РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-796/2019
№24RS0006-01-2019-000794-48
24 июля 2019 года г. Боготол
Боготольский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Кирдяпиной Н.Г.,
при секретаре Музаффаровой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Самсоновой Г.В., к Управлению социальной защиты населения администрации г. Боготола Красноярского края о возложении обязанности возобновить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
с участием:
процессуального истца помощника прокурора Осиповой Е.В.,
материального истца Самсоновой Г.В.,
представителя ответчика УСЗН администрации г. Боготола Красноярского края по доверенности от 18.07.2019 (л.д. 28) Сазоновой Е.А.,
в отсутствие:
третьего лица Воронцовой Н.В.,
представителя третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края,
УСТАНОВИЛ:
Боготольский межрайонный прокурор в интересах Самсоновой Г.В. в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к УСЗН администрации г. Боготола о возложении обязанности возобновить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, мотивируя свои требования тем, что Самсонова Г.В. является инвалидом <данные изъяты> с 05.12.2007 бессрочно, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. УСЗН администрации г. Боготола Самсоновой Г.В., как инвалиду <данные изъяты>, назначены меры социальной поддержки в виде компенсации в размере 50% расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. С 01.08.2016 на основании протокола закрытия от 24.08.2016 Самсоновой Г.В. приостановлено предоставление соответствующих выплат по причине наличия задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. Наличие указанной задолженности, по мнению истца, не может являться основанием для отказа инвалиду Самсоновой Г.В. в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим, просит суд возложить на УСЗН администрации г.Боготола обязанность возобновить инвалиду Самсоновой Г.В. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50% с 01.08.2016 г.
Помощник прокурора Осипова Е. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить.
Материальный истец Самсонова Г.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика УСЗН администрации г. Боготола Сазонова Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо Воронцова Н.В., представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края для участия в судебном заседании не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили, каких-либо ходатайств не заявляли.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом в судебном заседании Самсонова Г.В. является инвалидом <данные изъяты> по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2006 №, выданной филиалом № ФГУ ГБ «МСЭ» по Красноярскому краю от 05.12.2007 (л.д. 9).
Проживает и зарегистрирована Самсонова Г.В. по адресу: <адрес>.
УСЗН администрации г. Боготола Самсоновой Г.В., как инвалиду <данные изъяты>, предоставлены меры социальной поддержки в виде компенсации в размере 50% расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по указанному выше адресу.
Поскольку по сведениям ООО <данные изъяты>» у Самсоновой Г.В. образовалась задолженность по оплате за коммунальные услуги, которая по состоянию на 24.05.2019 составила 39724,38 руб. (л.д. 14), ответчиком УСЗН администрации г. Боготола предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Самсоновой Г.В. с 01.07.2016 приостановлено на один месяц для выяснения причин образования задолженности, а с 01.08.2016 г. прекращено (л.д. 13).
Не согласившись с позицией ответчика, истец обратился к Боготольскому межрайонному прокурору, который в его интересах обратился в суд с иском о возложении обязанности возобновить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав.
Как указывалось выше, Самсонова Г.В. является инвалидом <данные изъяты>, 20.05.2019 г. обратилась к Боготольскому межрайонному прокурору с заявлением о защите ее прав (л.д. 7).
Таким образом, Боготольский межрайонный прокурор правомерно обратился в суд в защиту интересов Самсоновой Г.В. с такими исковыми требованиями, в рамках предоставленных ей полномочий.
В силу положений ст. 17 Федерального закона от 24.11 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 %: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Инвалидам I и II групп предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 % указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ дополнен Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» нормой ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Указанные меры социальной поддержке предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно пп. «в» п. 9 ст. 23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, п. 4 ст. 20.1 указанного Закона предусмотрено, что предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 56, 57 и 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761, предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии: а) неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев; б) невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного п. 6 настоящих Правил; в) неисполнения получателем субсидии требований, предусмотренных п. 48 настоящих Правил.
Уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, неисполнения требований, предусмотренных п. 48 настоящих Правил, но не более чем на один месяц.
Поскольку ограничения для инвалидов в части приостановления предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг законодательством не предусмотрены, суд приходит к выводу об обоснованном приостановлении предоставления Самсоновой Г.В. на один месяц мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01.07.2016 года в связи с наличием у него задолженности за данные услуги свыше 2-х месяцев.
При этом, поскольку законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», наличие у Самсоновой Г.В. задолженности по оплате коммунальных услуг не может являться основанием для прекращения в предоставлении ей, как инвалиду, мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате данных услуг, в связи с чем правовых оснований для прекращении предоставления указанных мер социальной поддержки у ответчика не имелось.
Доводы ответчика о том, что в спорных правоотношениях подлежат применению положения пунктов 1, 2 статьи 20.1 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», предусматривающие предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, подлежат отклонению по тем основаниям, что это противоречит правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 03.06.2015 № 53-АПГ15-24 по вопросу о предоставлении мер социальной защиты гражданам, льготы которым предусмотрены Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Не соглашается суд и с доводом ответчика о недопустимости ставить в неравное положение инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по отношению к аналогичной категории инвалидов, являющихся получателями мер социальной поддержки в силу иных правовых оснований, поскольку невозможность принятия органом местного самоуправления решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки лицам, которым указанные меры назначены в соответствии с названным Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ, вытекает из прямого указания на то закона. Кроме того, вопрос об оценке прав на получение мер социальной поддержки иных категорий граждан предметом настоящего судебного разбирательства не является.
При таких обстоятельствах исковые требования Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Самсоновой Г.В., к УСЗН администрации г. Боготола о возложении обязанности возобновить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Самсоновой Г.В., к Управлению социальной защиты населения администрации г. Боготола Красноярского края о возложении обязанности возобновить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг удовлетворить.
Возложить на Управление социальной защиты населения администрации г. Боготола Красноярского края обязанность возобновить предоставление Самсоновой Г.В. мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов платы с 01 августа 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Боготольский районный суд Красноярского края.
Судья Н.Г. Кирдяпина
Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.