Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-134/2015 ~ М-102/2015 от 14.05.2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июня 2015 г. с. Кривошеино

Кривошеинский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Петрушенко Ф. З., при секретаре Федореевой Е.П., с участием представителя истца – заместителя прокурора Кривошеинского района Довыденко А.П.,

представителей третьего лица Администрации Кривошеинского района Томской области – К.Д.В., П.М.Ю., К.Л.Н., действующих на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ года,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Кривошеинского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Сысоеву В.Г. о возложении обязанности по приведению полигона твердых бытовых отходов в соответствие с требованиями законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кривошеинского района Томской области обратился в Кривошеинский районный суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Сысоеву В.Г. о возложении обязанности по приведению полигона твердых бытовых отходов в соответствие с требованиями законодательства. Просит, с учетом изменения заявленных исковых требований: 1. Признать незаконным неисполнение индивидуальным предпринимателем Сысоевым В.Г. обязательств по договору аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ года, а также обязательных требований к устройству и содержанию полигона твердых бытовых отходов, кадастровый номер , общей площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>. 2. Обязать ответчика Сысоева В.Г. в течение трёх месяцев со дня вступления в законную силу решения суда привести указанный полигон твердых бытовых отходов в соответствие с установленными требованиями действующего законодательства, а именно: 1) Разработать и утвердить регламент и режим работы полигона. 2) Разработать и утвердить инструкцию по приему бытовых отходов. 3) С учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне обеспечить контроль за составом поступающих отходов. 4) Обеспечить ведение круглосуточного учета поступающих отходов. 5) Обеспечить и осуществлять контроль за распределением отходов в работающей части полигона. 6). Обеспечить технологический цикл по изоляции отходов. 7) Забетонировать или заасфальтировать территорию хозяйственной зоны полигона. 8) Обеспечить освещение территории хозяйственной зоны полигона. 9) Обустроить ограждение всего полигона твердых бытовых отходов в соответствии с пунктом 4.4 СП 2.1.7.1038-0101 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». 10) Установить в ограде полигона шлагбаум. 11) В соответствии с пунктом 5.3 СП 2.1.7.1038-0101 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» установить переносные сетчатые ограждения для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке твердых бытовых отходов из мусоровозов. 12) Провести уборку санитарно-защитной зоны полигона и прилегающих земель к подъездной дороге. 13) Разработать и утвердить инструкцию по производственной санитарии для персонала. 14) Разработать и утвердить специальную программу (план) производственного контроля, предусматривающую: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровня шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.

В обоснование заявленных исковых требований, сославшись на положения Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, СП 2.1.7.1038-0101 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», указал, что данный полигон является муниципальной собственностью и передан в аренду индивидуальному предпринимателю Сысоеву В.Г. сроком на 5 лет. Проведенной 29 апреля 2015 года проверкой установлено, что полигон твердых бытовых отходов не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. Сысоев В.Г. не исполняет принятые на себя обязательства по заключенному с Администрацией <данные изъяты> района договору аренды указанного полигона, нарушает требования закона.

Указал, что непринятие ответчиком мер по приведению полигона твердых бытовых отходов в соответствие с требованиями санитарных правил является несоблюдением требований действующего законодательства и нарушает права неопределенного круга лиц, гарантированные ст. 42 Конституцией РФ.

В судебном заседании представитель заявителя – заместитель прокурора Кривошеинского района Довыденко А.П. заявленные требования, с учетом их уточнения, поддержал в полном объёме, указав, что просит обязать Сысоева В.Г. принять конкретные меры по приведению полигона твердых бытовых отходов в соответствие с требованиями санитарных правил в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Ответчик Сысоев В.Г. был надлежащем образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, однако в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, своих объяснений по иску не представил и не просил об отложении судебного разбирательства по делу.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Представители третьего лица - Администрации <данные изъяты> района в судебном заседании признали необходимость приведения полигона твердых бытовых отходов в соответствие с требованиями санитарных правил и пояснили, что полигон твердых бытовых отходов является муниципальной собственность и по договору аренды был передан индивидуальному предпринимателю Сысоеву В.Г., который не исполняет условия договора Полигон должен быть приведен в соответствие с санитарными правилами. Представители Администрации <данные изъяты> <адрес> пояснили, что фактически Сысоев В.Г. не работает на данном полигоне, его деятельность сводится к тому, что бытовые отходы складируются и отодвигаются при помощи трактора, при этом ограждение вокруг полигона в виде траншеи постепенно засыпается мусором.

Представители К.Д.В. и П.М.Ю. уточнили, что считают исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежащими полному удовлетворению, за исключением требования забетонировать или заасфальтировать территорию хозяйственной зоны полигона. Считают, что хозяйственная зона имеет гравийное покрытие, что является достаточным для соответствия полигона установленным требованиям.

Выслушав объяснения представителей истца и третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд считает требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 206 ГПК РФ суд может принять решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия.

Таким образом, обращение прокурора с указанным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц является правомерным.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

Как следует из ч.1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

В силу ч.6 ст.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Согласно требованиям ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской федерации.

Санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 г, (далее - Санитарные правила) установлены требования к содержанию полигонов твердых бытовых отходов.

Так, пунктом 2.3 Санитарных правил предусмотрено, что организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов.

Согласно пункту 4.1 СП, хозяйственная зона устраивается для размещения производственно - бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов. Для персонала предусматривается обеспечение питьевой и хозяйственно - бытовой водой в необходимом количестве, комната для приема пищи, туалет.

В пункте 4.2 СП указано, что территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение.

Пунктом 4.4 СП установлено, что по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания.

Согласно пункту 5.3 СП, переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.

В соответствие с пунктом 5.6 СП, один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно - защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона.

Пунктом 5.7 СП предусмотрено, что на территории полигона не допускается сжигание ТБО, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО.

Согласно пункту 6.3 СП, на основании настоящих санитарных правил (согласно п. 2.3) организация, обслуживающая полигон, разрабатывает инструкцию по производственной санитарии для персонала, занятого на обеспечении работы предприятия. Указанная инструкция согласовывается с территориальным ЦГСЭН.

В пункте 6.4 СП установлено, что для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.

В соответствии со свидетельством о регистрации права , выданного ДД.ММ.ГГГГ, в собственности Муниципального образования «<адрес>» находится полигон твердых бытовых отходов, общая площадь 82000 кв. м. по адресу: <адрес>, зона специального назначения С-2.

Как следует из свидетельства о регистрации права , выданного ДД.ММ.ГГГГ, Администрация <данные изъяты> <адрес> обладает правом постоянного бессрочного пользования земельным участком с разрешенным использованием для складирования и утилизации твердых и жидких бытовых отходов, общей площадью 82000 кв. м. по адресу: <данные изъяты>.

Согласно договору аренды, МО «<адрес>» от имени которого выступает Администрация <данные изъяты> <адрес> и индивидуальный предприниматель Сысоев В.Г. ДД.ММ.ГГГГ заключили договор аренды, по которому указанный Полигон твердых бытовых отходов передан Сысоеву В.Г. в аренду сроком на 5 лет.

Согласно пунктам 2.2.1 - 2.2.3 указанного договора, арендатор обязан: Использовать принятое в аренду имущество по прямому назначению и в соответствии с установленными правилами эксплуатации. Установить тариф на коммунальные услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в соответствии с действующим законодательством. Обеспечить содержание Полигона твердых бытовых отходов и подъездной дороги к нему в соответствии с требованиями действующего законодательства. Обеспечивать противопожарную безопасность в соответствии с требованиями Госпожнадзора МЧС РФ. Своевременно производить за свой счет текущий ремонт.

Как следует из свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Сысоев В.Г. зарегистрирован в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно лицензии , выданной бессрочно руководителем Управления Росприроднадзора по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года, Сысоев В.Г. вправе осуществлять деятельность по размещению отходов IV класса опасности в зоне специального назначения C-2, полигон ТБО, <адрес>.

Проверка деятельности ответчика осуществлялась прокурором Кривошеинского района по заявлению Главы Администрации <данные изъяты> <адрес> о неисполнении обязанностей, принятых по договору аренды муниципального имущества.

Несоответствие состояния полигона твердых бытовых отходов требованиям законодательства установлено при проверке, проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Кривошеинского района Томской области, а также проверкой, проведённой Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в Кривошеинском <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, при эксплуатации полигона допускается нарушение требований п.п. 2.3, 4.1, 4.2, 4.4, 5.3, 5.6, 5.7, 6.3, 6.4 Санитарных правил: не установлен режим и порядок работы полигона; правила пользования полигоном не определены; нет инструкции по приёму бытовых отходов, не обеспечивается контроль за составом поступающих отходов; не осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, не ведется круглосуточный учет поступающих отходов, не обеспечивается технологический процесс по изоляции отходов; не разработаны правила санитарии для персонала; не проводится осмотр территории и прилегающих земель, территория хозяйственной зоны не заасфальтирована и не забетонирована и не освещается, участок складирования не полностью огорожен, в ограде полигона не установлен шлагбаум, не установлены переносные сетчатые ограждения, на территории полигона допускается сжигание твердых бытовых отходов, не принимаются меры по недопустимости самовозгорания твердых бытовых отходов.

Вместе с тем, проанализировав пояснения участвующих в деле лиц в совокупности со всеми доказательствами по делу, суд приходит к выводу, что необходимость приведения полигона в соответствие с требованиями законодательства сторон связано не только с неисполнением ответчиком своих обязанностей по надлежащему использованию муниципального имущества.

Выполнение требований законодательства в области охраны окружающей среды при утилизации и переработке бытовых отходов возложено не только на лиц, непосредственно обслуживающих полигон твердых бытовых отходов.

Так, согласно ч.2 ст. 8 Закона РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых, и промышленных отходов.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения муниципального района.

В судебном заседании представители третьего лица не оспаривали, что в Уставе муниципального образования «<адрес> закреплены полномочия органов местного самоуправления района по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Указанные положения согласуются с общим правилом, изложенным в статье 210 ГПК РФ, что собственник имущества несет бремя его содержания, если иное не предусмотрено законом или договором.

Представленный суду договор аренды муниципального имущества не устанавливает иных правил. Содержание указанного договора свидетельствуют о том, что стороны не были намерены отступать от общих правил, в связи с чем ими была установлена обязанность арендатора по осуществлению текущего ремонта полигона. Поэтому суд приходит к выводу, что на ответчика не может быть возложено выполнение иных работ, которые не относятся к текущему ремонту и не связаны напрямую с осуществлением им лицензированной деятельности.

Более того, как следует из рабочего проекта полигона твердых бытовых отходов в <адрес>, а также положительного заключения по рабочему проекту, при сооружении полигона было запроектировано гравийно-песчаное покрытие территории его хозяйственной зоны. При проектировании данного полигона, принадлежащего местному самоуправлению, было указано на то, что электроснабжение полигона не предусматривается, так как прием отходов на полигон будет осуществляться в светлое время суток.

При таких данных, суд приходит к выводу, что приведение полигона твердых бытовых отходов в соответствие с требованиями санитарных правил в части бетонирования или асфальтирования территории хозяйственной зоны полигона и обеспечения освещения территории хозяйственной зоны полигона не находится в сфере деятельности индивидуального предпринимателя Сысоева В.Г., которому Администрация Кривошеинского <адрес> передала полигон в аренду.

Пояснениями участвующих в деле лиц установлено и не оспорено ответчиком, что ограждение полигона нарушено местами вследствие использования полигона ответчиком. Суд принимает пояснения представителей третьего лица в той части, что Сысоев В.Г. ненадлежащим образом осуществляет утилизацию поступающих отходов, часть отходов сталкиваются в траншеи, являющимися ограждением полигона. Поэтому ответчик должен привести ограждение в соответствие с установленными требованиями.

Все остальные мероприятия по приведению полигона в соответствие с требованиями законодательства находятся в сфере деятельности ответчика и должны быть осуществлены им в силу принятых на себя обязательств и предмета предпринимательской деятельности.

Срок для принятия необходимых мер по соблюдению санитарных требований – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным. У арендатора Сысоева В.Г., являющимся индивидуальным предпринимателем, будет достаточно времени для решения организационных и финансовых вопросов, возникающих при исполнении указанной обязанности.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что Сысоев В.Г. обязан в указанный срок привести полигон твердых бытовых отходов в соответствие с требованиями санитарных правил.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Кривошеинского <адрес> удовлетворить частично.

Признать незаконным неисполнение индивидуальным предпринимателем Сысоевым В.Г. обязательств по договору аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ года, а также обязательных требований к устройству и содержанию полигона твердых бытовых отходов, кадастровый номер , общей площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.

Обязать индивидуального предпринимателя Сысоева В.Г. Владимира Геннадьевича Администрацию <данные изъяты> <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести указанный полигон твердых бытовых отходов в соответствие с требованиями санитарных правил, а именно: 1). Разработать и утвердить регламент и режим работы полигона. 2). Разработать и утвердить инструкцию по приему бытовых отходов. 3). С учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне обеспечить контроль за составом поступающих отходов. 4). Обеспечить ведение круглосуточного учета поступающих отходов. 5). Обеспечить и осуществлять контроль за распределением отходов в работающей части полигона. 6). Обеспечить технологический цикл по изоляции отходов. 7). Обустроить ограждение всего полигона твердых бытовых отходов в соответствии с пунктом 4.4 СП 2.1.7.1038-0101 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». 8). Установить в ограде полигона шлагбаум. 9). В соответствии с пунктом 5.3 СП 2.1.7.1038-0101 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» установить переносные сетчатые ограждения для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке твердых бытовых отходов из мусоровозов. 10). Провести уборку санитарно-защитной зоны полигона и прилегающих земель к подъездной дороге. 11). Разработать и утвердить инструкцию по производственной санитарии для персонала. 12).Разработать и утвердить специальную программу (план) производственного контроля, предусматривающую: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровня шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.

Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора в остальной части.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кривошеинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Копию решения направить ответчику Сысоеву В.Г., не участвовавшему в судебном заседании.

Судья (Петрушенко Ф.З.)

На момент публикации решение суда не вступило в законную силу.

2-134/2015 ~ М-102/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Кривошеинского района
Ответчики
Сысоев Владимир Геннадьевич
Суд
Кривошеинский районный суд Томской области
Судья
Петрушенко Флюра Зиннуровна
Дело на сайте суда
krivosheinsky--tms.sudrf.ru
14.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.05.2015Передача материалов судье
15.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2015Подготовка дела (собеседование)
26.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2015Судебное заседание
19.06.2015Судебное заседание
19.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2015Дело оформлено
07.08.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее