К делу № 2-513/13г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19.06.2013г. г. Тихорецк
Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего МИЩЕНКО И.А.,
при секретаре КИСЕЛЕВОЙ Л.Л.,
с участием прокурора
Тихорецкой межрайонной прокуратуры ВЕСЕЛОВОЙ Ж.Ю.,
представителя заинтересованного лица- главы администрации
Алексеевского сельского поселения ШАТОВА Ю.А.,
представившего удостоверение № №с от ДД.ММ.ГГГГ года
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л :
Тихорецкий межрайонный прокурор просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления и обязать администрацию Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района принять исчерпывающие меры, направленные на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории указанного земельного участка, в порядке, установленном действующим законодательством.
В судебном заседании старший помощник прокурора Веселова Ж.Ю. поддержала заявленные требования и пояснила, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. В результате проверки выявлены грубые нарушения требований законодательства в указанной сфере.
Так установлено, что администрацией Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района были нарушены обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района надлежащим образом не исполняется. В результате на территории Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района допускается факт функционирования несанкционированной свалки. Меры по ее ликвидации администрацией Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района не принимаются, что может повлечь причинение вреда здоровью граждан, окружающей природной среде, указанные обстоятельства являются недопустимыми.
В результате проведенной Тихорецкой межрайонной прокуратурой с привлечением специалиста территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Тихорецком, Белоглинском, Новопокровском районах проверки установлено, что на поверхностном почвенном слое на вышеуказанном земельном участке обнаружено складирование строительного мусора, грунта от проведения землеройных работ навалом, что является нарушением СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»; ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов; п.1.2, СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», согласно которому система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта; п.3.1 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», согласно которому обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
В результате стихийного складирования бытовых отходов в местах, специально не отведенных для указанных целей, происходит загрязнение земельного участка, создаются предпосылки к возникновению инфекционных заболеваний граждан, угрозе окружающей среде, что является недопустимым.
В результате проведенной проверки установлено, что в нарушение п.п.7, 9.14 Привал обращения с отходами производства и потребления в части осветленных устройств, электрических ламп, ненадлежащий сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09. 2010 № 681 администрацией Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района не заключен договор со специализированной организацией по утилизации отработанных ртутьсодержащих ламп, кроме того отсутствует помещение тара для их накопления.
Представитель заинтересованного лица глава администрации Алексеевского сельского поселения Шатов Ю.А. в судебном заседании исковое заявление признал полностью.
Суд, выслушав старшего помощника прокурора, заинтересованное лицо, пришел к выводу, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ., прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.3 ст. 35 Федерального Закона « О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обращаться в суд, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В силу ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года №7 –ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от06.10.2003 года №131-ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ « Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов в Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.01 2002 года №7 –ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст.8 Федерального закона от 24.06. 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного самоуправления относиться организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Деятельность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории местного самоуправления.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 24.06. 1998 года №89 –ФЗ « Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относиться организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» представительным органом местного самоуправления Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района утвержден порядок сбора отходов на территории сельского поселения. Договор со специализированной организацией на сбор и вывоз отходов гражданами и организациями осуществляется по собственному усмотрению, без заключения договоров. Администрация Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района самоустранились от выполнения возложенных на нее обязанностей и полномочий.
Судом установлено, что администрацией Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района были нарушены обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, происходит загрязнение земельного участка, создаются предпосылки к возникновению инфекционных заболеваний граждан, угрозе окружающей среде, что является недопустимым.
Кроме того, заинтересованное лицо к в судебном заседании заявленные требования признал, а суд в соответствии со статьей 173 Гражданско-процессуального кодекса РФ принял признание заявленных требований, так как оно не противоречит закону и не нарушает чьих-либо законных интересов.
При таких обстоятельствах суд считает заявление подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 254 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района, выразившееся в непринятии исчерпывающих мер, направленных на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории земельного участка, где функционирует несанкционированная свалка.
Обязать администрацию Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района принять исчерпывающие меры, направленные на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории указанного земельного участка, в порядке, установленном действующим законодательством.
Обязать администрацию Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района заключить договор со специализированной организацией на сбор и вывоз отходов потребления и производства.
Обязать администрацию Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района заключить договор со специализированной организацией на утилизацию отработанных ртутьсодержащих ламп. Выделить помещение, а также установить специальную тару для накопления ртутьсодержащих осветленных устройств в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 №681.
Обязать администрацию Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района разработать генеральную схему очистки населенного пункта в соответствии с требованиями СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Тихорецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий