Дело № 2-6817/15-2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 августа 2015 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чащина С.В. к Администрации Петрозаводского городского округа о признании отказа Администрации Петрозаводского городского округа в принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка незаконным,
у с т а н о в и л:
Чащин С.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Главы Петрозаводского городского округа по его заявлению о перераспределении земельных участков. Заявителю письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщено о том, что перераспределение земельных участков по поданному им заявлению возможно, однако в связи с отсутствием в Республике Карелия нормативно-правового акта, устанавливающего порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких участков и участков, государственная собственность на которые не разграничена, его заявление удовлетворить не представляется возможным. Заявитель просит признать незаконным решение Главы Петрозаводского городского округа Республики Карелия, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №; обязать Администрацию Петрозаводского городского округа в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению Чащина С.В. от ДД.ММ.ГГГГ и направить это решение с приложением указанной схемы заявителю.
В судебном заседании представитель заявителя Перерва И.Н. по доверенности заявленные требования поддержали.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа Калачева М.В. по доверенности с заявлением не согласна.
Суд, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, полагает заявление подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Чащин С.В. имеет на праве собственности земельный участок кадастровый номер № назначение объекта: земли населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства площадь <данные изъяты> кв.м, адрес: <адрес>. Ему же по договору аренды на срок до ДД.ММ.ГГГГ передан земельный участок кадастровый номер № назначение объекта: земли населенных пунктов для благоустройства территории площадь <данные изъяты> кв.м, адрес: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлениям об утверждении схемы расположения земельного участка для обеспечения выполнения кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, который будет предоставлен в результате перераспределения указанных выше принадлежащих ему земельных участков, представив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Глава Администрации Петрозаводского городского округа на заявление Чащина С.В. от ДД.ММ.ГГГГ направил ему письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, которым, в целом признав перераспределение земельных участков по данному заявлению возможным, констатировал, что отсутствие в Республике Карелия нормативно-правового акта, устанавливающего порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких участков и участков, государственная собственность на которые не разграничена, делает удовлетворение заявления не возможным. Фактически заявителю отказано в перераспределении земельных участков, требование об утверждении схемы расположения земельного участка для обеспечения выполнения кадастровых работ не разрешено.
Отказ Главы Петрозаводского городского округа в утверждении схемы расположения земельного участка препятствует реализации прав заявителей на перераспределение земельных участков.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ст. 258 ГПК РФ).
Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ предусмотрены случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно статье 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Обжалуемое заявителем решение Главы Петрозаводского городского округа на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют приведенным выше нормам права. Из ответа невозможно сделать вывод о том, удовлетворено заявлением или в его удовлетворении отказано, поскольку в нем имеется указание на возможность перераспределения земельных участков, вместе с тем указано на невозможность удовлетворения заявления. Указанные Администрацией Петрозаводского городского округа в качестве основания для отказа доводы об отсутствии нормативно-правового акта по установлению порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков не отвечают требованиям закона, а именно ст. 39.29 ЗК РФ, определившей основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, а также порядок действий уполномоченного органа после поступления заявления о перераспределении земельных участков. Из пояснений представителя Администрации Петрозаводского городского округа следует, что возможность утверждения представленной заявителем схемы расположения земельного участка не обсуждалась, поскольку отсутствует нормативно-правовой акт, установивший порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков, что препятствует заключению соглашения о перераспределении земельных участков.
При таких обстоятельствах принятое Главой Петрозаводского городского округа решение, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ № на имя заявителя, суд находит незаконным, нарушающим его законные права.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», применимого по аналогии к регулированию схожих отношений по рассмотрению заявления Чащина С.В., при рассмотрении обращения органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе, получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Объективные препятствия для утверждения схемы расположения земельного участка Администрацией в ответе не приведены, заявление по существу не рассмотрено, предусмотренные законом основания для отказа не приведены, в связи с чем суд считает возможным удовлетворить заявленные требования и обязать Администрацию устранить нарушение прав заявителя путем рассмотрения заявления Чащина С.В. от ДД.ММ.ГГГГ по существу в установленный для его разрешения законом срок с момента вступления решения суда в законную силу. Восстановление нарушенных прав путем понуждения Главы Петрозаводского городского округа Республики Карелия принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка суд находит преждевременным, поскольку в связи с безосновательным отказом в перераспределении земельного участка предложенная к утверждению схема земельного участка заинтересованным лицом не была проверены на предмет соответствия закону (ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ), решение об этом не выносилось и не оформлялось.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198, 254-258ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными решение Администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ в принятии решения по заявлению Чащина С.В. от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земельных участков.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа рассмотреть по существу заявление Чащина С.В. от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земельных участков.
Взыскать с Администрацию Петрозаводского городского округа расходы по оплате государственной пошлины в пользу Чащина С.В. <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Тарабрина Н.Н.
Мотивированное решение изготовлено
в соответствии со ст. 199 ГПК РФ 14.08.2015 года