Дело № 2-7484/2021
35RS0010-01-2021-010496-72
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 17 ноября 2021 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи А.Н. Вайгачевой,
при секретаре Антоновской К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вологодской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Вологодской области к ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Вологодская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Вологодской области (далее – истец, прокуратура) обратилась в суд с иском к ответчику Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению «Межобластная больница №10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области (далее – ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области, ответчик, Учреждение) о возложении обязанности совершить определенные действия.
Требования мотивированы тем, что в рамках проведенной проверки законодательства об основаниях и условиях содержания граждан в ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области выявлен факт незаконного функционирования на территории данного лечебно – профилактического учреждения (далее-ЛПУ) состоящего из мужчин и женщин отдельного отряда осужденных общего режима, численность которого согласно штатному расписанию, утвержденному приказом начальника ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области от 03.06.2021 №, составляет 20 человек.
Начальнику УФСИН России по Вологодской области заместителем прокурора Вологодской области 18.04.2019 и врио начальника ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области заместителем Вологодского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Вологодской области 29.04.2021 внесены представления в том числе по факту незаконного функционирования указанного отряда по хозяйственному обслуживанию.
Ссылаясь на отсутствие правовых оснований для создания указанного выше отряда, те обстоятельства, что незаконное функционирование отряда осужденных ставит их в привилегированное положение по сравнению с иными осужденными, отбывающими наказание в исправительных колониях общего режима, не соответствует целям и задачам уголовно – исполнительного законодательства, нарушает интересы государства относительно ресоциализации контингента, а также права осужденных отряда, которые контактируют с инфекционными больными, медицинским персоналом, что ставит под угрозу их жизнь и здоровье, просит суд обязать ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать отряд по хозяйственному обслуживанию при лечебно-профилактическом учреждении.
Представитель истца Вологодской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Вологодской области Кузьмин С.К. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить, пояснил, что создание и функционирование данного отряда противоречит статье 77 Уголовно – исполнительному кодексу Российской Федерации (далее - УИК РФ), в учреждении возможно создание изолированного участка, функционирующего как колония – поселение, для ликвидации отряда необходимо перевести осужденных в исправительные учреждения, а в хозяйственный отряд нанять гражданских служащих; на осужденных должны должна распространяться жёсткие требования режима содержания, контролировать поведение осужденных хозотряда не представляется возможным, их передвижение более свободное, что ставит их в более льготное положение по сравнению с другими осужденными; нарушаются их права на получение образования, проведение с ними воспитательной работы в необходимом объеме, поскольку такая возможность в учреждении не предусмотрена, они отбывают наказание в не предусмотренных законом условиях; обращений от осужденных либо иных лиц по поводу нарушения их прав не было, ранее были вынесены два представления в адрес начальника УФСИН и на имя начальника по ликвидации отряда.
Представитель ответчика ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области Щербакова И.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, УФСИН России по Вологодской области по доверенности Шишкин Д.А. с доводами искового заявления не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, дополнительно в ходе рассмотрения дела пояснил, что создание обособленного участка, функционирующего как колония – поселение, в учреждении невозможно, поскольку здание находится в исторической части города, в случае ликвидации отряда будет некого привлекать для выполнения работ, поскольку работа неквалифицированная и низкооплачиваемая; права осужденных хозяйственного отряда не нарушаются, требования режима соблюдаются, поскольку осужденные содержатся локализованно в отдельном помещении, отгороженном от основной части больницы запираемой дверью, их передвижение также ограничено решетками, беспорядочное движение не допускается; состоящие в отряде осужденные имеют необходимое образование, что учитывается при проведении отбора, получение дополнительного образования в рамках учреждения не требуется, с отрядом хозяйственного обслуживания проводится весь комплекс мероприятий воспитательной работы, в учреждении имеется библиотека, проводится психологическая работа, отряд осужденных создан в структуре учреждения с целью обеспечения исправительного процесса; полагал, что права осужденных хозяйственного отряда и Российской Федерации не затрагиваются, круг осужденных хозяйственного отряда определен, с заявлениями о защите их прав в прокуратуру и иные надзорные органы они не обращались; при ликвидации отряда будут затронуты не только интересы учреждения, но и ФСИН России, Минюста России, ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России, иных осужденных, проходящих лечение в учреждении.
Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, ФСИН России и УФСИН России по Вологодской области по доверенностям Белоусова М.О. полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве. В ходе рассмотрения дела пояснила, что в отряде хозяйственного обслуживания содержатся отбывающие наказание в исправительном учреждении осужденные, которые привлечены к оплачиваемому труду, законодатель дал возможность учреждению определять лимит и категорию осужденных помимо лиц, которые находятся на стационарном лечении, приказом Минюста России, предусматривающим лимиты наполнения учреждения, предусмотрено, что данный отряд создан на законных основаниях
Представитель третьего лица ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России по доверенности Пестерева М.С. с исковыми требованиями не согласилась, дополнительно пояснила, что при создании ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России со стороны ФСИН России не было предусмотрено должностей младшего медицинского персонала, ликвидация данного хозяйственного отряда существенно затронет интересы ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России, а также всех осужденных, которые находятся на стационарном лечении.
Суд, заслушав лиц, участвующих деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 45 Гражданского – процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях (часть 1 статьи 73 УИК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 74 УИК РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
Частью 8 статьи 74 УИК РФ предусмотрено, что в лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях отбывают наказание осужденные, указанные в части 2 статьи 101 настоящего Кодекса. Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных. В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как колонии-поселения.
Согласно части 2 статьи 101 УИК РФ в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения (часть 2 статьи 101 УИК РФ).
Судом установлено, что в соответствии с Уставом, утвержденным Приказом ФСИН России от 09.03.2011 № 129, ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области является лечебно – профилактическим учреждением для оказания квалифицированной и специализированной стационарной медицинской помощи, а также стационарного обследования лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы и заключенных под стражу, выполняет функции исправительного учреждения в отношении находящихся в нем осужденных, является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения.
Пунктом 2 приказа Минюста России от 28.12.2017 № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы», установлено, что к структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка.
На территории ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области дислоцировано ФКУЗ «Медико – санитарная часть № 35 Федеральной службы исполнения наказаний», которое в соответствии с уставом, утвержденным приказом ФСИН России от 01.04.2015 № 281 является учреждением, входящим в уголовно - исполнительную систему, осуществляющим медико – санитарное обеспечение сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей, осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и иных граждан, прикрепленных на медицинское обслуживание в установленном порядке, федеральный государственный санитарно – эпидемиологический надзор.
На основании договора № безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 30.07.2019 во исполнение приказа ФСИН России от 29.05.2013 № 276 «О мероприятиях по обеспечению деятельности медико – санитарных частей ФСИН России и их филиалов и организации их взаимодействия с учреждениями, непосредственно подчинёнными ФСИН России, территориальными органами ФИСН России, ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области передало в безвозмездное пользование ФКУЗ «Медико – санитарная часть № 35 Федеральной службы исполнения наказаний» нежилые помещения зданиях, принадлежащих учреждению на праве оперативного управления.
В ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области функционирует отряд хозяйственного обслуживания, численность и состав должностей которого на дату рассмотрения дела предусмотрены штатным расписанием отряда хозяйственного обслуживания ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области, утвержденным приказом начальника ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области от 03.06.2021 №.
В соответствии с указанным приказом численность отряда составляет 20 человек, предусмотрены должности дневального, кухонного рабочего, повара, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, машиниста по стирке и ремонту спецодежды, санитаров лаборатории, инфекционного, терапевтического, туберкулезного и хирургического отделений.
По состоянию на 01.07.2021 в отряде содержалось и было привлечено к труду 17 человек, в том числе 10 мужчин и 7 женщин. Как следует из справки ответчика, по состоянию на 17.11.2021 в отряде хозяйственного обслуживания содержится и привлечено к труду 13 осужденных.
Обращаясь с исковыми требованиями, истец указывает, что действующим законодательством не предусмотрено оставление осужденных к лишению свободы, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, и не нуждающихся в стационарном лечении и обследовании, в лечебно-профилактическом учреждении для выполнения работ по его хозяйственному обслуживанию, в связи с чем созданный при ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области отряд хозяйственного обслуживания подлежит ликвидации, осуществляться которая должна путём отмены приказов и направления осужденных для отбывания наказания в иные исправительные учреждения, поскольку нарушаются права осужденных хозяйственного отряда и Российской Федерации.
Вместе с тем, вопреки доводам искового заявления, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Пунктом 4 статьи 17 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду в том числе по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказание.
В соответствии со статьей 22 указанного выше закона штаты работников, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, утверждают начальники учреждений, исполняющих наказания, в пределах выделяемых из федерального бюджета средств и на основании нормативов, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Выполнение работ по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, осуществляется рабочими этих учреждений, а также осужденными.
Согласно приложению № 10 приказа ФСИН России от 17.03.2008 № 154 «Об утверждении примерных структур и расчетов штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов уголовно исполнительной системы и методических рекомендаций по разработке их штатных расписаний» утвержден примерный расчет штатной численности обслуживающего персонала исправительных колоний, ВК, СИЗО, тюрем, ЛИУ и ЛПУ, финансируемой по смете УИС и указано, что эти должности могут замещаться лицами из числа осужденных.
Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» установлено, что Минюст России принимает решения об изменении вида режима, об установлении и изменении лимита наполнения исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы на основании предложений директора ФСИН России.
В соответствии с пунктом 7 приказа Минюста России от 16.03.2021 № «О ликвидации федеральных казенных учреждений, создании, ликвидации изолированных участков с различными видами режима, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, изменении вида режима исправительных учреждений, установлении лимитов наполнения исправительных учреждений и следственных изоляторов, утверждении Перечня исправительных учреждений, на территориях которых созданы помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов» определены лимиты наполнения ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области (г. Вологда) в количестве 137 мест, включая 117 койко-мест для оказании стационарной медицинской помощи филиалом «Больница» ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России.
Исходя из положений приказа, 20 мест выделены для других осужденных, и не подлежат учету ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России при расчете норматива численности медицинского персонала и наполняемости коечного фонда.
Приказом УФСИН России по Вологодской области от 09.08.2021 № «Об утверждении штатных расписаний учреждений Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области, штатного расписания федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 35 Федеральной службы исполнения наказаний» и о признании утратившим силу приказ Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области утверждено штатное расписание ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области (приложение №), которым предусмотрена должность начальника отряда группы по воспитательной работе с осужденными.
Кроме того пунктом 5.12 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы» утвержден лимит хозобслуги в ЛПУ, который составляет 15 % к лимиту наполнения учреждения.
При этом ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России получает из федерального бюджета финансирование на оплату труда осужденных, привлекаемых к труду на должностях отряда по хозяйственному обслуживанию.
Учитывая вышеизложенное, осужденные отряда хозяйственного обслуживания ФКЛПУ МБ-10 наряду с осужденными, проходящими лечение, привлекаются к труду и отбывают наказание в данном исправительном учреждении в силу в отсутствие прямого запрета в УИК РФ на создание отряда хозяйственного обслуживания в лечебно – профилактическом учреждении. В силу прямого указания закона (часть 8 статьи 74 УИК РФ) лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных. Приказом Минюста России от 11.02.2015 № 33 «Об утверждении порядка создания, функционирования и ликвидации изолированных участков в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы» не предусмотрено создание изолированного участка специально для обслуживания данного лечебно-профилактического учреждения.
Рассматривая доводы искового заявления о том, что нахождение осужденных в хозяйственном отряде в целях обслуживания лечебного учреждения нарушает определённый им приговором суда порядок отбывания наказания, поскольку не соблюдаются требования режима отбывания наказания, и ставит их в привилегированное положение, а также нарушает их права осужденных в связи с невозможностью получения ими образования и проведения воспитательной работы, суд считает их несостоятельными, поскольку доказательств этому в нарушение статьи 56 ГПК РФ истцом не представлено.
Как пояснил представитель истца в судебном заседании, в учреждении имеются послабления для осужденных хозяйственного отряда в части соблюдения ими режима отбывания наказания, что выражается в том числе в отсутствии контроля за их передвижением по территории учреждения.
Однако, согласно приказу ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области от 12.05.2021 № «Об утверждении распорядка дня подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области, указанный распорядок распространяется на осужденных хозяйственного отряда, которые в свободное от работы время должны находится в пределах специально созданного локального участка.
Из материалов дела и пояснений ответчика и представителей третьих лиц следует, что осужденные отряда хозяйственного обслуживания содержатся в ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области на условиях исправительной колонии общего режима, выполняют обязанности и пользуются правами в соответствии со статьями 11,12 УИК РФ и правилами внутреннего распорядка учреждения, в отношении них реализуются все необходимые режимные мероприятия, в том числе в части ношения формы установленного образца, количества свиданий, передач, телефонных переговоров, ограниченного передвижения по территории учреждения, соблюдения распорядка дня и другие. В отношении отряда осужденных обеспечивается весь комплекс материально – бытового обеспечения, созданы условия для проживания осужденных, в том числе спальное помещение, санузел, помещение для приема пищи, просмотра телепередач, хранения личных вещей, душевое помещение, спортивный зал, молельная комната, имеется помещение для психологической разгрузки, помещение для проведения воспитательной работы с осужденными.
Доказательств обратного суду истцом не представлено.
Равно как и не представлено доказательств того, что отбывание наказания осужденными отряда хозяйственного назначения в учреждении и привлечение их к труду на указанных в штатном расписании должностях нарушает их права, в том числе на получение образования и проведение в отношении них воспитательной работы, охрану здоровья.
Действительно, статьями 109, 110, 112 УИК РФ предусмотрено осуществление нравственного, правового, трудового и физического и иного воспитания, способствующего их исправлению, проведение воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, направленной на их исправление, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам, традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня, а также организация обязательного получения осужденными, не достигшими возраста 30 лет, общего образования.
Однако, как следует из представленных штатной расстановки обслуживающего и младшего медицинского персонала отряда хозяйственного обслуживания больницы по состоянию на 17.11.2021, документов об образовании из личных дел осужденных, к работе в отряде хозяйственного обслуживания привлечены осужденные, имеющие общее, специальное образование или высшее образование, в связи с чем обеспечение получения ими образования не требуется. Как пояснил представитель УФСИН России по Вологодской области в ходе рассмотрения дела, при отборе осужденных для работы в отряде хозяйственного обслуживания одним из критериев является наличие соответствующего образования, не ниже общего с учетом занимаемой должности.
Как указано выше, штатным расписанием учреждения предусмотрена должность начальника отряда группы по воспитательной работе с осужденными. Доводы ответчика и третьих лиц о проведении воспитательной работы с осужденными отряда хозяйственного обслуживания истцом не опровергнуты.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 178 Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» профилактическое воздействие может осуществляться в том числе в форме ресоциализации, которая представляет собой комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера (статья 25).
Оказание содействия в их трудовом и бытовом устройстве в период подготовки к освобождению осужденных является одной из форм ресоциализации.
При этом суд учитывает, что осужденные отряда хозяйственного назначения осуществляют трудовую деятельность на территории учреждения, которая направлена на обеспечение функционирования ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области и ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России в соответствии с установленными для них целями, в том числе по охране здоровья осужденных, проходящих лечение в учреждении. Таким образом, привлечение осужденных хозотряда к труду направлено на достижение социально – значимых целей, способствует формированию и усвоению ими стандартов поведения, ценностных ориентиров, норм социального общежития, обеспечивает получение ими трудового стажа и опыта, что в свою очередь отвечает задачам ресоциализации.
В ходе рассмотрения дела установлено и не отрицалось истцом, что каких – либо жалоб со стороны осужденных хозяйственного отряда на нарушение их прав, в том числе на получение образования, охрану здоровья, либо жалоб иных лиц, обращений в прокуратуру, иные надзорные органы, подано не было.
В соответствии со статьей 3 ГПК РФ защите подлежит нарушенное право. Доказательств нарушения прав Российской Федерации, неопределенного круга лиц либо прав конкретных граждан функционированием на территории ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области отряда хозяйственного обслуживания суду не представлено.
Напротив, учитывая цель существования такого отряда, выполняемые им функции, суд полагает заслуживающим внимания доводы ответчика и третьих лиц о том, что ликвидация отряда приведет к невозможности нормального функционирования учреждения как медицинского и нарушению прав осужденных, проходящих лечение.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Вологодской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Вологодской области в удовлетворении исковых требований к ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.Н. Вайгачева
Мотивированное решение изготовлено 01.12.2021