Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1904/2020 ~ М-924/2020 от 04.03.2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 апреля 2020 года город Самара

Кировский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Сизовой С.К.

при секретаре Коршуновой С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-1904/20 по административному исковому заявлению Администрации г.о.Самара к ОСП Ленинского района УФССП по Самарской области, УФССП России по Самарской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г.о.Самара обратилась в суд с административным исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора, мотивируя свои требования тем, что решением Кировского районного суда г. Самары от 15.12.2010 по гражданскому делу , вступившего в законную силу 21.01.2011г. удовлетворены требования прокурора Кировского района г. Самара, суд обязал: Администрацию г.о. Самара и МОУ Школу г.о. Самара устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в МОУ Школе г.о. Самара и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по: -оборудованию санитарных узлов для учащихся кабинами с дверями без запоров; -восстановлению ограждения по периметру территории школы; -ремонту твердого покрытия территории школы; -приобретению мебели в классы в соответствии с ростом учащихся; -ограждению отопительных приборов в учебных кабинетах съемными деревянными решетками; -проведению капитального ремонта здания школы. В Администрацию г.о. Самара поступило Постановление судебного пристава-исполнителя от 08.04.2019 о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. В соответствии с постановлением Администрации городского округа от 26.07.2012 «О реорганизации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы городского округа Самара в форме присоединения к нему муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы городского округа Самара» Школа 126 реорганизована, здание школы передано МБУ ДО ЦЦТ «Ирбис» г.о. Самара. Решение Кировского районного суда г. Самары от 15.12.2010 по гражданскому делу исполнено, нарушения устранены. В соответствии с пунктом 7 статьи 112 Закона № 229-ФЗ при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В соответствии с положениями статьи 6 Бюджетного кодекса РФ обязанность муниципального образования предоставить муниципальным учреждениям средства из местного бюджета является его расходным обязательством. Расходные обязательства муниципального образования исполняются в пределах установленных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением Думы городского округа Самара о бюджете. Согласно части 3 статьи 20 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В соответствии с п.3 постановления Администрации городского округа Самара от 22.02.2012 «Об утверждении перечней муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений городского округа Самара в сфере образования» финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий и предоставления субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, для муниципальных бюджетных учреждений городского округа Самара в сфере образования осуществляется Администрацией городского округа Самара в лице Департамента образования Администрации городского округа Самара в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Департаменту образования Администрации городского округа Самара на соответствующие цели. Департамент образования Администрации городского округа Самара является главным распорядителем средств бюджета городского округа по отрасли «Образование». МБОУ Школа г.о. Самара является получателем средств бюджета городского округа Самара. Согласно части 3 статьи 20 Закона -Ф3 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В настоящее время исполнительное производство в отношении Администрации городского округа Самара прекращено (постановление СПИ об окончании исполнительного производства от 26.12.2019). В связи с изложенным полагают, что оснований для применения к Администрации городского округа Самара санкций за неисполнение требований исполнительных документов в форме исполнительского сбора не имеется. Ссылаясь на ч.6,7 ст.112 Федерального Закона от 02.10.2007 № 299-ФЗ «Об исполнительном производстве» просят освободить Администрацию г.о.Самара от уплаты исполнительского сбора по постановлению СПИ ОСМП Ленинского района г.Самары от 08.04.2019г.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству в качестве административных ответчиков привлечены ОСП Ленинского района УФССП по Самарской области, УФССП России по Самарской области.

Административный истец в судебное заседание не явился. О дне судебного заседания извещен надлежащим образом. Представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Административное исковое заявление поддерживают, просят удовлетворить в полном объеме.

Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, о дне судебного заседания извещены надлежащим образом. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.

Представитель заинтересованного лица МБУ ДО ЦДТ «Ирбис» в судебное заседание не явился. О дне судебного заседания извещены надлежащим образом. Представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

На основании ст. 13 ФЗ «О судебных приставах», судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Судом установлено, что решением Кировского районного суда г. Самары от 15.12.2010 по гражданскому делу , вступившим в законную силу 21.01.2011г., удовлетворены требования прокурора Кировского района г. Самара, судом постановлено: «Признать бездействие органа местного самоуправления- Администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о.Самары, Департамента управления имуществом г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ школа г.о. Самара незаконным. Обязать Администрацию городского округа Самара, МОУ общеобразовательное учреждение школу , устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в МОУ школе г.о. Самара и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по:

-оборудованию санитарных узлов для учащихся кабинами с дверями без запоров;

-восстановлению ограждения по периметру территории школы;

-ремонту твердого покрытия территории школы;

-приобретению мебели в классы в соответствии с ростом учащихся.

-ограждению отопительных приборов в учебных кабинетах съемными деревянными решетками;

-проведению капитального ремонта здания школы».

На основании вступившего в законную силу решения Кировского суда г.Самары по указанному гражданскому делу был выписан исполнительный лист и предъявлен к исполнению в ОСП Ленинского района г.Самары.

Постановлением СПИ ОСП Ленинского района г.Самары от 28.05.2011г. возбуждено исполнительное производство № 9100/11/38/63.

В адрес должника направлялось предупреждение об исполнении решения суда, которое получено Администрацией г.о.Самара 30.08.2017г.

08.04.2019г. постановлением СПИ ОСП Ленинского района г.Самары с должника ОСП г.о.Самара в лице Администрации г.о.Самара, в связи с неисполнением в добровольном порядке в установленный срок исполнительного документа, в отсутствие доказательств уважительности причин неисполнения исполнительного документа, постановлено взыскать исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

В адрес должника было направлено требование о явки в ОСП Ленинского района г.Самары 17.09.2019г. в 15-00 на прием СПИ и предоставить информацию об исполнении решения суда. Также указано, что неисполнение должником в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный СПИ после вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора, влечет административную ответственность.

Решение суда по гражданскому делу от 15.12.2010г. исполнено, постановлением СПИ ОСП Ленинского района г.Самары от 26.12.2019г. исполнительное производство в отношении должника ОМС г.о.Самара в лице Администрации г.о.Самара прекращено в соответствии со ст.14, ст.6, п.1 ч.1 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно данному постановлению на 26.12.2019г. задолженность по исполнительному производству составляет 50 000 рублей.

Постановлением СПИ ОСП Ленинского района г.Самары от 26.02.2020г. возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении ОМС г.о.Самара в лице Администрации г.о.Самара о взыскании задолженности в размере 50 000 рублей.

Как следует из заявления, административный истец, полагает, что оснований для применения к Администрации г.о.Самара санкций за неисполнение требований исполнительных документов в форме исполнительского сбора не имеется.

Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч.1 ст. 112).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч.2 ст.112).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.3 ст. 112).

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6 ст. 112).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7 ст.112).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 2 п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.

Судом установлено, что должник с заявлением об отсрочке, рассрочке исполнения решения суда в установленном законом порядке в суд не обращался.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Принимая во внимание отсутствие объективных причин в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок, учитывая, что документами, представленными стороной административного истца, подтверждается, что фактически исполнение решения суда началось спустя два с половиной года после вступления решения суда в законную силу, затем в течении 4 лет не предпринимались меры по исполнению решения суда, окончательно решение суда исполнено через восемь с половиной лет после возбуждения исполнительного производства, при этом административный истец не представил доказательств, подтверждавших, что с момента вступления решения суда в законную силу были проведены необходимые мероприятия: составлены дефектные ведомости, проектно-сметная документация, сметы стоимости проведения работ, направлены обращения по включению в лист ожидания на 2012-2016 г.г., подготовлены документы для заключения контрактов, суд приходит к выводу о том, что в ходе исполнительного производства должником не принимались все возможные меры по исполнению решения суда, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований истца об освобождении от уплаты исполнительского сбора не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 176-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Администрации г.о.Самара к ОСП Ленинского района УФССП по Самарской области, УФССП России по Самарской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий:     Сизова С.К.

Мотивированное решение суда изготовлено 29.04.2020 г.

2а-1904/2020 ~ М-924/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация г.о.Самара
Ответчики
УФССП России по Самарской области
Отдел судебных приставов Ленинского района
Другие
МБУ ДО ЦДТ "Ирбис"
Суд
Кировский районный суд г. Самары
Судья
Сизова С. К.
Дело на странице суда
kirovsky--sam.sudrf.ru
04.03.2020Регистрация административного искового заявления
04.03.2020Передача материалов судье
05.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
05.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2020Подготовка дела (собеседование)
24.03.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
15.04.2020Подготовка дела (собеседование)
15.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2020Судебное заседание
24.04.2020Судебное заседание
29.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2022Дело оформлено
31.10.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее