Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-517/2023 ~ М-442/2023 от 04.08.2023

Решение

Именем Российской Федерации

25 сентября 2023 г.              с. Шигоны

Шигонский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Блинковой О.В., при секретаре Дементьевой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-517/2023 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Шигонского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Усолье муниципального района Шигонский Самарской области об оспаривании бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Заместитель прокурора Шигонского района Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Усолье муниципального района Шигонский Самарской области (далее также – администрация сельского поселения) выраженное в длительном неустранении дефектов дорожного покрытия; возложении на администрацию сельского поселения обязанность устранить дефекты дорожного покрытия на автомобильной дороге, проходящей по <адрес>.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Шигонского района рассмотрено обращение ФИО2 о плохом качестве дорог в с. Усолье Шигонского района Самарской области. Установлено, что на автомобильной дороге, проходящей по <адрес>, имеет место наличие дефектов покрытия проезжей части, размеры которых превышают предельно допустимые максимальные значения ГОСТ-Р а именно ямы глубиной более 3 см. Нарушения вышеуказанного законодательства создают опасность для жизни и здоровья граждан, передвигающимся на личном транспорте. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы сельского поселения Усолье муниципального района Шигонский внесено представление об устранении нарушений требований законодательства. Из ответа администрации сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что устранения дефектов дорожного покрытия, а именно ремонт дороги (планировка) запланирован на конец июля начало августа, однако щебенение дороги будет производиться в ДД.ММ.ГГГГ году. Непринятие необходимых мер по ремонту дорожного покрытия напрямую затрагивает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения.

В судебном заседании представитель административного истца не участвовал, направив заявление о поддержании исковых требований и рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика администрации сельского поселения Усолье в судебное заседание не явился, в отзыве на иск указал, что был проведен частичный ремонт дорожного покрытия (планировка) по <адрес>, ремонт дороги (щебенение) по <адрес> запланировано на четвертый квартал ДД.ММ.ГГГГ года.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного истца возложена обязанность представить доказательства нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и соблюдения срока обращения в суд; на административного ответчика возложена обязанность представить доказательства соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; наличие оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как предусмотрено ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

По мнению суда, административный истец представил достаточные доказательства в обоснование заявленных требований, в том числе нарушения прав неопределенного круга лиц оспариваемым бездействием, тогда как административным ответчиком доказательств законности оспариваемого бездействия не представлено.

В соответствии с п. 1 ГОСТа Р 50597-2017, утвержденного приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -ст, настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Подп. 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 определено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Как следует из положений подп. 5.2.5 ГОСТа Р 50597-2017, не допускаются отдельные выступы или углубления в зоне деформационных швов высотой или глубиной более 3 см, их устранение на всех категориях дорог и группах улиц осуществляют в течение 7 суток с момента обнаружения.

Прокуратурой района в адрес главы сельского поселения Усолье муниципального района Шигонский ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений требований законодательства.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ администрация сельского поселения указала, что устранения дефектов дорожного покрытия, а именно ремонт дороги (планировка) запланирован на конец июля начало августа текущего года, а также на 2024 год будут заложены денежные средства в бюджете сельского поселения Усолье на щебенение данной дороги.

Наличие данных нарушений как на момент проверки, так и в настоящее время, администрацией сельского поселения не оспаривается.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») к вопросам местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности указаны в ст. 13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». К ним, в частности, отнесены: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В силу ч. 4 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения.

Согласно ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержание дорог должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагаются на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Организуя работу по содержанию дорог, органы местного самоуправления должны следовать основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения, обозначенным в ст. 3 ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В соответствии с п. 1 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В компетенцию администрации сельского поселения как исполнительно-распорядительного органа сельского поселения входит, в частности, осуществление исполнительно-распорядительных полномочий, отнесенных к компетенции местной администрации федеральными законами, законами Самарской области, настоящим Уставом; осуществление исполнительно-распорядительных полномочий, не отнесенных к компетенции конкретного органа местного самоуправления.

Из указанных выше положений ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения, решение которых в соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

Отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания для освобождения органа местного самоуправления от исполнения установленных законом обязанностей. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения наделены полномочиями формировать, утверждать, исполнять бюджет поселения и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Кроме того, источники финансирования мероприятий, связанных с исполнением возложенных на нее законодательством полномочий по вопросам местного значения, администрация сельского поселения вправе выбирать самостоятельно.

Судом установлено, что свои обязанности по содержанию автодороги администрация сельского поселения надлежаще не выполняет, до сих пор не устранила наличие указанных выше нарушений. При этом бездействие администрации сельского поселения нарушает требования действующего законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения и может послужить причиной совершения дорожно-транспортных происшествий, в связи с чем нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты права является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В связи с изложенным суд полагает необходимым административный иск удовлетворить.

Как установлено п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

С учетом требований разумности, дотационного характера местного бюджета, необходимости принятия администрацией сельского поселения мер по изысканию средств для финансирования мероприятий по исполнению судебного решения, внесения изменений в бюджет, суд полагает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения решения суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Допустимых и достаточных доказательств того, что указанный срок для исполнения решения суда явно недостаточен и что необходим более длительный срок, административным ответчиком в ходе судебного разбирательства не представлено.

Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, в частности, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве административных ответчиков. Таким образом, государственная пошлина, от уплаты которой прокурор при подаче иска освобожден, с административного ответчика взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Шигонского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Усолье муниципального района Шигонский Самарской области выраженное в длительном не устранении дефектов дорожного покрытия.

Возложить на администрацию сельского поселения Усолье муниципального района Шигонский Самарской области обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить дефекты дорожного покрытия на автомобильной дороги по <адрес> в <адрес>.

Возложить на административного ответчика обязанность сообщить об исполнении настоящего решения в суд и административному истцу в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.

Председательствующий                              О.В. Блинкова

Решение вынесено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

2а-517/2023 ~ М-442/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Шигонского района
Ответчики
Администрация с.п. Усолье
Суд
Шигонский районный суд Самарской области
Судья
Блинкова О.В.
Дело на странице суда
shigonsky--sam.sudrf.ru
04.08.2023Регистрация административного искового заявления
04.08.2023Передача материалов судье
08.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
08.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
08.08.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.09.2023Предварительное судебное заседание
25.09.2023Судебное заседание
09.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее