РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2021 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего Зевайкиной Н.А.,
при секретаре судебного заседания Павленко Д.А.,
с участием: истца Беляева А.А., его представителя Ус В.А.,
представителя ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 21 Чарской М.А., действующей на основании доверенности № 60 от 01.06.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-498/2021 по иску Беляева А. АлексА.а к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 21 об отмене закрепления права пользования жилым помещением, признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда, возложении обязанности включить в соответствующие списки,
УСТАНОВИЛ:
Беляев А.А. обратился в суд с иском к Управлению социальной политики №21 об отмене закрепления права пользования жилым помещением, признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда, возложении обязанности включить в соответствующие списки.
В обоснование заявленных требований указано, что Беляев А.А. остался без попечения родителей: мать Денисова С. В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании решения суда была лишена родительских прав. Умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец ФИО2, умер в ДД.ММ.ГГГГ году. ФИО2, его брат Беояев В. и сестра Беляева Н. были определены в детские дома. Истец был определен в детский приют, по достижении 6 лет был переведен в Нижнетагильский детский дом-школа №1 на полное государственное обеспечение, что подтверждается справкой от 24.04.2015 № 636. Решением Администрации города Нижнего Тагила за истцом было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> ком 1, общей площадью 17,50 кв.м. Данное постановление истец не получал, узнал о закреплении за ним жилого помещения из ответа Министерства социальной политики Свердловской области №21 от 07.09.2020 №2040Д. Согласно справке МУ «Служба правовых отношений», в жилом помещении так же зарегистрированы: ФИО6, ФИО7, Денисова Е.В., Денисова О.В., Денисова С.В., Беляев Г.С. При вынесении указанного решения Администрацией не было учтено то, что площадь жилого помещения не соответствует нормам проживания на одного человека, не соответствует нормам СанПиН и фактически не пригодного для проживания, что подтверждается актом ООО УК «Строитель» от 14.05.2008. В настоящее время в комнате продолжают быть зарегистрированы: Беляев В.В., ФИО7, Денисова О.В., Денисова С.В., Беляев Г.С. и Беляева В.С. Считает, что закрепление за ним жилья носило формальный характер, без соблюдения нормы жилого помещения на оного человека и выяснения текущего состояния жилого помещения, а также зарегистрированных в нем лиц, которые не являются членами его семьи. Таким образом, поскольку истец остался без попечения родителей и нуждается в обеспечении жильем, полагает необходимо включить его в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация МО город Нижний Тагил.
Истец Беляев А.А., его представитель Ус В.А., допущенный к участию в деле по устному ходатайству, поддержали основание и предмет исковых требований по доводам, изложенным в иске, просили удовлетворить.
Дополнительно представитель Ус В.А. указал, что по стоянию на 01.01.2013, истцу исполнилось 20 лет 10 месяцев 30 дней. Истец проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил РФ с ноября 2011 по ноябрь 2012 года, что подтверждается военным билетом. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). По заявлению в письменной форме данных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также но завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Следовательно, право на обеспечение жильем у истца имелось после вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ.
Представитель ответчика Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 21 Чарская М.А., действующая на основании доверенности № 60 от 01.06.2020, в судебном заседании в удовлетворении требований просила отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица Администрации МО город Нижний Тагил в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания не заявлено.
На основании положений ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено при установленной явке.
Заслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 11 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» N 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в действующей редакции) (далее - ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны: осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжение: жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договору социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети.
оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
В соответствии с п. 3 ст. 8 ФЗ список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями формирует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что положения ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 15-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до 1 января 2013 года.
Постановлением Правительства РФ N 397 от 04 апреля 2019 года утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.
В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01 января 2013 года или после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Судом установлено, что Беляев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать Денисова С.В. решением Тагилстроевского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 10.07.2002 года лишена в отношении него родительских прав.
Отец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти от 25.11.2005.
Совершеннолетия ФИО2 достиг ДД.ММ.ГГГГ, 23-х лет – ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Главы города Нижний Тагил от 26.08.1999 № 534 Беляев устроен в муниципальное образовательное учреждение «Детский городок» на полное государственное обеспечение. За Беляевым А.А. закреплена комната в трехкомнатной квартире, жилой площадью 17, 5 кв.м. по адресу: свердловская область, <адрес>.
Из справки ГОУ СО «Нижнетагильский детский дом-школа № 1» от 04.06.2012 № 352 следует, что Беляев А.А., 02.02.1992 года рождения, являлся воспитанником ГОУ СО «Нижнетагильский детский дом-школа № 1» с 08.09.1999 по 22.12.2008 года. Находился на полном государственной обеспечении.
Приказом Управления социальной защиты населения Тагилстроевского района города Нижний Тагил от 17.12.2008№ 564 Беляева Л.В. назначена опекуном ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. За ФИО2 сохранено право пользования жилым помещением –одной комнаты в трехкомнатной квартире по адресу: свердловская область, <адрес>7, комната 1.
Из справки МКУ СПО от 01.03.2019 № 38532 следует, что в жилом помещении расположенном по адресу: <адрес>7, комната 1 зарегистрированы: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Денисова О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Беляев Г.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Беляева В.С., ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> в спорном жилом помещении с 23.06.1992 по 19.07.2019 был зарегистрирован ФИО2
Соответственно, исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении лиц, обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи в квартире по адресу: <адрес>7, комната 1, составляла менее учетной нормы, утвержденной на территории Свердловской области.
Из ответа на запрос суда Администрации города Нижний Тагил от 12.03.2021 № 09-01/658 следует, что в 2017 году обращения от Беляева А.А. в Администрацию города Нижний Тагил не поступали. Беляев А.А. на учете граждан, нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по городу Нижний Тагил, не состоит и не состоял, в том числе до 2013 года с учетом категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>7 в период с 01.03.2005 (даты вступления в действие Жилищного кодекса РФ) по настоящее время Администрацией города с гражданами не заключался. Жилое помещение по адресу: <адрес> 7 является коммунальной квартирой, состоящей из трех комнат: комната площадью 17,5 кв. метра значится в реестре жилых помещений муниципальной собственности города Нижний Тагил и отнесено к фонду социального использования.
Разрешая спор, суд руководствовался ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 N 397 и исходил из того, что дети-сироты и лица из их числа независимо от достижения возраста 23 лет, не реализовавшие свое право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке по договорам социального найма до 01.01.2013, либо после 01.01.2013 по договорам найма специализированного жилого помещения, имеют право на обеспечение жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения.
Беляев А.А. как лицо, относившееся к категории детей-сирот и лиц из их числа, и имевшее до достижения возраста 23-х лет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, но не реализовавшее его до 01.01.2013, имеет право на включение в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений.
При рассмотрении дела установлено, что у Беляева А.А. как лица, относившегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имелось право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма до 01.01.2013, которое не было реализовано им в связи с тем, что он не был поставлен на учет для получения жилья до достижения возраста 23 лет, в том числе и по независящим от него обстоятельствам (неисполнение уполномоченными органами обязанности по постановке на учет).
Доводы ответчика о том, что истец был обеспечен закрепленным за ним жилым помещением по адресу: <адрес>7, комната 1, в связи с чем не подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, не могут быть признаны обоснованными.
Положения Закона подлежат применению в соответствии с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определениях Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N-О-П и от 07.06.2011 N-О-О, из которых следует, что наличие закрепленного за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на члена семьи, не может явиться препятствием для обеспечения таких лиц жилым помещением.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что приходящаяся на истца общая площадь закрепленного за ним при его помещении в Детский дом жилого помещения по адресу: <адрес>7, комната 1, составляла менее учетной нормы, утвержденной на территории Свердловской области.
В связи с этим никаких оснований считать истца обеспеченным закрепленным за ним жилым помещением не имеется. Несоответствующие закону и нарушающие права истца действия уполномоченных органов, закрепивших за ним при помещении в Детский дом жилое помещение, которое не могло быть закреплено и в связи с этим не решивших своевременно вопрос с его постановкой на учет для получения жилья до достижения им возраста 23 лет, не могут привести к отказу истцу в реализации его прав как ребенка, оставшегося в свое время без попечения родителей. Тем более, что действующее в настоящее время правовое регулирование не препятствует таким лицам во включении в Список и по достижению ими возраста 23 лет.
Само по себе обращение истца к ответчику по достижении возраста 23 лет не является основанием для отказа в предоставлении истцу жилого помещения.
Так, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, отсутствие указанных лиц (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей) на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
В качестве уважительных причин несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, может рассматриваться состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении.
Суд установлено, что Беляев А.А. остался без попечения родителей, будучи в несовершеннолетнем возрасте. Истец проходил срочную службу в рядах Вооруженных силах РФ с ноября 2011 по ноябрь 2012. В собственности жилых помещений Беляев не имеет.
Отсутствие истца на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования о предоставлении ему вне очереди жилого помещения.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24 апреля 2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются: 1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; 2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; 3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанные действия следует рассматривать как ненадлежащее выполнение компетентными органами власти обязанности по обеспечению жилым помещением Беляева А.А. и данное обстоятельство следует рассматривать как уважительную причину, препятствующую лицу реализовать предусмотренное законом право в установленный срок.
С учетом указанных выше норм права, суд пришел к выводу о признании за Беляевым А.А. право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, который относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достиг возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
При этом на ответчика необходимо возложить обязанность включить Беляева А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Требования Беляева А.А. об отмене закрепления за ним права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> удовлетворению не подлежит, поскольку спорное жилое помещение было закреплено за ним до совершеннолетия.
Руководствуясь ст.12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Беляева А. АлексА.а удовлетворить частично.
Признать Беляева А. АлексА.а лицом, относящимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей с целью постановки на учет, как нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма жилого помещения.
Возложить на Территориальной отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 21 обязанность принять Беляева А. АлексА.а на учет для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из специализированного жилищного фонда Свердловской области, с включением в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для целей предоставления жилого помещения специализированного жилого фонда Свердловской области.
В остальной части исковых требований отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил.
Решение в окончательной форме изготовлено 02.04.2021.
Председательствующий/
Н.А.Зевайкина