Дело № 2-150/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2019 года с. Тоцкое
Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Сайфутдиновой В.Г.,
при секретаре Телятовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белянкиной Т.К. к Министерству здравоохранения Оренбургской области, ГБУЗ «Тоцкая районная больница» о возмещении расходов по оплате жилья и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Белянкина Т.К. обратилась с указанным иском к ответчикам.
В обоснование заявленных требований указала, она (истец) с 2001 года по настоящее время работает в ГБУЗ «Тоцкая районная больница» в должности старшей медицинской сестры реанимационного отделения, т.е. является медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности, проживает в сельской местности.
Она и члены ее семьи проживают жилом помещении по адресу: <адрес>
Полагает, что как медицинский работник, проживающий в сельской местности имеет право на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением.
За период с 01.01.2017 года по декабрь 2018 года частично выплачена денежная компенсация по оплате коммунальных услуг в размере 3720 рублей.
Просила взыскать с Министерства здравоохранения Оренбургской области, ГБУЗ «Тоцкая районная больница» в пользу Белянкиной Т.К. сумму задолженности денежной компенсации на возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01.01.2017 года по 31.12.2018 года в размере 57 127, 95 рубля.
Истец Белянкина Т.К. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не просили, возражений не представили.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке статье 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, статьей 55 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
До 01 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа пользовались правом на бесплатное предоставление жилой площади с отоплением и освещением на основании статьи 59 Жилищного кодекса РСФСР, ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 50 статьи 35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
В соответствии с частями 5, 6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
В силу пункта 2 статьи 153 Федерального закона РФ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 года;
при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Как следует из правовой позиции, обозначенной Конституционным Судом РФ в определении от 07.02.2008 N 383-О-П закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты.
При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. В целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
В силу Закона Оренбургской области от 12 января 2005 года N 1772/301-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области" право на получение компенсации имеют квалифицированные работники областных государственных учреждений: врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал.
Материалами дела установлено, истец Белянкина Т.К. с 01.09.2001 года по настоящее время работает в ГБУЗ «Тоцкая районная больница» в должности медицинской сестры, трудовой стаж не прерывался.
Истец с членами семьи проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности
Согласно справок от 10.01.2019 года, 16.01.2019 года ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Тоцком районе за период с 01.01.2017 года по 31.12.2018 года истец и члены ее семьи не являются получателями средств социальной поддержки.
Таким образом, Белянкина Т.К. относится к категории медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, которые имели право и пользовались льготами в виде бесплатного пользования квартирой с отоплением и до 01 января 2005 года, соответственно сохранившими право пользования данной льготой и после указанной даты.
Возражений, доказательств иного, в соответствии с положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, ответчиками не представлено.
Согласно Постановлению Правительства Оренбургской области от 26.12.2013 года № 1209-пп, МБУЗ «Тоцкая Центральная районная больница» с 01.01.2014 года переименована в ГБУЗ «Тоцкая районная больница», функции учредителя возложены на Министерство здравоохранения Оренбургской области.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о взыскании с Министерства здравоохранения Оренбургской области, понесенных истцом расходов по оплате коммунальных услуг, как медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения за период с 01.01.2017 года по 31.12.2018 года.
Оснований возникновения солидарных обязательств ответчиков, предусмотренных статьей 322 Гражданского кодекса РФ, суд не усматривает.
Как следует из материалов дела, истцом за указанный период оплачено:
- (23880, 92+ 22685, 03) = 46565,95 рубля за отопление;
- 14 282 рубля за электроэнергию, а всего 60 847, 95 рубля.
Согласно справки ГБУЗ «Тоцкая районная больница» от 11.01.2019 года, Белянкиной Т.К. выплачена денежная компенсация на частичное возмещение расходов по оплате коммунальных услуг за период с января 2017 года по декабрь 2018 года, всего в размере 3 720 рублей (1860+1860).
С учетом частичной оплаты в размере 3 720 рублей, сумма задолженности составляет 57127, 95 рубля, которая подлежит взысканию с Министерства здравоохранения Оренбургской области в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Белянкиной Т.К. к Министерству здравоохранения Оренбургской области удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения Оренбургской области в пользу Белянкиной Т.К. в счет возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01.01.2017 года по 31.12.2018 года - 57127, 95 рубля.
В удовлетворении исковых требований Белянкиной Т.К. к ГБУЗ «Тоцкая районная больница» отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Тоцкий районный суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 01 марта 2019 года.
Судья В.Г. Сайфутдинова