Дело № 2-807/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2014 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Летуновой В.Н.,
при секретаре Павлюченя М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Слепченко И.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Карелия по земельному спору,
установил:
Иск предъявлен по тем основаниям, что истец является собственником жилого помещения - <Адрес обезличен> На основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 15.02.2014 истец выступила заказчиком кадастровых работ по формированию земельного участка, на котором расположены дом и прилегающая к нему для обслуживания территория.
Кадастровые работы с составлением межевого плана выполнены ООО "З," границы формируемого земельного участка согласованы со всеми заинтересованными лицами. Распоряжением № 1116 Администрации Сортавальского муниципального района от 25.06.2014 утверждена схема расположения земельного участка площадью 1944 кв.м., с разрешенным использованием - для многоквартирной жилой застройки. Указанная площадь земельного участка соответствует фактическому землепользованию.
Вместе с тем, имеются препятствия для постановки участка на государственный кадастровый учет, так как в государственном кадастре недвижимости на основании Перечня вновь выявленных земельных участков в границах кадастрового квартала <Номер обезличен> по состоянию на 16.12.2005 год, утвержденном должностным лицом Межрайонного территориального отдела Управления Роснедвижимости Республики Карелия, содержатся сведения о земельном участке, где площадь участка значится как 60 кв.м. Такой участок имеет кадастровый № <Номер обезличен>
Данные сведения о площади земельного участка отражают только площадь застройки и не включают площадь участка, фактически используемую для обслуживания и эксплуатации дома, чем нарушаются права и законные интересы истца на признание за ним, как собственником помещений в указанном доме, права собственности на земельный участок в размере, соответствующем фактическому землепользованию, т.е. площадью 790 кв.м.
Ссылаясь на нормы ст. 36 Жилищного кодекса РФ, ст. 36 Земельного кодекса РФ, ст.16 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», истец просит признать недействительными сведения о площади земельного участка с кадастровым <Номер обезличен>, содержащиеся под порядковым № 1026 в Перечне вновь выявленных земельных участков в границах кадастрового квартала <Номер обезличен> по состоянию на 16.12.2005, утвержденном должностным лицом Межрайонного территориального отдела Управления Роснедвижимости Республики Карелия по г. Сортавала; аннулировать и исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым <Номер обезличен>.
В судебном заседании Слепченко И.А. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске, пояснив, что пользуются земельным участок более 20 лет. Просит удовлетворить требования.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия представителя ответчика. Представлен письменный отзыв на доводы иска, исходя из которого полагают требования истца не подлежащими удовлетворению, т.к. сведения о земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом <Адрес обезличен> внесены в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) на основании Перечней вновь выявленных земельных участков, которые были подготовлены с целью последующего внесения сведений о таких участках в государственный земельный кадастр. Признание недействительными сведений о площади спорного земельного участка не повлечет одновременного исключения соответствующих сведений из ГКН, при этом, наличие в ГКН сведений о площади земельного участка, который является ранее учтенным, с учетом положений Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон о кадастре), препятствует возможности внесения изменений о характеристике земельного участка. Полагают, что разрешение ситуации возможно на основании решения суда об аннулировании сведений о земельном участке в ГКН в полном объеме, что позволит поставить на учет новый сформированный земельный участок на основании утвержденной Администрацией Сортавальского муниципального района схемы его расположения. Обращают внимание, что в распоряжении ответчика не имеется подлинного экземпляра Перечня вновь выявленных земельных участков, кроме этого, ответчик не наделен полномочиями по принятию решения о незаконности действий по государственному кадастровому учету объектов недвижимости и признании недействительным проведенного государственного кадастрового учета. В настоящее время отсутствует законодательно установленный механизм решения подобных споров.
Представитель третьего лица - Администрации Сортавальского муниципального района, Назарова Л.А., действующая на основании доверенности, полагала исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению, считала, что таким образом нарушенные права собственников многоквартирного дома могут быть восстановлены.
Представитель третьего лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия», - в судебное заседание представителя не направило, извещены. Из представленного отзыва следует, что в настоящее время сведения государственного кадастра недвижимости содержат информацию о земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, местоположение определено как: <Адрес обезличен>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под индивидуальное жилищное строительство, площадью - 60 кв.м. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок отсутствуют. Данный земельный участок является ранее учтенным, государственный кадастровый учет которого осуществлен в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Положения Закона о кадастре, а также иных нормативно-правовых актов, изданных в его развитие, не предусматривают аннулирование и исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках, и не предусматривают снятия с государственного кадастрового учета земельных участков, которые не является преобразуемыми (ч. 3, ч. 3.1ст. 24 Закона о кадастре). В государственный реестр земель кадастрового района (последующем, государственный кадастр недвижимости) сведения о спорном земельном участке были внесены на основании инвентаризационной описи (перечня вновь выявленных земельных участков в границах кадастрового квартала <Номер обезличен> переданной Управлением Роснедвижимости по Республике Карелия в соответствии с п. 3.2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра от 15.06.2001 № П/119, действовавшего на момент внесения сведений. При внесении сведений о земельном участке в государственный реестр земель кадастрового района орган кадастрового учета не обладал полномочиями по проверке обоснованности включения сведений об объектах недвижимости в указанную опись.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Исходя из положений ст. 36 Земельного кодекса РФ, земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).
В силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона, с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 № 12-П, в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
На основании ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее также - Закон о кадастре).
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Установлено, что Слепченко И.А. является собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме: <Адрес обезличен> На основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома истец избрана уполномоченным лицом для оформления земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> на котором расположены дом и прилегающая к нему для обслуживания территория. После выполнения кадастровых работ с составлением межевого плана и согласования границ формируемого земельного участка со всеми заинтересованными лицами, Распоряжением № 1116 Администрации Сортавальского муниципального района от 25.06.2014 утверждена схема расположения земельного участка площадью 1944 кв.м., с разрешенным использованием - для многоквартирной жилой застройки.
Вместе с тем, в постановке на государственный кадастровый учет сформированного участка истцу было отказано со ссылкой на то, что ранее в государственный кадастр недвижимости на основании Дополнения к Перечню вновь выявленных земельных участков в границах кадастрового квартала <Номер обезличен> по состоянию на 16.12.2005 были внесены сведения о земельном участке, на котором расположен дом <Адрес обезличен>, с указанием площади земельного участка в размере 60 кв.м. Такой участок имеет кадастровый <Номер обезличен>
Указанная процедура внесения сведений предусматривалась действующим на тот момент законодательством, а именно п. 3.2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра от 15.06.2001 № П/119 и Указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участков ГЗК-1-Т.Р-11-02-01, утвержденных Росземкадастром 10.04.2001, в соответствии с которыми внесение сведений о ранее учтенных земельных участках осуществлялось на основании инвентаризационной описи. При этом, при внесении сведений о земельном участке в государственный реестр земель кадастрового района в соответствии с инвентаризационной описью, орган кадастрового учета не обладал полномочиями по проверке обоснованности включения сведений об объектах недвижимости в указанную опись.
Из представленного отзыва ответчика на доводы иска, следует, что сведения о площадях земельных участков вносились на основании данных поземельных книг, журналов учета кадастровых номеров, списков плательщиков земельного налога и арендной платы. Данные Перечни после составления на местах утверждались и направлялись в Управление Роснедвижимости, откуда они в последующем передавались в Кадастровую палату.
В силу положений ст. 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (ранее учтенными объектами недвижимости).
Предусмотренная статьями 24 и 25 Закона о кадастре процедура снятия с кадастрового учета объекта недвижимости применима к земельным участкам, которые носят временный характер, а именно к земельным участкам, которые поставлены на кадастровый учет после вступления в силу Закона о кадастре. Отсутствие же установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков представляет собой пробел правового регулирования.
Вместе с тем, нахождение спорного участка на государственном кадастровом учете препятствует реализации прав истца, предусмотренных ст. 36 ЖК РФ, ст. 36 Земельного Кодекса РФ, ст. 16 Вводного закона, на признание за ним, как собственником помещений в многоквартирном доме, права общей долевойсобственности на земельный участок в размере, соответствующем фактическому землепользованию, так как в настоящее время на кадастровом учете состоит земельный участок, равный площади расположенного на нем строения - многоквартирного дома, без учета площади придомовой территории, отраженной в техническом паспорте на дом и необходимой для эксплуатации и обслуживания здания.
Росреестр и его территориальные органы действующим законодательством не уполномочены принимать решения о незаконности действий по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, признавать недействительным проведенный государственный кадастровый учет, отменять решения о государственном кадастровом учете.
В силу ст. 8 ГК РФ основанием возникновением гражданских прав и обязанностей является, среди прочих, решение суда.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что реализация участниками гражданского оборота их законных прав на принадлежащие им земельные участки, разрешение возникшей правовой ситуации и осуществление процедуры снятия с кадастрового учета такого ранее учтенного земельного участка возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда.
Данный вывод согласуется с ч. 4 ст. 16 Закона № 221-ФЗ о том, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости, а также с разъяснениями, содержащимися в письме Минэкономразвития РФ № Д23-1342 от 13.04.2010, из которого следует, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета не только по основаниям, предусмотренным ч. 3, 3.1 ст. 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», но и на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета.
Оценивая вышеизложенное, суд приходит к законности и обоснованности исковых требований о признании недействительными сведений о площади земельного участка с кадастровым <Номер обезличен> содержащиеся под порядковым № 1026 в Перечне вновь выявленных земельных участков в границах кадастрового квартала <Номер обезличен> по состоянию на 16.12.2005, утвержденном должностным лицом Межрайонного территориального отдела Управления Роснедвижимости Республики Карелия по г. Сортавала и аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке с кадастровым <Номер обезличен>. Указанное позволит истцу сформировать новый земельный участок иной площади, поставить его на кадастровый учет и приобрести собственникам помещений многоквартирного дома права общей долевой собственности на него.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Слепченко И.А. удовлетворить.
Признать недействительными сведения о площади земельного участка с кадастровым <Номер обезличен>, содержащиеся под порядковым № 1026 в Перечне вновь выявленных земельных участков в границах кадастрового квартала <Номер обезличен> по состоянию на 16.12.2005 года.
Аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке с кадастровым <Номер обезличен>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья В.Н.Летунова
Мотивированное решение изготовлено 30.09.2014 года