема пищи в корпусах 1, 2, 3, 71 ( 8 комнат);
--в цехе № 25 оборудовать комнату для приема пищи умывальником, восстановить работу душевых;
-- в цехе № 89 оборудовать комнату для приема пищи, отремонтировать душевые, предусмотреть умывальные;
-- тамбуры мужского и женского санузлов в цехе № 25 оснастить умывальниками с электрополотенцами;
-- оборудовать в рабочем помещении гальванического отделения цеха № 25 гидрант или фонтанчик для смывания агрессивных химических веществ при попадании на кожные покровы и слизистые оболочки глаз;
-- оборудовать местную механическую вытяжную вентиляцию от ванны с керосином в отделении мойки цеха № 25;
-- от оборудования, удаляющего пыль и пары воды и СОЖ, в цехах № 4 и № 14, оборудовать раздельные вытяжные системы;
-- в производственных помещениях, где отсутствует естественное освежение, для искусственного освещения использовать газоразрядные источники света вместо ламп накаливания;
-- обеспечить параметры микроклимата на рабочих местах производственных помещений, соответствующие гигиеническим нормативам;
-- в цехе № 4 оборудовать раздельные системы вытяжной вентиляции, удаляющие загрязненный воздух от рабочих мест пайки свинецсодеращим припоем и рабочих мест обмотки стеклотканью, проведения работ с эпоксидной смолой;
-- оборудовать на сварочных участках в цехе № 18 местные отсосы для улавливания сварочного аэрозоля у места его образования;
-- обеспечить возможность работающим в СОЖ и ТС цеха № 25 помыть руки, тело горячей водой после окончания работы;
-- работы по зачистке при использовании ручного пневмоинструмента в цехе № 25 проводить на рабочих местах, оборудованных укрытиями, отсосами;
-- разработать проект обоснования размера и санитарно-защитной зоны основной площадки ОАО «Кузнецов» в соответствии с п.п. 4.1, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и согласовать его с Управлением Роспотребнадзора по Самарской области;
-- разработать рабочую программу производственного контроля качества воды, в соответствии с п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Взыскать с ОАО «Кузнецов» государственную пошлину в доход государства в размере 4000 (четырех тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца через Промышленный районный суд г.Самары.
Председательствующий: С.Н.Афанасьева