Дело №2-507/2023
УИД 73RS0013-01-2023-000350-42
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 марта 2023 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Берхеевой А.В., при секретаре Кузьминой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солдатикова А. АлексА.а к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Ульяновск» о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Солдатиков А.А. обратился с иском в суд к ответчику ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» в обосновании заявленных требований указав, что ему на праве собственности принадлежит техническое перевооружение сети газораспределения для газоснабжения жилых домов на <адрес> и <адрес> в <адрес>.
(ДАТА) в его адрес было направлено уведомление о подключении к его газораспределительной сети <адрес> нового абонента по <адрес>.
В последующем данный абонент силами ответчика был подключен к газораспределительной сети <адрес>, принадлежащей его доверителю на праве собственности.
На основании положений ст.209 Гражданского кодекса РФ, только у Солдатикова А.А., как собственника газораспределительной сети <адрес>, имеется право на ее использование.
(ДАТА) истец направил ответчику претензию, в которой просил компенсировать расходы, понесенные им на возведение газопровода в размере 200000 руб. за каждый факт подключения нового абонента, а также предлагал ответчику рассмотреть вопрос о покупке газораспределительной сети <адрес>.
Данная претензия осталась без рассмотрения.
Ответчик ни в какие договорные отношения с истцом, предоставляющие ему право на использование газопровода, не вступал.
Согласно ст.1105 Гражданского кодекса РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Полагает, что ответчиком было получено неосновательное обогащение при подключении к газораспределительной сети <адрес> нового абонента по <адрес> в размере 200000 руб.
Размер неосновательного обогащения истцом рассчитан исходя из ранее заключенных соглашений на подключение новых абонентов к газораспределительной сети <адрес>.
Просит взыскать с ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» в пользу Солдатикова А.А. неосновательное обогащение в размере 200000 руб.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены
Кузьмина Е.А., Кузмина А.А., Кузьмин Ю.А., Кузьмин А.Ю., Кузьмина Г.В. (л.д.58 Т.2).
В судебное заседание истец Солдатиков А.А. не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель Солдатикова А.А. Синев П.Д., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, пояснил, что Солдатиков А.А. купил земельный участок для строительства дома. В том районе не было газопровода. С соседями собрались инициативной группой, решили, что построят частный газопровод, однако когда озвучили, что цена составляет 16 миллионов рублей, люди отказались. Тогда эту обязанность на себя взял Солдатиков А.А., он построил газопровод на собственные денежные средства, с последующем возвращением от людей, которые будут к нему подключатся. Однако ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» стало подключать граждан к указанному газопроводу, уведомив об этом собственника. Полагает, что ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» обязано компенсировать Солдатикову А.А. за врезку каждого дома в его газопровод 200 тысяч рублей.
Кроме того, поскольку ответчик фактически сэкономил денежные средства на строительства газопровода, который должен был построить сам, на что ему выделялись денежные средства, то он неосновательно обогатился на сумму стоимости газопровода. Таким образом, за врезку одного дома ответчик должен возвратить 200000 руб. как неосновательное обогащение.
Представитель ответчика ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» Никулина В.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, по основаниям изложенным в отзыве.
Третье лицо Кузьмин А.Ю. в судебном заседании пояснил, что земельный участок они получили как многодетная семья. Прокладка инженерных систем: газоснабжение, водоснабжение, электричество, все должно быть бесплатно. Он собрал необходимые документы, обратился в Газпром и в рамках Программы бесплатной газификации их дом подключили к системе газоснабжения. О договоренности между собственниками земельного участка о создании частного газопровода ему ничего не известно.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Солдатиков А. АлексА. является собственником сооружения: техническое перевооружение сети газораспределения для газоснабжения жилых домов на <адрес> и <адрес> в <адрес>. Право собственности зарегистрировано (ДАТА), что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.9-12).
(ДАТА) Солдатикову А.А. филиалом ООО «Газпром Газораспределение Ульяновск» было направлено уведомление, в котором ему как основному абоненту направлен запрос о подключении к его газораспределительной сети <адрес> дома <адрес> (л.д.8).
На основании договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации №* (Б)ДГ от (ДАТА), заключенному между ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» и Кузьминым А.Ю., индивидуальный жилом дом по <адрес> подключен к газораспределительной сети (л.д.74-77).
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец полагает, что на стороне ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» возникло неосновательное обогащение, и на основании положений ст.1105 ГК РФ и 1102 ГК РФ просит взыскать его в размере 200000 руб.
При этом заявлены основания иска: невнесение платы за подключение к частному газопроводу, временное использование чужого имущества без намерения его приобрести, а также сохранение собственных денежных средств, которые бы ответчик затратил на возведение газопровода своими силами.
На основании п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские обязанности возникают, в том числе, вследствие неосновательного обогащения.
В силу ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса, независимо от того, явилось неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (п. 2 ст. 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В предмет доказывания истцом по требованию о взыскании неосновательного обогащения входят обстоятельства приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца в отсутствие правовых оснований такого приобретения или сбережения, а также размер неосновательного обогащения.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "Огазоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон No69-ФЗ) в целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, устанавливаются следующие принципы государственной политики в указанной области: государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности; государственное регулирование рационального использования запасов газа, особенно запасов газа, имеющих стратегическое значение; повышение уровня газификации жилищно- коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на федеральных территориях и территориях субъектов Российской Федерации, на основе формирования и реализации соответствующих межрегиональных и региональных программ газификации; определение основ ценовой политики в отношении газа; создание условий для широкого использования газа в качестве моторного топлива и сырья для химической промышленности Российской Федерации; обеспечение надежной сырьевой базы добычи газа; обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации.
На основании абзаца 2 статьи 5 Закона N 69-ФЗ для входящих в федеральную
систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения,организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций -собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В статье 26 Закона N 69-ФЗ для всех организаций - собственников системгазоснабжения, установлены единые правовые основы антимонопольногорегулирования. Согласно данной статье названным организациям запрещаетсясовершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числетакие действия, как навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров; включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; создание препятствий независимым организациям для доступа на рынок газа.
В силу статьи 27 Закона N 69-ФЗ организации - собственники системгазоснабжения обязаны обеспечить недискриминационный доступ любыморганизациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 Правил подключения (технологическогоприсоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитальногостроительства к сетям газораспределения, утвержденных ПостановлениемПравительства от 13.09.2021 N 1547, договор о подключении (технологическом присоединении) в соответствии с которым осуществляется присоединение к сетям газораспределения, является публичным, обязательным к заключению для исполнителя при наличии технической возможности подключения.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1547 подключение (технологическоеприсоединение) - совокупность организационных и технических действий, включаяврезку и пуск газа, дающих возможность использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, осуществления предпринимательской(профессиональной) деятельности.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1547 основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя (далее -мотивированный отказ от заключения договора о подключении).
В случае наличия технической возможности подключения отказ исполнителя от заключения договора о подключении не допускается (пункт 29 Правил N 1547).
Согласно пункту 30 Правил N 1547 исполнитель определяет техническуювозможность подключения (технологического присоединения) к сетямгазораспределения объекта капитального строительства на основании данных о загрузке сетей газораспределения, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованных в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года N 872 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам", а также данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя иных сетей газораспределения.
В силу пункта 48 Правил N 1547 в случае, если подключение (технологическоеприсоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя.
Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки на подключениенаправляет соответствующий запрос основному абоненту и одновременно уведомляет заявителя о направлении указанного запроса.
Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующегозапроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта черезпринадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.
Основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению(технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
Согласно пункту 2 Правил N 1547 основным абонентом признается юридическоеили физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления.
При этом, исходя из вышеперечисленных положений, основной абонент можетотказать в подключении, но в случае отсутствия пропускной способности его сетей, анеобходимость получения согласия последнего обусловлена тем, что подключение(технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту.
Анализ вышеуказанных положений закона позволяет сделать вывод, о том, что ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» при поступлении к ним заявления собственника <адрес>, обязано было произвести технологическое присоединение его дома к сетям газораспределения.
При этом, как следует из пояснений сторон, иного газопровода в районе улиц Тараканова и Восточная, к которому мог быть присоединен потребитель, кроме как газопровода принадлежащего Солдатикову А.А. не имелось.
Таким образом, действуя строго в рамках закона ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» направило Солдатикову А.А. (основной абонент) уведомление о подключении к принадлежащей ему сети газоснабжения <адрес>.
При этом суд обращает внимание, что получение согласия основного абонента на условиях компенсации затрат основного абонента по строительству и эксплуатации
газопровода-источника Правилами N 1547 не предусмотрено.
Кроме того, плата за технологическое присоединение газоиспользующегооборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию.
Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированныетарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством РоссийскойФедерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера даннойплаты и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (статья 23.2 Закона N 69-ФЗ).
Вместе тем, в составе расходов газораспределительной организации для расчетаразмера платы за технологическое присоединение и (или) размера стандартизированных тарифных ставок не учитываются затраты на компенсацию затрат правообладателей газопроводов - источников (основных абонентов) по строительству и эксплуатации газопроводов источников (пункт 8 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных Приказом ФАС России от 16.08.2018 N 1151/18).
Следовательно, законодателем не предусмотрен порядок компенсации затратосновных абонентов, а только для газораспределительных организаций.
Отсутствие такого статуса у истца не дает последнему права на компенсацию своих затрат в обход государственного регулирования их размера.
Предоставление согласия основными абонентами на технологическоеприсоединение к сетям газоснабжения, с учетом целей создания техническойвозможности технологического присоединения к газораспределительной сети объектов капитального строительства и принципов энергоснабжения об обеспечениибеспрепятственного перетока энергии, носит безвозмездный характер.
К тому же следует учитывать, что согласие основным абонентом даетсяисполнителю (газораспределительной организации), который осуществляеттехнологическое присоединение абонента на безвозмездной основе в рамках программ по догазификации, то есть истец не получает плату от абонента и не является выгодоприобретателем (в виде получения определенной доли мощности на газопроводе ответчика) в результате технологического присоединения.
В данном случае на стороне ответчика какое-либо неосновательное обогащение в связи с этим не возникает.
Истец, обращаясь с иском в суд, указывает, что ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» неосновательно обогатилось тем, что сохранило денежные средства, которые должно было затратить на постройку газопровода, при условии его отсутствия.
При всем при этом, заявляя о взыскании указанной части денежных средств, истец фактически просит передать ему денежные средства за возведенный газопровод, однако со своей стороны какую-либо долю в праве собственности не передает, оставляет право собственности за собой.
В связи с указанным, а также учитывая ранее приведенное правовое обоснование для отсутствия оснований для осуществления компенсационной
выплаты, суд не находит оснований для взыскания с ответчика неосновательного обогащения по заявленному в иске основанию.
Истец в иске в обосновании требования о взыскании неосновательного обогащения ссылается на положения ст.1105 Гражданского кодекса РФ, согласно которой лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В рассматриваемом деле объектом неосновательного обогащения является пользование ответчиком имуществом истца (газопроводом, по которому осуществляется поставка газа) без внесения за это платы, а предметом иска - плата за его использование.
В силу специального назначения данного имущества к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормативные акты, регулирующие отношения в сфере газоснабжения.
В ст. 2 Закона о газоснабжении раскрыты понятия системы газоснабжения, газораспределительной системы, газотранспортной организации и поставщика (газоснабжающей организации).
Согласно ст. 5 Закона о газоснабжении федеральная система газоснабжения представляет собой совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций.
Для организаций, входящих в федеральную систему газоснабжения, действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, установленные Законом о газоснабжении, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как установлено п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в предусмотренных законом случаях для расчетов между сторонами за оказанные услуги применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно ст. ст. 4, 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", ст. 23 Закона о газоснабжении и п. п. 4, 12 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям подлежат государственному регулированию.
Принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также особенности их применения на территории Российской Федерации определены Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 15 декабря 2009 г. N 411-э/7.
В соответствии с п. 4 указанных Методических указаний Федеральной службой по тарифам утверждаются тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для организаций, в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети.
Расчет розничных цен на газ, реализуемый населению, осуществляется из региональной составляющей розничной цены на газ, которая определяется исходя из установленных ФСТ России тарифов на услуги по транспортировке газа (п. п. 10, 11, 15 данных Методических указаний).
В соответствии с п. п. 8, 31 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 г. N 162, порядок и условия транспортировки газа по газотранспортной системе устанавливаются газотранспортной или газораспределительной организацией и оформляются договором в соответствии с указанными Правилами.
Условия оплаты транспортировки газа определяются договором транспортировки газа на основании тарифов на его транспортировку, устанавливаемых в порядке, определенном федеральными органами.
С учетом приведенных положений закона истец входит в систему газоснабжения в силу принадлежности ему на праве собственности газопровода. Следовательно, исходя из закрепленных в ст. 5 Закона о газоснабжении принципов единых правовых основ формирования рынка и ценовой политики для всех собственников газораспределительных систем, выручка истца от использования объектов газоснабжения должна определяться исходя из регулируемого тарифа. Иное означало бы возможность получить плату за пользование газораспределительными сетями и компенсировать затраты на их содержание и эксплуатацию в обход действующего законодательства.
Вместе с тем, как установлено судом, истец в уполномоченный орган для установления тарифа по транспортировке газа по его объекту не обращался, соответствующий тариф для него не утвержден.
Таким образом, при установленных обстоятельствах ответчик не мог извлечь доход в связи с использованием имущества истца и не получил экономически не обоснованной выгоды от такого использования. В настоящем случае транспортировка газа по газопроводу истца не свидетельствует о наличии неосновательного обогащения на стороне ответчика,
С учетом указанного, поскольку судом не установлено возникновение неосновательного обогащения со стороны ответчика, ни по одному из названных истцом основаниям, в удовлетворении исковых требований Солдатикову А.А. надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Солдатикова А. АлексА.а (паспорт <адрес>) к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Ульяновск» о взыскании неосновательного обогащения, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме –24 марта 2023 года.
Председательствующий судья А.В.Берхеева