Дело № 2-752/24-2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 января 2015 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Франгуловой О.В. при секретаре Колосковой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лупиной О.Ю. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске о включении периодов работы в стаж,
установил:
Лупина О.Ю. обратилась в суд с иском к ответчику о включении периодов работы в стаж. Исковые требования мотивированы тем, что истец обратилась к ответчику в рамках заблаговременной работы, в письме ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске от ДД.ММ.ГГГГ № указало, что в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не могут быть включены периоды с 03.07.2003 по 19.09.2005, с 01.02.2012 по 31.12.2014, поскольку документов, подтверждающих факт осуществления индивидуальной трудовой деятельности в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не представлено, в период с 03.07.2003 по 19.09.2005 предпринимателем не представлена отчетность в ИФНС, справка, выданная ИФНС России по г. Петрозаводску, не подтверждает осуществление предпринимательской деятельности в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в период с 01.02.2012 по 31.12.2014. Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ № в страховой стаж не включен период работы с 21.08.1992 по 01.09.1999 в организации «<данные изъяты>», так как за данные периоды организацией начисления страховых взносов в ПФР не производилось. На основании изложенного истец просит обязать ответчика включить период индивидуальной трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 03.07.2003 по 19.09.2005, с 01.02.2012 по 31.12.2014 в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в общий трудовой стаж, страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы в качестве члена крестьянского фермерского хозяйства с 21.08.1992 по 31.08.1995, с 31.08.1995 по 01.09.1999 в качестве главы крестьянского фермерского хозяйства.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. При этом не оспаривала, что в период с 21.08.1992 по 01.09.1999 страховые взносы не уплачивались, поскольку дохода от хозяйства не имелось. Полагала, что главы крестьянского фермерского хозяйства освобождены от уплаты налогов в соответствии с положениями статьи 217 Налогового кодекса РФ, так как налоговая льгота, предусмотренная пунктом 14 статьи 217 Налогового кодекса РФ, предоставляется в части освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц доходов членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемых в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, - в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что поддержала позицию, изложенную в письмах.
Суд, заслушав стороны, показания свидетелей, изучив материалы дела, наблюдательное дело на <данные изъяты>, приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), гарантирует каждому также социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В силу положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.
В силу статьи 2 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 3 Закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1 статьи 10 Федерального закона № 173-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что Лупина О.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась к ответчику в рамках заблаговременной работы для назначения пенсии. ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № сообщило истцу, что периоды работы с 03.07.2003 по 19.09.2005, с 01.02.2012 по 31.12.2014 не могут быть включены в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, поскольку документов, подтверждающих факт осуществления индивидуальной трудовой деятельности в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не представлено, кроме того в период с 03.07.2003 по 19.09.2005 индивидуальным предпринимателем не представлена отчетность в ИФНС. Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ № в общий трудовой стаж, страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не может быть учтен период с 21.08.1992 по 01.09.1999, поскольку за данные периоды организацией начисления страховых взносов не производилось.
Как следует из записей трудовой книжки истца, ДД.ММ.ГГГГ Лупина О.Ю. утверждена членом <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ уволена в порядке перевода в <данные изъяты>.
Согласно ранее действовавшему Закону РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство являлось самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков и представляло форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды.
Глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежали государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачивались со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства. Из дохода исключались фактически произведенные хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского хозяйства. Страховой взнос на государственное социальное страхование членов крестьянских хозяйств устанавливался Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Налогоплательщиками единого социального налога являлись главы крестьянских (фермерских) хозяйств, признанные в установленном порядке индивидуальными предпринимателями, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств с правами юридического лица с доходов хозяйства от предпринимательской деятельности. Порядок уплаты страховых взносов на государственное социальное страхование крестьянскими хозяйствами определялся Советом Министров РСФСР. Члены крестьянских хозяйств имели право на пенсию в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». При этом в их общий стаж засчитывалось все время работы в крестьянском хозяйстве. Время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства засчитывалось в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.10.1993 № 1020 «О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации» крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивали страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля последующего года. Доход крестьянского (фермерского) хозяйства в денежной и натуральных формах для исчисления страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации определялся как разность между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными плательщиком расходами, связанными с извлечением этого дохода.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Федерального закона N 173-ФЗ).
Вместе с тем, неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, неуплата страховых взносов главами фермерских хозяйств, исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Причины, по которым они не уплачивались, обстоятельства контроля за деятельностью хозяйств со стороны государственных органов, не являются основанием для включения спорных периодов в страховой стаж указанных лиц.
Как следует из пояснений истца, данных ею в судебном заседании, страховые взносы в период ее работы в качестве члена крестьянского фермерского хозяйства, а равно как и главой фермерского хозяйства не уплачивались, отчетность не предоставлялась.
В соответствии со статьей 25 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и пунктом 15 главы 3 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555, время работы Главы крестьянского хозяйства, а также членов крестьянского хозяйства, включается в страховой стаж на основании документов, подтверждающих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно пункту 1 Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденного Постановлением Верховного Совета РСФСР от 30.01.1991 № 556-1, в 1991 году все предприятия и организации независимо от форм собственности и подчиненности, находящиеся на территории РСФСР, вносят в Пенсионный фонд РСФСР страховые взносы в размере 20,6% по отношению к начисленной заработной плате труда; граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеры, в размере 5% их дохода; работающие граждане - в размере 1% заработка.
Согласно пункту 2 данного Порядка, члены КХ (фермеры) уплачивают страховые взносы в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Согласно пункту 2 Постановления Совета Министров РСФСР № 308 «О порядке уплаты членами крестьянских (фермерских) хозяйств страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР» от 04.06.1991, страховые взносы вносятся крестьянскими (фермерскими) хозяйствами по результатам деятельности в целом за год после представления государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам декларации о доходах, но не позднее 01 апреля последующего года.
В силу пункта 3 Постановления доход крестьянского (фермерского) хозяйства в денежной и натуральной формах для исчисления страхового взноса определяется как разность между валовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными им расходами, связанными с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 № 950-О-О, гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Истец не являлась наемным работником, а статус члена крестьянского фермерского хозяйства предусматривает равный объем обязанностей с главой хозяйства в части уплаты страховых взносов.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, а также учитывая вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что период работы истца членом крестьянского фермерского хозяйства с 21.08.1992 по 31.08.1995 и период работы истца главой хозяйства с 31.08.1995 по 01.09.1999 не подлежит включению с общий трудовой стаж, страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом суд не может включить в соответствующие виды стажа период нахождения истца в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, поскольку больничный лист Лупиной О.Ю. не выдавался, на учете в соответствующих органах она не состояла, пособия не получала, данные обстоятельства не оспаривались Лупиной О.Ю. в судебном заседании, а также подтверждаются материалами дела.
Довод Лупиной О.Ю. о том, что на основании пункта 14 статьи 217 Налогового кодекса РФ крестьянские (фермерские) хозяйства в течение пяти лет после регистрации освобождались от уплаты налогов, судом не принимается, так как само по себе освобождение от уплаты налога, не освобождало истца от оплаты страховых выплат.
Также в судебном заседании установлено, что Лупина О.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась индивидуальным предпринимателем, что не оспаривалось сторонами по делу.
Период предпринимательской деятельности в обозначенный выше период ответчиком не включен в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, поскольку истцом не представлено документов, подтверждающих осуществление трудовой деятельности в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а также не представлена отчетность в ИФНС.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, а именно справки Администрации Великогубского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, Лупина О.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время проживает в <адрес>.
Из пояснений истца, данных ею в судебных заседаниях, что с ДД.ММ.ГГГГ году она проживает в <адрес>, с данного времени занимаются фермерским хозяйством.
Данные обстоятельства также подтверждены показаниями свидетелей ФИО6, ФИО7
Как следует из справки ИФНС по г. Петрозаводску от ДД.ММ.ГГГГ № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лупиной О.Ю. уплачены налоги.
Кроме того, Лупина О.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является индивидуальным предпринимателем. За спорный период времени ею оплачены налоги, что следует из вышеобозначенной справки ИФНС по г. Петрозаводску.
В силу пункта 2 статьи 195 ГПК РФ судебное решение основывается только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть, представлены сторонами. Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (часть 1 статьи 118 Конституции РФ), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон (постановления Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 года № 2-П, от 14 февраля 2002 года № 4-П, от 28 ноября 1996 года № 19-П, определение Конституционного Суда РФ от 13 июня 2002 года № 166-О).
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что работа истца проходила в спорные периоды в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, за спорные периоды истцом уплачены налоги, суд приходит к выводу о том, что периоды работы Лупиной О.Ю. с 03.07.2003 по 19.09.2005, с 01.02.2012 по 31.12.2014 подлежат включению в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Доказательств обратного стороной ответчика в соответствии со статьей 56 ГПК РФ суду не представлено.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия включить Лупиной О.Ю. в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы с 03. 07.2003 по 19.09.2005, с 01.02.2012 по 31.12.2014.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия в пользу Лупиной О.Ю. государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: О.В. Франгулова
Мотивированное решение составлено 03.02.2015 года.