Гр.дело №...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ ...
Советский районный суд ... в составе судьи Танганова Б.И.
при секретаре Танхаевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску заместителя прокурора РБ в интересах МО сельское поселение неопределенного круга лиц к Министерству имущественных и земельных отношений РБ, Филиалу ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РБ о признании недействительными и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах МО СП
установил:
Обращаясь в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений РБ, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РБ, прокурор просит признать недействительными и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о границах МО СП . В обоснование исковых требований прокурор указал, что решением Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по ... от ДД.ММ.ГГГГ ... в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах муниципального образования «Гильбиринское» (далее - МО СП ), поступившие в порядке информационного взаимодействия согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ №... из Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия. Решением Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по ... от ДД.ММ.ГГГГ ... внесены изменения в сведения о границах МО СП поступившие в порядке информационного взаимодействия согласно письму Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № ... Проверкой, проведенной прокуратурой республики, установлено, что работы по описанию и установлению местоположения границ Республики Бурятия и границ муниципальных районов, городских, сельских поселений и городских округов в ..., предусмотренные государственным контрактом, заключенным между Минимуществом РБ и ООО «Ориент», выполнены не в полном объеме. Более того, качество выполненных работ не соответствует требованиям технического задания к госконтракту и федерального законодательства, регламентирующего проведение землеустроительных работ. Для устранения нарушений закона прокуратурой республики главе Республики Бурятия внесено представление. По результатам рассмотрения представления Правительство Республики Бурятия нарушений законодательства не усмотрело, что повлекло необходимость обращения прокурора в суд с настоящим заявлением. В соответствии с п.2 раздела «Содержание работ» технического задания к госконтракту описание местоположения границ муниципальных районов, городских, сельских поселений и городских округов в ... производится на основе текстового описания границ, утвержденного Законом Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № 985-III «Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в ...». По результатам работ составляются карты (планы) каждого муниципального образования Республики Бурятия и участков границ Республики Бурятия, сопряженных со смежными субъектами РФ. Карта (план) объекта землеустройства подлежит согласованию в порядке, предусмотренном действующим законодательством. В силу п.14 Требований к составлению карты (плана) объекта землеустройства, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №621, карта (план) объекта землеустройства подлежит согласованию в порядке, предусмотренном для согласования землеустроительной документации. В нарушение вышеуказанных требований законодательства карта (план) границ МО СП с органами местного самоуправления, граничащими с названным поселением, не согласована. Сведения о согласовании в землеустроительном деле отсутствуют. Кроме того, описание границ МО СП , произведенное ООО «Ориент» в рамках исполнения госконтракта, не соответствует текстовому описанию границ поселения согласно Закону Республики Бурятия № 985-III. В соответствии с информацией Управления Росреестра по ... описание границ МО СП , выполненное ООО «Ориент», не соответствует текстовому описанию границ поселения, приведенному в приложении ... к Закону Республики Бурятия № 985-III, что подтверждается схемами, подготовленными Управлением Росреестра по .... Таким образом, сведения о границах муниципального образования сельское поселение внесенные Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по ... в государственный кадастр недвижимости на основании сведений, направленных Министерством имущественных и земельных отношений Республики Бурятия в порядке информационного взаимодействия по результатам выполнения работ по описанию границ МО СП ООО «Ориент», не соответствуют требованиям федерального и регионального законодательства и подлежат исключению из государственного кадастра недвижимости. Внесение в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о границе МО СП «Гильбиринское» нарушает права МО СП и неопределенного круга лиц, поскольку препятствует осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, определенной в соответствии с Законом Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № 985-III «Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в ...», ввиду отнесения части земель сельского поселения к землям иных муниципальных образований, а также включению земель иных муниципальных образований в границы поселения согласно сведениям государственного кадастра недвижимости. Кроме того, в связи с включением в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о границе МО СП нарушаются права неопределенного круга лиц, так как наличие в кадастре, недостоверных сведений о границе муниципального образования может препятствовать проведению кадастровых работ, оформлению прав и предоставлению земельных участков, расположенных вблизи границ поселения. В иске прокурор просит суд признать недействительными сведения о границе муниципального образования сельское поселение , внесенные в государственный кадастр недвижимости на основании сведений, переданных Министерством имущественных и земельных отношений Республики Бурятия в порядке информационного взаимодействия по результатам работ по описанию границ поселения, выполненных ООО «Ориент»; обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по ... исключить сведения о границах муниципального образования сельское поселение из государственного кадастра недвижимости.
Определением суда в качестве третьих лиц привлечены администрация МО «...», администрация МО «...», администрация МО СП », администрация МО «...».
В судебном заседании представители прокуратуры Республики Бурятия Перинова Е.П. и Григорьева Н.Н. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении и дополнении к нему.
Представители ответчика – Министерства имущественных и земельных отношений РБ Шиханов А.И. и Абидуева Т.И. с исковыми требованиями не согласились, поддержали доводы, изложенные в письменных отзывах, суду пояснили, что в нарушение части 3 статьи 131 ГПК РФ истец не указал, в чем конкретно состоит нарушение прав МО СП и неопределенного круга лиц, какие права нарушены, каким образом созданы препятствия для осуществления местного самоуправления, не указал факты, свидетельствующие о невозможности осуществления местного самоуправления, препятствия в проведении кадастровых работ и оформлении прав на земельные участки, предоставлении земельных участков на территории поселения. Соответствующих доказательств, подтверждающих данные факты, истцом не представлено. Ссылки на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способ защиты этих интересов, в иске не имеется. Истец в обоснование своих требований ссылается на несоответствие координатного описания границ поселения текстовому описанию границ, утвержденному Законом РБ. По мнению истца, сведения об описании границ поселения, содержащиеся в землеустроительном деле, внесенные в государственный кадастр недвижимости, являются недостоверными. Исходя из требований истца, указанное несоответствие может быть квалифицировано как кадастровая ошибка. Механизм исправления кадастровой ошибки установлен частями 4, 5 статьи 28 Федерального закона № 221-ФЗ. Законодатель определил механизм устранения несоответствий в сведениях государственного кадастра недвижимости, однако истец на положения вышеуказанных норм Федерального закона № 221-ФЗ не ссылается, иные нормы законодательства, предусматривающие способы защиты интересов рассматриваемых правоотношений, не приводит. Считают, что согласование карт (планов) произведено исполнителем работ в установленном законом порядке. Утверждая о несоответствии координатного описания границ поселения текстовому описанию границ поселения, утвержденному Законом Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № 985-III «Об установлении границ, образовании наделении статусом муниципальных образований в ...», истец ссылается на информацию, представленную Управлением Росреестра по РБ. Имеющиеся в деле схемы, заверенные начальником отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по РБ Н.Л. Платоновой, и якобы свидетельствующие о несоответствии сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости текстовому описанию границ являются фрагментами схематичного отображения границ муниципальных образований в автоматизированной информационной системе «Имущественно-земельный комплекс Республики Бурятия на сельскохозяйственной карте-схеме масштаба , в то время как установление границ осуществлялось с использованием топографических карт в масштабе . Учитывая это, полагают, что данный документ не может являться допустимым доказательством. Просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика - Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РБ в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель Евдокимов М.Н. действующий на основании доверенности, представил письменный отзыв, считал требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Представители третьего лица – Управления Росреестра по РБ Хандархаева Т.Н., Платонова Н.Л., действующие на основании доверенности, в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в письменном отзыве, и дополнениях к отзыву, считали требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Представители третьего лица – ООО «Ориент» Аюшиев А.Д. и Третьякова В.И. полагали, что исковые требования не подлежат удовлетворению по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представители администрации МО «...», администрация МО «...»в судебное заседание не явились, направив в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители МО СП « администрации МО «...»,администрации МО СП « »в судебное заседание не явились по неизвестным причинам о времени и месте слушания по делу были извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что решением Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по ... от ДД.ММ.ГГГГ ... в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах муниципального образования (далее - МО СП ), поступившие в порядке информационного взаимодействия согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ № из Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия.
Решением Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по ... от ДД.ММ.ГГГГ ... внесены изменения в сведения о границах МО СП « », поступившие в порядке информационного взаимодействия согласно письму Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № ...
Согласно ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о границах муниципальных образований, в том числе описание местоположения границ муниципальных образований и реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ, муниципальных образований.
Документы об установлении или изменении границы между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости направляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно части 5 указанной статьи обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, в соответствии с пунктами 2 - 5 части 1 настоящей статьи является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 78-ФЗ «О землеустройстве».
В рамках государственного контракта ... от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Бурятия и ООО «Ориент», последним выполнены работы по описанию границ МО СП « », по результатам чего изготовлено землеустроительное дело, включенное в государственный фонд данных инв. № ...
В соответствии с ч.2 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № 985-III «Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в ...» установлены границы муниципальных образований Республики Бурятия.
В судебном заседании установлено, что в нарушение указанных требований закона описание границ МО СП « », содержащееся в землеустроительном деле, не соответствует текстовому описанию границ поселения, утвержденному Законом Республики Бурятия N .... План (карта) границ МО СП », включенная в состав землеустроительного дела, подготовленного ООО «Ориент», содержит координатное описание границ поселения, не соответствующее текстовому описанию границ поселения, утвержденному Законом Республики Бурятия №...
Указанное подтверждается:
- сведениями, представленными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... в письме от ДД.ММ.ГГГГ №12/03252-18, согласно которому Управлением проведены сопоставления сведений государственного кадастра недвижимости в части координатного описания местоположения границ муниципального образования СП «Гильбиринское» и текстового описания границ указанного муниципального образования, установленных Законом Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № 985-III «Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в ...», в результате чего выявлено несоответствие сведений.
- пояснениями представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, которые показали, что действительно сведения о границах территорий МО СП не соответствуют закону. При этом пояснили, что сравнение сведений государственного кадастра недвижимости и текстового описания границ муниципального образования производилось по системам координат точек 63 года, после они были переведены в местную систему координат – МСК.
Кроме того, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 78-ФЗ «О землеустройстве» территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований и территории населенных пунктов являются объектами землеустройства.
Согласно ст. 23 названного закона о землеустройстве порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.3 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ... согласование землеустроительной документации с заинтересованными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления осуществляется ее разработчиком совместно с заказчиком в соответствии с договором о проведении землеустройства.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании землеустроительной документации принимается в течение 30 дней с даты представления всех необходимых материалов (п.4 Положения).
В соответствии с п.18.1 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром , в землеустроительное дело включаются документы, подтверждающие факт извещения лиц, права которых могут быть затронуты и акт (акты) согласования границ объекта землеустройства.
Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства карта (план) границ МО СП » с органами местного самоуправления, граничащими с МО СП » не согласована.
Данный факт подтверждается письменным отзывом представителя Администрации МО «..., письменным отзывом представителя Администрации МО «...», доказательств обратному материалы дела не содержат.
Суд находит доводы представителя ответчика Министерства имущественных и земельных отношений РБ о том, что имеющиеся в деле схемы, представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... не могут являться допустимым доказательством, несостоятельными, поскольку Управлением Росреестра по РБ было произведено сопоставление сведений о границе муниципального образования, содержащихся в переданном в государственный фонд данных землеустроительном деле, и сведенийо границе муниципального образования, содержащихся в законе Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ №... «Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в ...», в рамках предоставленных им полномочий, схема была подготовлена путем пересчета координат окружных границ СХТ «Иволгинский» и учхоза «Байкал» из системы координат ДД.ММ.ГГГГ. в систему координат в которой осуществляется ведение государственного кадастра недвижимости. Как следует из Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от ДД.ММ.ГГГГ за ... разрешено использование созданных в системе координат СК-63 топографо-геодезических и картографических материалов и данных, но без создания в этой системе новых материалов и данных.
Что касается довода представителя ответчика Министерства имущественных и земельных отношений РБ о том, что рассмотрение настоящего спора должно осуществляться в рамках требований ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», регламентирующей исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости, поскольку данная норма предписывает, что в случае установления органом кадастрового учета кадастровой ошибки в сведениях принимается решение о необходимости устранения такой ошибки, суд приходит к следующему.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
К способам защиты гражданских прав, предусмотренным статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, относится, в частности восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Суд соглашается с доводами истца и представителя Управления Росреестра по РБ о том, что меры по внесению в государственный кадастр недвижимости исправленных сведений не предпринимаются, а вместе с тем, в государственном кадастре недвижимости продолжают находиться недостоверные сведения.
Кроме того, исключение внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений по решению суда не будет в дальнейшем препятствовать внесению в государственный кадастр недвижимости исправленных сведений о границе муниципального образования.
Внесение в государственный кадастр недвижимости неверных сведений о границе муниципального образования нарушает права такого муниципального образования и неопределенного круга лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Заместителя прокурора Республики Бурятия удовлетворить.
Признать недействительными сведения о границе муниципального образования сельское поселение , внесенные в государственный кадастр недвижимости на основании сведений, переданных Министерством имущественных и земельных отношений Республики Бурятия в порядке информационного взаимодействия по результатам работ по описанию границ поселения, выполненных ООО «Ориент».
Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по ... исключить сведения о границах муниципального образования сельское поселение » из государственного кадастра недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца с момента получения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд ....
Судья Б.И. Танганов