Дело № 2а-115/2021
(УИД 73RS0001-01-2020-006306-28)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 января 2021 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Павлова Н.Е.,
при секретаре Новиковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Князева Александра Александровича к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным отказа в заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Князев А.А. обратился в суд с административным иском к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным отказа в заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка.
В обоснование административного иска указал, что он является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора аренды № от 5 мая 2011 года. Срок аренды земельного участка установлен с 28.02.2011 по 31.03.2021.
22.07.2020 он (Князев А.А.) обратился в Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка.
30.07.2020 административный ответчик отказал Князеву А.А. во внесении изменений (в части срока действия) в договор аренды земельного участка. В обоснование отказа указано, что внесение изменений в договор аренды земельного участка (в части срока) возможно при окончании срока его действия до 01.03.2021.
Вместе с тем, Князев А.А. полагает, что имеются необходимые условия, предусмотренные законом для продления договора аренды.
Таким образом, действия административного ответчика являются незаконными и нарушают его права, свободы и законные интересы.
Просил признать незаконным отказ Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 30.07.2020 № в заключении дополнительного соглашения к договору аренды № от 05.05.2011 земельного участка с кадастровым номером 73:24:021115:389.
Административный истец Князев А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области Ревина И.В. в судебном заседании не согласилась с иском, просила отказать в его удовлетворении. Пояснила, что положения п. 6 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" распространяются на договоры аренды земельных участков со сроком действия до 01.03.2021. Поскольку срок действия договора аренды земельного участка с кадастровым номером № истекает 31.03.2021, то вышеуказанные нормы закона не применимы в отношении договора аренды, заключенного с Князевым А.А.
Суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося административного истца Князева А.А.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика Ревиной И.В., исследовав письменные материалы административного дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при проверке законности указанных решений, действий (бездействия) суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с Положением о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области, утвержденном постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/557-П, на Министерство возложены полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Как следует из материалов дела, Князев А.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером 73:24:021115:389, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора аренды № от 5 мая 2011 года. Срок аренды земельного участка установлен с 28.02.2011 по 31.03.2021.
22.07.2020 Князев А.А. обратился в Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка.
30.07.2020 административный ответчик отказал Князеву А.А. во внесении изменений (в части срока действия) в договор аренды земельного участка. В обоснование отказа указано, что внесение изменений в договор аренды земельного участка (в части срока) возможно при окончании срока его действия до 01.03.2021.
Не согласившись с отказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, Князев А.А. обратился в суд с настоящим административным иском.
Суд полагает, что у Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области отсутствовали правовые основания для отказа в заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка.
Согласно пунктам 6-8 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" до 1 марта 2021 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:
1) договор аренды земельного участка заключен до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации;
2) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо в суд арендодателем не заявлено требование о расторжении такого договора аренды;
3) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в части 6 настоящей статьи, определяется арендатором, но не может превышать срок действия договора аренды земельного участка, согласованный сторонами до его увеличения, или три года, если срок действия договора составляет более чем три года. При этом положения пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются.
Арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, указанное в части 6 настоящей статьи, в срок не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении.
Судом установлено, что имеются все необходимые условия, предусмотренные законом для продления договора аренды земельного участка.
Вопреки доводам административного ответчика положения п. 6 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" распространяются не только на договоры аренды земельных участков со сроком действия до 01.03.2021.
Суд находит доказанным нарушение прав, свобод и законных интересов Князева А.А. действиями административного ответчика.
Поэтому следует признать незаконным отказ Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 30.07.2020 № в заключении дополнительного соглашения к договору аренды № от 05.05.2011 земельного участка с кадастровым номером №.
Руководствуясь ст.ст.177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административный иск Князева Александра Александровича удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 30 июля 2020 года № в заключении дополнительного соглашения к договору аренды № от 5 мая 2011 года земельного участка с кадастровым номером 73:24:021115:389.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Н.Е. Павлов
Решение изготовлено в окончательной форме 18.01.2021