Дело № 2-160/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2017 года село Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Унутова Э.Д., при секретаре Петухове Н.А.,
рассмотрев исковое заявление прокурора Шебалинского района Республики Алтай в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шебалинский район» с привлечением к участию в деле третьего лица ООО «Алтай-Теплосервис» о понуждении привести деятельность в соответствие с требованиями природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился с исковыми требованиями о возложении на администрацию МО «Шебалинский район» обязанности при осуществлении деятельности по эксплуатации котельной по адресу <адрес>, б/н привести место временного хранения золошлаков в соответствие с требованиями п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03-2.1.7 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», а именно оборудовать территорию площадки для временного хранения золошлаков в котельной: навесом для защиты хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров; поверхность площадки – искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием; по периметру площадки – обваловкой и обособленной сетью ливнестоков.
Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки 14.03.2017 установлено, что при эксплуатации котельной по адресу <адрес>, б/н, установлено нарушение требований законодательства об охране окружающей среды, а именно осуществляется хранение золошлаков от сжигания каменного углы на почве на открытой площадке, не оборудованной навесом, ограждением, ливнестоками, по периметру площадки отсутствует обваловка. Непринятие администрацией МО «Шебалинский район» мер по организации места для хранения золошлаков, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, находящихся в образовательном учреждении, на благоприятную окружающую среду, а также возможного причинения вреда здоровью граждан и окружающей природной среде.
Непринятие администрацией МО «Шебалинский район» мер по организации места для хранения золошлаков, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, находящихся в образовательном учреждении, на благоприятную окружающую среду, а также возможного причинения вреда здоровью граждан и окружающей природной среде.
В судебном заседании представители ответчика Белеков А.П., третьего лица Нефедова А.А. признали исковые требования, просили предоставить срок для исполнения решения суда до 01 октября 2018 года.
Помощник прокурора Шебалинского района РА Казанцев Н.А. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в иске, и не возражал против предоставления срока исполнения решения суда до 01.10.2018.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в связи со следующим.
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в числе основополагающих принципов охраны окружающей среды предусмотрен принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности, оказывающей какое-либо воздействие на окружающую среду и принцип допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды (ст.3).
Исходя из данного принципа, индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо перед началом хозяйственной деятельности и в процессе её осуществления обязаны в полном объёме обеспечить получение необходимых разрешительных документов, вести предусмотренный законом учет и предоставлять отчетность, обеспечивать оказание воздействия на окружающую среду в соответствии с требованиями закона. Для обеспечения исполнения данных обязанностей по соблюдению правил и норм индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо должны принять все зависящие от них меры.
Эксплуатация, зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (ч.1 ст. 34).
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (ч. 2 ст. 39).
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен (ч.1 ст. 51).
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. При этом Закон № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимает вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 11 последнего Закона юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по укреплению здоровья обучающихся и выполняться требования санитарного законодательства (ч.1 ст. 28).
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статьи 22).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия (ст. 11, ч.3 ст. 39).
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (ч.2 ст. 21).
Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки установлено, что хранение золошлаков каменного угля, при эксплуатации котельной по адресу <адрес>, б/н, отапливающей здание МБОУ «Ильинская СОШ» осуществляется на почве на открытой площадке, не имеющей твердого покрытия площадке, не оборудованной навесом, ограждением, ливнестоками, по периметру площадки отсутствует обваловка.
Пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" предусмотрено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках навалом, насыпью должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и.т.д.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков.
Согласно п. 3.2 данных СанПиН временное складирование отходов производства и потребления допускается, в том числе на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
В соответствие со ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Складирование отходов в местах, не оборудованных для этих целей, может повлечь загрязнение почв и грунтовых вод, возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней, то есть оказать серьезное негативное влияние на состояние окружающей среды и благополучие человека.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
20.03.2017 в адрес главы администрации МО «Шебалинский район» направлено представление прокурора района об устранении нарушений законодательства об отходах производства.
Заместитель главы администрации МО «Шебалинский район» ФИО6 ответил, что нарушения признают, однако денежные средства на обустройство площадки для хранения золошлаков в бюджете МО «Шебалинский район» отсутствуют.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что выявленные нарушения в области охраны окружающей среды нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также гарантированные государством права граждан, в том числе несовершеннолетних, находящихся в образовательном учреждении, на благоприятную окружающую среду.
Согласно п.11 ч.1 ст.15 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В судебном заседании участники процесса пояснили, что учредителем всех муниципальных образовательных учреждений Шебалинского района является администрация МО «Шебалинский район».
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд определяет срок для исполнения решения суда с учетом принципа разумности, объема, характера работ, и считает возможным установить срок для устранения нарушений требований санитарных правил и норм при эксплуатации котельных до 01.10.2018.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Шебалинского района Республики Алтай к администрации муниципального образования «Шебалинский район» удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Шебалинский район» при осуществлении деятельности по эксплуатации котельной по адресу <адрес>, б/н, в срок до 01 октября 2018 года привести место временного хранения золошлаков в соответствие с требованиями п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарные эпидемиологические правила и нормативы», а именно оборудовать территорию площадки для временного хранения золошлаков котельной:
навесом для защиты хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров;
поверхность площадки – искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием;
по периметру площадки – обваловкой и обособленной сетью ливнестоков.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай через Шебалинский районный суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий Э.Д. Унутов