Дело № 2-295\2020
УИД 25RS0022-01-2020-000466-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Покровка 11 июня 2020 года
Октябрьский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Севостьяновой Е.Н.,
при помощнике судьи Орловой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства труда и социальной политики Приморского края в лице отдела по Октябрьскому муниципальному району отделения по Уссурийскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» к Струц Н.А. о взыскании неправомерно полученных мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в форме денежной выплаты,
у с т а н о в и л :
Министерства труда и социальной политики Приморского края обратилась с иском к Струц Н.А. о взыскании неправомерно полученных мер социальной поддержки. В обоснование иска указано следующее. ДД.ММ.ГГГГ Струц Н.А. обратилась с заявлением о назначении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в форме денежной выплаты. С ДД.ММ.ГГГГ такие выплаты ей были назначены на основании справки №, согласно которой ответчик со ДД.ММ.ГГГГ работала методистом муниципального учреждения «Центр культуры и досуга» <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Струц Н.А. вновь обратилась с заявлением о назначении денежной выплаты, представив трудовую книжку и справку №, согласно которым с ДД.ММ.ГГГГ она работала воспитателем в КГБУСО «Приморский дом-интернат для престарелых и инвалидов». Согласно трудовой книжки, Струц Н.А. была уволена из МУ «Центр культуры и досуга» Октябрьского района ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ право на получение ЕДВ у Струц Н.А. отсутствовало. В соответствии с выпиской из приказа, Струц Н.А. уволена из КГБУСО «Приморский дом-интернат для престарелых и инвалидов» ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ право на получение ЕДВ у ответчика также отсутствовало, поскольку мера социальной поддержки назначается на период работы в учреждениях и должностях, поименованных в Перечне, утвержденном постановлением Губернатора Приморского края от 19 марта 2007 года №59-пг. Документы, подтверждающие утрату права на денежную выплату, Струц Н.А. своевременно представлены не были. Необоснованно выплаченная сумма ЕДВ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 65 991 руб. 87 коп.. Поскольку Струц Н.А. в добровольном порядке излишне полученные денежные средства не возместила, истец просит взыскать с ответчика 65 991 руб. 87 коп.
Представитель истца Шушкова Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в объеме доводов, изложенных в исковом заявлении.
В судебном заседании ответчик Струц Н.А. исковые требования признала частично на сумму 49298 руб. 74 коп., пояснив, что, уволившись из муниципального учреждения «Центр культуры и досуга» Октябрьского района и КГБУСО «Приморский дом-интернат для престарелых и инвалидов», не сообщила об этом в орган соцзащиты, поскольку не знала о такой обязанности. В 2015 году выразила желание снять с банковского счета перечисленные отделом соцзащиты платежи и возвратить как необоснованно полученные, однако сотрудники отдела соцзащиты пояснили, что так поступать не стоит. Позже получила письмо, в котором сообщалось, что из производимых начислений ЕДВ будет производиться 50% удержаний в счет взыскания ранее необоснованно полученных сумм. В связи с этим находившуюся на счете сумму ранее зачисленных выплат сняла и использовала по своему усмотрению. После ДД.ММ.ГГГГ на счет продолжали поступать зачисления. Полагает, что истец пропустил срок на обращение в суд. Представленные истцом, составленные от её имени заявления на предоставление выплат не подписывала.
Представитель Шушкова Т.А. полагала, что истцом не пропущен срок на обращение с иском, поскольку Струц Н.А. была поставлена в известность о производимых удержаниях из выплат в счет ранее необоснованно выплаченных сумм. О том, что Струц Н.А. уволена и утратила право на получение выплат, стало известно из устной информации в мае 2019 года, поэтому выплаты были приостановлены. ДД.ММ.ГГГГ отдел кадров КГБУСО «Приморский дом-интернат для престарелых и инвалидов» предоставил приказ о прекращении трудового договора со Струц Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ. После этого было составлено дополнение к протоколу переплаты. С учетом этого полагает, что срок давности надлежит исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со времени получения устных сведений об увольнении ответчика с прежнего места работы.
Оценив заявленные требования, выслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 14 Закона Приморского края от 29.12.2004 года №206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» (в редакции, действовавшей на момент подачи Струц Н.А. заявлений о предоставлении мер социальной поддержки – 18 февраля 2009 года и 5 июня 2015 года), работникам учреждений социальной защиты населения, работникам культуры и искусства, занятым на должностях в учреждениях, финансируемых за счет средств краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований Приморского края, предоставляется право на меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за счет средств краевого бюджета. Перечень должностей работников учреждений, дающих право на получение мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за счет средств краевого бюджета, утверждается Губернатором Приморского края.
Справкой МУ «Центр культуры и досуга» (л.д.6) и копией трудовой книжки (л.д.10-14) подтверждается, что Струц Н.А. работала в данном учреждении методистом со 2 февраля 2009 года по 29 сентября 2011 года.
Из справки КГБУСО «Приморский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (л.д.9), копии трудовой книжки (л.д.10-14), приказа о прекращении трудового договора (л.д.15) следует, что Струц Н.А. работала воспитателем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании постановления Губернатора Приморского края от 19.03.2007 года № 59-пг «Об утверждении перечня должностей работников организаций бюджетной сферы, замещение которых дает право на получение мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги», Струц Н.А., как методисту центра культуры и досуга, а затем воспитателю дома-интерната, было предоставлено право на получение мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за счет средств краевого бюджета.
Доводы ответчика о выполненных в заявлениях от её имени подписях иным лицом, суд отвергает, поскольку Струц Н.А. пояснила, что дважды обращалась с письменными заявлениями в орган соцзащиты и, кроме того, выплаты указанного рода имеют заявительных характер, что не допускает осуществление выплаты мер социальной поддержки без письменного обращения лица, имеющего право на такого рода выплаты.
В соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Губернатора Приморского края от 05.05.2010 года № 43-пг «О внесении изменений в постановление губернатора Приморского края от 8 февраля 2006 года №14-ПГ «О порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в форме денежной выплаты врачам, провизорам, медицинским и фармацевтическим работникам, педагогическим работникам учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, работникам культуры и искусства, специалистам ветеринарных служб, мастерам производственного обучения начального профессионального образования и социальным работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, а также поселках городского типа и поселках, существовавших в соответствии с административно – территориальным делением по состоянию на 1 января 2004 года на территории Приморского края» (далее постановлением Приморского края от 05.05.2010 года № 43-пг), Струц Н.А. назначалась денежная выплата в размере 1355 рублей, затем выплачивалась в размере 1435 рублей и 1535 рублей.
В соответствии с абзацем первым п.7 Порядка, утвержденного постановлением Приморского края от 05.05.2010 года № 43-пг, получатели в течение одного месяца после наступления событий, которые влияют на размер денежной выплаты (проживание в жилом помещении без центрального отопления или проживание в жилом помещении с центральным отоплением) или влекут ее прекращение, обязаны подать заявление в территориальный отдел и представить документы, подтверждающие такие события.
Согласно пункту 9 Порядка, излишне выплаченные получателю суммы денежной выплаты в случае непредставления или несвоевременного представления заявления и документов, указанных в абзаце первом пункта 7 настоящего Порядка, а также предъявления документов, содержащих недостоверные сведения, подлежат удержанию из денежных выплат, причитающихся в последующем периоде. Размер удержаний не может составлять более пятидесяти процентов от суммы денежной выплаты. В случае прекращения права на предоставление денежной выплаты для возврата излишне выплаченных сумм получателю направляется уведомление о добровольном возврате суммы. В случае отказа получателя от добровольного возврата излишне полученных средств, они взыскиваются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 9 указанного Постановления, в период с июля 2015 года излишне выплаченные Струц Н.А. денежные выплаты удерживались из денежных выплат, причитающихся в последующие периоды (до мая 2019 года). При этом с июля 2017 года по ДД.ММ.ГГГГ право на такую выплату у Струц Н.А. отсутствовало. Следовательно, ответчиком необоснованно были получены не только суммы денежных выплат в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, но и денежные выплаты, которые засчитывались в размере 50% в счет удержания ранее необоснованно полученных выплат.
Доводы ответчика о неправильности выполненных истцом расчетов суммы, подлежащей взысканию, суд не принимает, поскольку из расчета, прилагаемого к иску (л.д.17-18), и приобщенной в ходе судебного заседания выписки о состоянии вклада на имя Струц Н.А., следует, что в объем исковых требований истцом правильно включены все периоды необоснованного получения мер социальной поддержки, в том числе суммы, перечисленные на счет ответчика в качестве денежного выражения данных мер поддержки (50%), а также суммы, зачтенные в счет погашения долга за неправомерно полученные меры социальной поддержки (50%). Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что представленный истцом расчет суммы иска является верным, а потому принимает его.
В соответствии с п.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГКРФ.
Оценивая заявление ответчика о пропуске истцом срока на обращение с иском, суд находит его необоснованным, исходя из следующего. В ходе судебного заседания представитель истца пояснил, что в мае 2019 года поступила информация о том, что Струц Н.А. не работает, а потому выплаты были приостановлены. Ответчик подтвердила, что в 2015 году обратилась с заявлением в орган соцзащиты на получение выплат, как воспитателю дома-интерната. В тот период узнала, что начисление и выплата ЕДВ ей продолжается, как методисту Центра культуры и досуга, несмотря на то, что в данной должности она не работала с ДД.ММ.ГГГГ. Снимать со счета и возвращать перечисленные денежные средства не стала по совету социальных работников. Однако, в тот же период времени получила письменное уведомление о том, что ей будет производиться выплата 50% ЕДВ, а 50% от подлежащей выплате суммы будут удерживаться в счет погашения денежных сумм, необоснованно полученных ранее. Согласно выписке о состоянии вклада и расчета иска (л.д.17-18), такие удержания производились до мая 2019 года. Истец обратился с иском ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.203 ГПК РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
Исходя из вышеизложенного, и, учитывая положения ст.196, 200 ГК РФ, а также ст.203 ГК РФ, суд приходит к выводу о том, что истцом не пропущен срок на обращение с иском, поскольку течение срока исковой давности было прервано, а действия Струц Н.А., согласившейся с зачетом 50% выплат в счет удержаний за предыдущие платежи, свидетельствуют о признании ею долга.
Таким образом, суд приходит к выводу о полном удовлетворении исковых требований.
Поскольку при обращении в суд истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, суд, в соответствии со ст.98 ГПК РФ взыскивает с ответчика в бюджет Октябрьского муниципального района государственную пошлину в размере 2180 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Министерства труда и социальной политики Приморского края в лице отдела по Октябрьскому муниципальному району отделения по Уссурийскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» к Струц Н.А. о взыскании неправомерно полученных мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в форме денежной выплаты - удовлетворить.
Взыскать со Струц Н.А. в пользу Министерства труда и социальной политики Приморского края 65 991 рубль 87 копеек.
Взыскать со Струц Н.А. в бюджет Октябрьского муниципального района Приморского края государственную пошлину 2180 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Приморского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 15 июня 2020 года.
Судья Е.Н.Севостьянова