Дело № 2а-359/2020
УИД 28RS0021-01-2020-000573-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2020 года г. Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Федорчук Н.Б.
при секретаре Бей О.Н.,
с участием представителя административного ответчика – старшего судебного пристава ОСП по Сковородинскому району Амурской области Боровских Н.А., действующей на основании прав по должности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление администрации Неверского сельсовета к Отделу судебных приставов по Сковородинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от исполнительского сбора,
у с т а н о в и л :
Администрация Неверского сельсовета обратилась в суд с административным иском к Отделу судебных приставов по Сковородинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от исполнительского сбора, в обоснование которого указала, что 19 января 2017 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Сковородинскому району Давтян Р.А. вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора в размере 50.000 рублей, в отношении должника - администрация Неверского сельсовета, в связи с неисполнением обязательства по исполнительному производству от 02.08.2016 года № Предмет исполнения и/п: обязанность администрации Неверского сельсовета принять меры к устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности. администрация Неверского сельсовета просит освобождения от исполнительского сбора, по следующим обстоятельствам. 15 мая 2017 года исполнительное производство окончено. Администрация сельсовета устранила нарушения. Указанное постановление о взыскании исполнительского сбора от 19.01.2017 года № и постановление о возбуждении исполнительного производства от 03.102018 года № в администрацию сельсовета не направлялись. Вышеуказанные постановления были направлены старшим судебным приставом - исполнителем Н.А. Боровских 24.04.2020 г. в Финансовое управление администрации Сковородинского района. Входящий номер администрации района № от 24.04.2020 г. Далее постановления были направлены финансовым отделом района на электронный адрес администрации Неверского сельсовета never-fm59@mail.ru 28.04.2020 г. (скриншот с электронной почты прилагается). Тем самым, наличие обязанности об оплате исполнительского сбора, администрация не представляла до 28.04.2020 года. Обращаясь в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, администрация Неверского сельсовета указывает на уважительную причину не исполнения требований исполнительного документа, а именно, что о существовании обязанности в оплате исполнительского сбора Должнику стало известно только 28.04.2020 года. Обстоятельства, повлекшие невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению постановления судебного пристава, отсутствуют. На основании изложенного, просят освободить администрацию Неверского сельсовета от исполнительского сбора в размере 50.000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Сковородинскому району от 19.01.2017 г. №, в рамках исполнительного производства № от 02.08.2016 года.
Определением Сковородинского районного суда от 03 июня 2020 года в качестве второго административного ответчика по настоящему делу было привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области.
В судебное заседании административный истец – представитель администрации Неверского сельсовета, административный ответчик УФССП по Амурской области, заинтересованное лицо - прокурор Сковородинского района в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом. Представитель административного истца – администрации Неверского сельсовета и прокурор Сковородинского района просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ определил, рассмотреть дело в отсутствие извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле.
Представитель административного ответчика – ст. судебный пристав ОСП по Сковородинскому району УФССП России по Амурской области Боровских Н.А. пояснила, что Отдел судебных приставов по Сковородинскому району УФССП по Амурской области не согласен с доводами, изложенными в заявлении, по следующим основаниям. 02 августа 2016 года. на основании исполнительного листа ФС № от 18 июля 2016 года об обязании администрации муниципального образования Неверского сельсовета принять меры к устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, а именно: создать защитные минерализованные противопожарные полосы, населенного пункта с. Невер и жд.ст. Ульручьи, расположенных в непосредственной близости к лесному массиву; очистить территории населенных пунктов муниципального образования Неверский сельсовет от горючих отходов, мусора и тары (с. Невер: ул. Рабочая, ул. Пятилетка, ул. Старика, ул. Комарова; жд.ст. Ульручьи); очистить территории населенных пунктов муниципального образования Неверский сельсовет от сухой травы (с. Невер: ул. Партизанская, ул. Приходько, ул. Западная, ул. Зуева, ул. Каратаева, ул. Гоголя, ул. Юбилейная, ул. Серышева, ул. Золотая, ул. Советская, ул. Пушкина, ул. Камарова, ул. Гагарина, ул. Нагорная, ул. Комсомольская, ул. Старика, ул. Первомайская, ул. Пятилетка, ул. Лермонтова, ул. Горького, ул. Коммунальная, пер. Гаражный Лазо, Октябрьский, Неверский, Совхозный, Школьный, жд.ст. Ульручьи); соблюдать противопожарные расстояния от границ застройки до лесных массивов (не менее 30 метров) на жд.ст. Ульручьи и с. Невер (район Радиостанции) в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, возбуждено исполнительное производство №7101/16/28018. 02 августа 2016 года судебным приставом-исполнителем в адрес должника направлено постановление о возбуждение исполнительного производства №, в резолютивной части которого должник предупрежден о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения требований исполнительного документа в 5-тидневный срок с момента надлежащего уведомления. Администрацией Неверского сельсовета требования исполнительного документа в полном объеме исполнены не были, подтверждающих документов об частичном исполнении также не предоставлялись. Дополнительно должником не предоставлено документальное подтверждение наличия непредвиденных и непреодолимых препятствий, способствующих невозможности исполнения решения суда. В связи с чем, 19.01.2017 года в отношении администрации Неверского сельсовета было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора неимущественного характера. В соответствии с ч 1 ст. 112 ФЗ №229 «Об исполнительном производстве», (далее - Закон) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа в течении суток с момента получения копии постановления о судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципе законности, а также на принципе своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Законодатель определил, что исполнительные действия направлены на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Для указанных целей судебный пристав-исполнитель наделен правами на совершение определенного перечня действий, предусмотренных федеральным законодательством (ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»). В связи с предоставлением 17.05.2017 года должником фотографий о создании защитных минерализованных противопожарных полос населенного пункта с. Невер и жд.ст. Ульручьи, расположенных в непосредственной близости к лесному массиву; очищении территории населенных пунктов муниципального образования Неверский сельсовет от горючих отходов, мусора и тары (с. Невер: ул. Рабочая, ул. Пятилетка, ул. Старика, ул. Комарова; жд.ст. Ульручьи); очищении территории населенных пунктов муниципального образования Неверский сельсовет от сухой травы (с. Невер: ул. Партизанская, ул. Приходько, ул. Западная, ул. Зуева, ул. Каратаева, ул. Гоголя, ул. Юбилейная, ул. Серышева, ул. Золотая, ул. Советская, ул. Пушкина, ул. Камарова, ул. Гагарина, ул. Нагорная, ул. Комсомольская, ул. Старика, ул. Первомайская, ул. Пятилетка, ул. Лермонтова, ул. Горького, ул. Коммунальная, пер. ГаражныйЛазо, Октябрьский, Неверский, Савхозный, Школьный, жд.ст. Ульручьи); соблюдении противопожарного расстояния от границ застройки до лесных массивов (не менее 30 метров) на жд.ст. Ульручьи и с. Невер (район Радиостанции) исполнительное производство № 7101/16/28018 от 18.05.2017 года в соответствии со ст. 14, ст. 6, подл. 1 п. 1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» окончено, исполнительский сбор выделен в отдельное исполнительное производство. 03.10.2018 года на основании исполнительного документа — постановления судебного пристава-исполнителя № от 19.01.2017 года возбуждено исполнительное производство № о взыскании исполнительского сбора в размере 50.000 рублей с должника -администрации Неверского сельсовета в пользу УФССП России по Амурской области. В соответствии со ст. 122 ФЗ "Об исполнительном производстве" и ст. 441 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии). Должник -администрация Неверского сельсовета о вынесении исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № уведомлен 17.10.2016 года.. В соответствии с ч. 9 п. 4 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия, бездействия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем законно и обоснованно. Должником не предоставлены доказательства невозможности исполнения решения суда в установленный для добровольного исполнения срок, не представлены документы, подтверждающие принятие должником мер к исполнения решения суда. На основании вышеизложенного и в соответствии со ст 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 226 КАС РФ, просит в удовлетворении заявления администрации Неверского сельсовета об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора и освобождении от исполнительного сбора отказать.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу о следующем.
Дела об оспаривании действий (бездействия), решений должностных лиц службы судебных приставов подпадают под действие главы 22 КАС РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом (ст. 218 КАС РФ).
В соответствии с ч.4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Администрация Неверского сельсовета обратилась с заявлением об освобождении от исполнительского сбора.
Судом установлено, что решением Сковородинского районного суда Амурской области от 14 июня 2016 года бездействие органа местного самоуправления - администрации Неверского сельсовета, в части невыполнения требований пожарной безопасности на территории Неверского сельсовета признано незаконным. На администрацию муниципального образования Неверский сельсовет возложена обязанность принять меры к устранению выявленных нарушения требований пожарной безопасности, а именно: создать защитные минерализованные противопожарные полосы в местах населенного пункта с. Невер и жд.ст. Ульручьи, расположенных в непосредственной близости к лесному массиву; очистить территории населенных пунктов муниципального образования Неверский сельсовет от горючих отходов, мусора и тары (с. Невер: ул. Рабочая, Пятилетки, Старика, Комарова; жд.ст. Ульручьи); очистить территории населенных пунктов муниципального образования Неверский сельсовет от сухой травы (с. Невер: ул. Партизанская, Приходъко, Западная, Зуева, Каратаева, Гоголя, Юбилейная, Серышева, Золотая, Советская, Пушкина, Комарова, Гагарина, Нагорная, Комсомольская, Старика, Первомайская, Пятилетки, Лермонтова, Горького, Коммунальная, пер. Гаражный, Лазо, Октябрьский, Неверский, Совхозный, Школьный; жд.ст, Ульручьи); соблюдать противопожарные расстояния от границ застройки до лесных массивов (не менее 30 метров) на жд.ст. Ульручьи и с. Невер (район Радиостанция) в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району от 02 августа 2016 года, на основании исполнительного листа серии ФС № 013420508 от 18.07.2016 года, выданного Сковородинским районным судом Амурской области, предмет исполнения: обязать администрацию муниципального образования Неверский сельсовет создать защитные минерализованные противопожарные полосы в местах населенного пункта с. Невер и жд.ст. Ульручьи, расположенных в непосредственной близости к лесному массиву; очистить территории населенных пунктов муниципального образования Неверский сельсовет от горючих отходов, мусора и тары (с. Невер: ул. Рабочая, Пятилетки, Старика, Комарова; жд.ст. Ульручьи); очистить территории населенных пунктов муниципального образования Неверский сельсовет от сухой травы (с. Невер: ул. Партизанская, Приходъко, Западная, Зуева, Каратаева, Гоголя, Юбилейная, Серышева, Золотая, Советская, Пушкина, Комарова, Гагарина, Нагорная, Комсомольская, Старика, Первомайская, Пятилетки, Лермонтова, Горького, Коммунальная, пер. Гаражный, Лазо, Октябрьский, Неверский, Совхозный, Школьный; жд.ст, Ульручьи); соблюдать противопожарные расстояния от границ застройки до лесных массивов (не менее 30 метров) на жд.ст. Ульручьи и с. Невер (район Радиостанция) в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, возбуждено исполнительное производство № 7101/16/28018-ИП в отношении администрации Неверского сельсовета.. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления.
Указанное постановление направлено в адрес администрации Неверского сельсовета 02 августа 2016 года.
В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району от 19 января 2017 года с должника - администрации Неверского сельсовета взыскан исполнительский сбор в размере 50.000 рублей, поскольку, исполнительный документ должником - администрацией Неверского сельсовета в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю, должником не предоставлено.
11 октября 2016 года в адрес администрации Неверского сельсовета и.о. начальника ОСП по Сковородинскому району направлено требование согласно которого, просит к 17.10.2016 года предоставить судебному приставу - исполнителю следующую информацию: документы, подтверждающие исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе; сведения о принятых должником мерах по исполнению судебного решения, представив подтверждающие документы; информацию об объеме финансирования, необходимого для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого возбуждено указанное исполнительное производство.
Из ответа администрации Неверского сельсовета от 17 октября 2016 года на требование ОСП по Сковородинскому району следует, что 06 октября 2016 года администрацией Неверского сельсовета были созданы защитные минерализованные противопожарные полосы в местах населенного пункта с. Невер, были пройдены из 5 км, 2 км. остальные 3 км. пройти не представляется возможным из-за переувлажнения почвы; защитные минерализованные противопожарные полосы в ст. Ульручьи не созданы в связи с тем, что еще не изменено целевое назначение лесных насаждений (неоднократно обращались по этому вопросу в министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности, ведется ежегодная переписка); придомовые территории многоквартирных домов, несанкционированные свалки очищаются от ТБО, ведется скашивание сухой растительности; проведена устная договоренность между администрацией МО и ООО «СпецСтроймонтаж» по созданию минерализованных противопожарных полос в с. Невер на 28.10.2016 года.
19 января 2017 года судебным приставом-исполнителем в адрес администрации Неверского сельсовета было направлено требование согласно которому просит к 25 января 2017 года предоставить судебному приставу-исполнителю следующую информацию: документы, подтверждающие исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе; сведения о принятых должником мерах по исполнению судебного решения, представив подтверждающие документы; информацию об объеме финансирования, необходимого для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого возбуждено указанное исполнительное производство.
23 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем в адрес администрации Неверского сельсовета было направлено требование согласно которому просит к 25 января 2017 года предоставить судебному приставу-исполнителю следующую информацию: документы, подтверждающие исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе; сведения о принятых должником мерах по исполнению судебного решения, представив подтверждающие документы; информацию об объеме финансирования, необходимого для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого возбуждено указанное исполнительное производство.
Из ответа администрации Неверского сельсовета от 27 марта 2017 года на требование ОСП по Сковородинскому району следует, что в Неверском сельсовете в период с 16 по 23 марта 2017 года были проведены профилактические отжиги сухой растительности, а именно 5 участком на площади 121 га (имеется отчет начальника отдела по делам ГО и ЧС, копия прилагается). Очищение территории сельсовета от горючих отходов, мусора и тары запланировано на май 2017 года, так как на данный момент на улице минусовая температура, что может осложнить процесс очищения.
Из ответа Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Сковородинскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Амурской области от 01 марта 2017 года следует, что в ходе выездной проверки населенных пунктов МО «Неверский сельсовет» (с. Невер, ж.д.ст. Ульручьи) от 21 марта 2017 года.были выявлены следующие нарушения: не созданы защитные минерализованные противопожарные полосы в местах населенного пункта ж.д.ст. Ульручьи, расположенных в непосредственной близости к лесному массиву (п. 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации); не в полном объеме созданы защитные минерализованные противопожарные полосы в местах населенного пункта с. Невер, расположенных в непосредственной близости к лесному массиву (южная и западная часть) (п. 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации); территории населенных пунктов муниципального образования Неверский сельсовет не в полном объеме очищаются от горючих отходов, мусора (ТБО, бесхозные строения) и тары (с. Невер: ул. Пушкина, ул. Старика, ул. Юбилейная; ж.д.ст. Ульручьи) (п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации); территории населенных пунктов муниципального образования Неверский сельсовет не в полном объеме очищаются от сухой травы (с. Невер: ул. Зуева, ул. Каратаева; ж.д.ст. Ульручьи) (п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации); на ж.д.ст. Ульручьи противопожарные расстояния от границ застройки до лесных массивов составляют менее 30 метров (п. 4.14 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объекты защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»); территории общего пользования МО «Неверский сельсовет» (с. Невер, ж.д.ст. Ульручьи) не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем (п. 481, п. 482, п. 483 и прил. 6 Правил противопожарного режима в РФ).
Согласно сообщения администрации Неверского сельсовета от 17 мая 2017 года следует, что в производстве судебных приставов г. Сковородино, находятся два исполнительных листа по решению Сковородннского районного суда по созданию минерализованных полос в с. Невер. Администрация Неверского сельсовета сообщает, что данные решения суда были исполнены администрацией. В настоящее время минерализованные полосы созданы. Прилагают фотографии в подтверждение.
Из акта о совершении исполнительных действий от 18 мая 2017 года следует, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Сковородинскому району составлен настоящий акт о том, что с выходом по указанным в исполнительном документе местах населенного пункта с. Невер установлено, что должником – администрацией Неверского сельсовета требования пожарной безопасности выполнены. Допущенные нарушения устранены.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району от 18 мая 2017 года № исполнительное производство № окончено.
Вместе с тем, представленные администрацией Неверского сельсовета судебному приставу-исполнителю ответы от 17 октября 2016 года, от 27 марта 2017 года о частичном исполнении постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 02 августа 2016 года № по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности без предоставления соответствующих документов, не является доказательством исполнения требований исполнительного документа.
Таким образом, поскольку, в установленный пятидневный должник требования исполнительного документа в добровольном порядке не исполнил, не представил документов, подтверждающих, что им добровольно исполнены требования исполнительного документа или их часть, также административным истцом не представлено доказательств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, вследствие которых стало невозможным исполнение решения суда, учитывая, что судебный пристав-исполнитель неоднократно направлял в адрес должника требования об исполнении требований исполнительного документа, не вынося при этом постановления о взыскании исполнительского сбора, однако, должник не проявлял никакого интереса к возбужденному исполнительному производству до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, суд приходит к выводу, что постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району вынесено законно и обоснованно, поэтому основания для признания указанного постановления незаконным отсутствуют.
Помимо этого, ч. 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как разъяснено в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
В силу ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Исходя из этого, наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое может учитываться не только при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора, но и при оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Административным истцом не предоставлено доказательств тому, что за период с 02 августа 2016 года (день возбуждения исполнительного производства) до 19 января 2017 года (день вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора) он принимал все возможные меры для исполнения решения суда. За предоставлением рассрочки, отсрочки исполнения решения суда административный истец в течение всего этого длительного времени не обращался.
Исполнительное производство окончено только 18 мая 2017 года фактическим исполнением.
Таким образом, учитывая, что административным истцом при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, не приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства в течении длительного времени, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для применения ч. 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и освобождении должника от взыскания исполнительского сбора.
Кроме того, ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Ч. 8 ст. 219 КАС РФ предусматривает, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Судом установлено, что постановление о взыскании исполнительского сбора от 19 января 2017 года было получено финансовым управлением администрации Сковородинского района для исполнения только 24 апреля 2020 года (по истечении довольно длительного времени) и направлено на электронный адрес администрации Неверского сельсовета 28 апреля 2020 года. Вместе с тем, заявление об оспаривании указанного постановления подано 02 июня 2020 года, то есть по истечению срока обжалования. Заявлений о восстановлении пропущенного срока и доказательств уважительности пропуска срока суду не представлено.
В связи с чем, суд полагает, что срок на обращение с заявлением об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора пропущен администрацией Неверского сельсовета по не уважительной причине, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного, административные исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований Неверского сельсовета к Отделу судебных приставов по Сковородинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от исполнительского сбора - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца, а также в кассационном порядке в течении трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления в Девятый кассационный суд по адресу: 690090 Приморский край г. Владивосток ул. Светланская, 54.
Председательствующий судья Н.Б. Федорчук