№2-638/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2018 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Н.Л.Чернобай, при секретаре Боюс М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанкова А. А. к Министерству социальной защиты Республики Карелия, государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г.Петрозаводска» о признании права на получение меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг,
установил:
Степанков А.А. обратился в суд с иском по тем основаниям, что истец является ветераном труда Республики Карелия с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем обратился в ГКУСЗ РК «Центр социальной работы г.Петрозаводска» за получением мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Республики Карелия от 17.12.2004 №827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» в виде оплаты части коммунальных услуг. Однако в предоставлении указанной меры истцу было отказано на основании того, что он является ветераном боевых действий и имеет право на получение указанной льготы в соответствии с федеральным законодательством со ссылкой на п.2 ст.1 Закона Республики Карелия от 04.03.2014 №1774-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия». Истец с таким решением не согласен, просит признать за ним право на получение меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг как гражданину, имеющему звание «Ветеран труда Республики Карелия», обязать ответчика предоставить истцу меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, указывая, что претендует только на льготу в виде оплаты коммунальных услуг. В качестве ветерана боевых действий он получает льготу по оплате жилищных услуг, а в качестве ветерана труда Республики Карелия имеет право на льготу по оплате коммунальных услуг. Полагает, что указанные льготы могут предоставляться по отдельности, что не является одновременным получением меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты Республики Карелия по доверенности Попова Н.Б. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Указала, что Законом субъекта предусмотрена мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Это единая мера, отдельное предоставление льготы по оплате жилищных услуг и оплате коммунальных услуг не предусмотрено.
Представитель ГКУСЗ РК «Центр социальной работы г.Петрозаводска» по доверенности Цыкунова К.А. в судебном заседании исковые требования не признала. Указала, что предусмотренная Законом мера в том виде, в котором она предоставлена, не может быть разделена на части. В основе лежит законодательство: либо федеральное, либо региональное. В данном случае федеральным законодательством для ветеранов предусмотрена льгота в отношении оплаты жилищных услуг, а законодательством субъекта – в отношении оплаты жилых помещений и коммунальных услуг. Истец получает данную льготу по федеральному законодательству, предоставление части льготы (только в отношении коммунальных услуг) по закону субъекта не предусмотрено.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Предоставлением мер социальной поддержки лицам, имеющим звание «Ветеран труда Республики Карелия» в г.Петрозаводске занимается ГКУСЗ РК «Центр социальной работы г.Петрозаводска», соответственно, данное учреждение является надлежащим ответчиком по делу.
Установлено, что истцу присвоено звание «Ветеран боевых действий» с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ Степанкову А.А. присвоено звание «Ветеран труда Республики Карелия». ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГКУСЗ РК «Центр социальной работы г.Петрозаводска» с заявлением о получении меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг как Ветеран труда Республики Карелия. В ответе ГКУСЗ РК «Центр социальной работы г.Петрозаводска» от ДД.ММ.ГГГГ на его обращение в предоставлении меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Карелия от 17.12.2004 №827-ЗРК ему было отказано, поскольку истец является получателем мер социальной поддержки как ветеран боевых действий с ДД.ММ.ГГГГ.
Российская Федерация как социальное правовое государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, которые являются высшей ценностью, обеспечивать равные и справедливые возможности для свободного развития личности (ст.ст.1, 2, 7, 18, 19 Конституции РФ, ст.4 Конституции Республики Карелия).
Согласно ст.72 (п.«ж» ч.1) Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и Республики Карелия.
В соответствии с п.п.1,2 ст.16 Конституции Республики Карелия в Республике Карелия признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права. Действуют эти права на территории республики непосредственно и могут быть ограничены только федеральным законом.
К числу этих гарантированных прав социального характера Конституция Республики Карелия относит социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Статьей 13 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон №5-ФЗ) предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона №5-ФЗ при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Таким образом, в данной правовой норме закреплено право ветерана выбирать основание для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он как ветеран имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям. Указанная правовая норма не дает возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.
В соответствии с пп.5 п.1 ст.16 Федерального закона №5-ФЗ ветеранам боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); в размере 50 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Согласно ст.3 Закона Республики Карелия от 17.12.2004 №827-ЗРК (далее – Закон №827-ЗРК) социальная поддержка Ветеранов труда Республики Карелия осуществляется в форме предоставления ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2008 года в размере 600 рублей, с 1 июля 2008 года в размере 700 рублей и компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия, а гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, при наличии печного отопления - твердое топливо и транспортные услуги для доставки этого топлива) в размере 50 процентов в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых Правительством Республики Карелия, и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов при наличии медицинских показаний, в соответствии с перечнем стоматологических услуг, перечнем ортопедических стоматологических протезов, аппаратов и приспособлений для бесплатного зубопротезирования отдельных категорий граждан, утверждаемыми Правительством Республики Карелия.
Лицам, указанным в пунктах 1-12 ст.2 Закона №827-ЗРК, имеющим одновременно право на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований. Лицам, указанным в пунктах 1-12 статьи 2 настоящего Закона, меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в соответствии с настоящим Законом предоставляются в случае, если указанные лица не имеют права на аналогичные меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством (ст.4) (в ред. Законов РК от 04.03.2014 №1774-ЗРК, от 03.11.2017 №2181-ЗРК).
Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» утвержден постановлением Правительства Республики Карелия от 17.01.2005 №1-П.
В соответствии с п.9 Порядка гражданам, указанным в пунктах 1-9 ст.2 Закона, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация).
Таким образом, Федеральным законом №5-ФЗ одной из мер социальной поддержки является компенсация расходов на оплату жилых помещений, а Законом №827-ЗРК - компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
До обращения к ответчику истец являлся получателем обозначенной меры социальной поддержки по Федеральному закону №5-ФЗ и в силу положений Закона Республики Карелия от 04.03.2014 №1774-ЗРК ему не может быть предоставлена аналогичная мера социальной поддержки по Закону №827-ЗРК.
Такой порядок не нарушает прав получателя, что также отражено в Определении Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 №523-О (реализуя предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия, законодатель Республики Карелия в Законе Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» установил меры социальной поддержки для различных категорий граждан, в том числе ветеранов труда, и закрепил в части первой его статьи 4 (в редакции Закона Республики Карелия от 4 марта 2014 года №1774-ЗРК) правило о том, что мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется лицам, указанным в данном Законе Республики Карелия, при отсутствии у них права на аналогичную меру социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством).
Возможность одновременного получения ветераном льгот по нескольким статьям Федерального закона «О ветеранах», а также льгот, установленных другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, предусматривались ранее п.2 ст.13 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ, однако с принятием Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ данный пункт утратил силу.
Довод стороны истца о том, что он в рамках Закона №827-ЗРК претендует на часть меры социальной поддержки только в отношении расходов на оплату коммунальных услуг не может быть принят, поскольку установленная данным Законом мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является единой, ее разделение не предусмотрено законодательством, регулирующим спорные правоотношения.
Иной подход не только являлся бы недопустимым отступлением от принципа правовой определенности, но и не отвечал требованиям справедливости и соразмерности.
При этом, истец не лишен права на предоставление иных мер социальной поддержки, предусмотренных Законом №827-ЗРК.
В силу изложенного, требование истца в данной части, а также в частитребования о компенсации морального вреда (как производного от первоначально заявленного) удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Л. Чернобай
Мотивированное решение изготовлено 02.02.2018.