Решение от 24.04.2019 по делу № 33-4082/2019 от 06.03.2019

Судья Молодцова Л.И. дело № 33-4082/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«24» апреля 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего: Ванюхина Н.Н.,

судей: Марчукова А.В., Колгановой В.М.,

при секретаре: Буйлушкиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУ УПФР в <адрес> к Б, НН, К о взыскании незаконно полученной компенсационной выплаты и судебных расходов,

по апелляционной жалобе Б

на решение Котельниковского районного суда Волгоградской области от 28 января 2019 года, которым:

были удовлетворены вышеуказанные исковые требования ГУ УПФР в <адрес>;

с Б, НН, К в солидарном порядке в пользу ГУ УПФР в <адрес> были взысканы: незаконно полученная компенсационная выплата в размере 34 800 рублей и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 244 рублей.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав представителя ГУ УПФР в <адрес> по доверенности Р, поддержавшую заявленные требования, ответчика Б, полагавшую, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат, судебная коллегия

установила:

истец ГУ УПФР в <адрес> обратился с иском к Б, НН, К о взыскании незаконно полученной компенсационной выплаты.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 7 сентября 2010 г. в ГУ УПФ РФ в <адрес> обратились НА и Б(К) с заявлением о назначении Б Ю.М. ежемесячной компенсационной выплаты как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за престарелым лицом, достигшим 80 лет.

В этой связи, с 1 сентября 2010 г. Б Ю.М. была назначена ежемесячная компенсационная выплата.

При этом, НА и Б Ю.М. приняли на себя обязательства сообщить в 5-дневный срок о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты.

3 марта 2018 г. истцу стало известно, что с 11 сентября 2015 г. по 28 февраля 2018 г., то есть в период получения ежемесячной компенсационной выплаты, Б Ю.М. была трудоустроена, выполняла оплачиваемую работу. Однако о факте трудоустройства, о получении дохода и о наличии оснований для прекращения выплат, истцу не сообщила.

Таким образом, в результате ненадлежащего исполнения принятых на себя обязательств по уведомлению истца, осуществляющего ежемесячную выплату об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты, образовалась переплата в размере 34 800 рублей.

22 мая 2018 г. истцом был предъявлен иск к НА и К о взыскании незаконно полученной компенсационной выплаты. Однако, определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от 13 июня 2018 г. производство по делу в части требований к НА было прекращено в связи со смертью ответчика, а вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка № <адрес> от 13 июня 2018 г. в удовлетворении исковых требований к К было отказано, так как денежные средства были получены НА, а не К

Поскольку ответственность по долгам наследодателя несут наследники принявшие наследство независимо от основания наследования и способа принятия наследства, истец просил взыскать с наследников НА незаконно полученную сумму ежемесячной компенсационной выплаты в размере 34 800 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 244 рубля.

Определением Котельниковского районного суда <адрес> от 30 ноября 2018 г. к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены наследники умершей НА - Б, НН, К

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Б оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска, так как НА самостоятельно распоряжалась полученными денежными средствами. Ссылается на рассмотрение дела в ее отсутствие в период нахождения на стационарном лечении, о чем своевременно уведомила суд первой инстанции, в результате чего, была лишена права на судебную защиту.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Апелляционным определением от 3 апреля 2019 г. судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции по основаниям, предусмотренным ч. 5 ст. 330 ГПК РФ, поскольку в нарушение требований п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, обжалуемое решение было вынесено в судебном заседании 28 января 2019 г. в отсутствие ответчика Б, которая была извещена о времени и месте судебного заседания, но в связи с нахождением на стационарном лечении, просила отложить рассмотрение дела по существу, что подтверждается медицинскими документами о нахождении на лечении с 21 по 30 января 2019 г. и телефонограммой от 25 января 2019 г.

Вместе с тем, располагая сведениями о наличии уважительных причин неявки ответчика в судебное заседание, суд первой инстанции не поставил на обсуждение вопрос об отложении рассмотрения дела в связи с нахождением ответчика на стационарном лечении, нарушив тем самым право ответчика на участие в рассмотрении дела и конституционное право Б на судебную защиту.

Учитывая вышеизложенное, решение Котельниковского районного суда Волгоградской области от 28 января 2019 г. подлежит отмене.

Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1455 установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы (за исключением инвалидов с детства 1 группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

В соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2006 г. № 774, с 1 июля 2008 г. размер компенсационных выплат составляет 1 200 рублей.

Порядок осуществления компенсационных выплат определен правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 343 от 4 июня 2007 г.

Согласно п. 2 правил, ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком – инвалидом в возрасте до 18 лет, а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, либо достигшим возраста 80 лет.

В соответствии с п. 3 правил, компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.

Согласно п. 9 правил, осуществление компенсационной выплаты прекращается, в том числе в случае выполнение нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.

Согласно п. 10 правил лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение компенсационной выплаты.

В соответствии с ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплат, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

Согласно п. 2 ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Кодекса.

Взыскание необоснованно полученной компенсационной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» производится с лица, которое получило и пользовалось указанной выплатой при отсутствии на то законных оснований.

Как следует из материалов дела, 7 сентября 2010 г. НА и Б (после заключения брака Кувшинова) Ю.М. обратились в ГУ УПФР в <адрес> с заявлениями о назначении ежемесячной компенсационной выплаты Б Ю.М., как не имеющей постоянного места работы и фактически осуществляющей уход за нетрудоспособной НА, 1923 года рождения, приняв на себя обязательства об уведомлении истца о наличии обстоятельств, свидетельствующих о прекращении выплаты денежной компенсации в 5-дневный срок.

В этой связи, решением ГУ УПФР в <адрес> от 1 октября 2010 г. Б Ю.М. была назначена ежемесячная компенсационная выплата по уходу за нетрудоспособным гражданином, достигшим возраста 80 лет, в размере 1 200 рублей с 1 сентября 2010 г.

3 марта 2018 г. истцу стало известно, что с 11 сентября 2015 г. К была трудоустроена, работала в МКОУ «Средняя школа № <...>» г. К <адрес>, с 1 января 2017 г. в АНПОО «Котельниковский колледж Бизнеса», с 1 января 2017 г. снова в МКОУ «Средняя школа № <...>» г. К <адрес> в связи с чем, в соответствии с п. 9 правил, было принято решение о прекращении ежемесячной компенсационной выплаты, назначенной нетрудоспособной НА с 1 марта 2018 г.

В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по извещению органа, выплачивающего пенсию об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты, размер излишне выплаченных сумм за период с 1 октября 2015 г. по 28 февраля 2018 г. составил 34 800 рублей.

Решением мирового судьи судебного участка № <адрес> от 13 июня 2018 г. (с учетом апелляционного определения Котельниковского районного суда <адрес> от 4 сентября 2018 г.) в удовлетворении иска ГУ УПФР в <адрес> о взыскании с Б(К) денежных средств было отказано, так как НА денежные средства Б(К) не передавала, распоряжаясь ими самостоятельно, по своему усмотрению, а определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от 13 июня 2018 г. производство по делу о взыскании денежных средств с Никульчевой А.Я. было прекращено в связи с ее смертью.

Таким образом, причиненный ГУ УПФР в <адрес> материальный ущерб не был возмещен.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что наследниками к имуществу умершего получателя компенсационной выплаты НА, принявшими наследство в виде жилого дома, стоимостью 323 671 рубль 48 копеек и денежных средств, находящихся на счете в банке в сумме 382 724 рубля 42 копейки в размере по 1/3 доли, являются ее дочери – Б, НН и К

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят в том числе принадлежавшие наследодателю имущественные права и обязанности.

В силу п. 1 ст. 1175 ГК РФ, наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (ст. 323 ГК РФ). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.

Согласно п. 58, 59, 60 постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», под долгами наследодателя, по которым отвечают наследники, стоит понимать все имевшиеся у наследодателя к моменту открытия наследства обязательства, не прекращающиеся смертью должника (ст. 418 ГК РФ), независимо от наступления срока их исполнения, а равно от времени их выявления и осведомленности о них наследников при принятии наследства.

Смерть должника не является обстоятельством, влекущим досрочное исполнение его обязательств наследниками.

Ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства.

Принявшие наследство наследники должника становятся солидарными должниками (ст. 323 ГК РФ) в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества.

Наследники, совершившие действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости всего причитающегося им наследственного имущества.

Принимая во внимание, что ответчики являются наследниками к имуществу умершей НА, необоснованно получившей при жизни компенсационную выплату в размере 34800 рублей, в силу вышеуказанных норм материального права, требования ГУ УПФР в <адрес> о взыскании с ответчиков в солидарном порядке незаконно полученной компенсационной выплаты, подлежат удовлетворению.

Размер незаконно полученной выплаты не превышает стоимость принято ответчиками наследства в размере по 1/3 доли.

В силу ст. 98, абз. 2 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 244 рублей также подлежат взысканию с ответчиков в пользу истца в солидарном порядке.

Тот факт, что НА самостоятельно распоряжалась полученными денежными средствами, не свидетельствует о необоснованности иска, так как в порядке универсального правопреемства обязанность по возмещению причиненного ущерба в виде неосновательного обогащения, переходит к наследникам, принявшим наследство, которые в свою очередь обязаны о░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 328, 330 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░ <░░░░░>, ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ <░░░░░>, ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ , ░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 34 800 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 244 ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░ № 33-4082/2019

(░░░░░░░░░░░░ ░░░░░)

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░

«24» ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.,

░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░.,

░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░.░.,

░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░ <░░░░░>, ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░,

░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░

░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░:

░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ <░░░░░>;

, ░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 34 800 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 244 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 328, 330 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░ <░░░░░>, ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ <░░░░░>, ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ , ░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 34 800 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 244 ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

33-4082/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Пенсионного фонда РФ в Котельниковском районе Волгоградской области
Ответчики
Беталгириева Татьяна Николаевна
Котельникова Ольга Николаевна
Никульчева Нина Николаевна
Другие
Нотариус Серова Любовь Антоновна
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Марчуков Алексей Викторович
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
20.08.2020Передача дела судье
20.08.2020Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
20.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2020Передано в экспедицию
24.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее