Дело № 2-39/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2015 года
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Русинова Д.М.,
при секретаре Слепцовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле гражданское дело по иску прокурора Заволжского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля, мэрии г. Ярославля, ОРГАНИЗАЦИЯ 1 о признании дорог автомобильными дорогами общего пользования местного значения г. Ярославля, обязании приведения автомобильных дорог в соответствие с требованиями действующего законодательства о безопасности дорожного движения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Заволжского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском к ответчикам, с учетом уточнения исковых требований просил: признать дороги по Адрес 1 и АДРЕС 2 автомобильными дорогами общего пользования местного значения г. Ярославля; обязать мэрию г. Ярославля включить автомобильные дороги по Адрес 1 и АДРЕС 2 в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля; обязать Департамент городского хозяйства мэрии <адрес>, ОРГАНИЗАЦИЯ 1 привести автомобильные дороги по маршруту следования общественного транспорта – автобуса № по АДРЕС 2, а также по ул. Адрес 1 в соответствие с требованиями действующего законодательства о безопасности дорожного движения, устранив в срок до ДД.ММ.ГГГГ выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения, путем: - устранения выбоин в дорожном покрытии - в районе домов № по ул. Адрес 1, в районе № по улАдрес 1 в районе № а по АДРЕС 2 в районе д. № по АДРЕС 2, в районе д. № по <адрес> - оборудования дорожными знаками 5.16 «Место остановки автобуса» остановки общественного транспорта «...», «...», «...» по маршруту следования автобуса № - восстановления бордюрного камня на остановке общественного транспорта «...».
В судебном заседании помощник прокурора Заволжского района г. Ярославля ФИО1 уточненные исковые требования поддержала, дала пояснения согласно заявленного. Представитель ответчиков ДГХ мэрии г. Ярославля, мэрии г. Ярославля (по доверенностям) ФИО2 исковые требования не признала.
Представители ответчика МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» <адрес>, УГИБДД УМВД России по ЯО, УЗР мэрии <адрес>, ДАРТГ мэрии <адрес> в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще, об отложении рассмотрения дела не просили. Представитель ДАРТГ мэрии <адрес> направил письменный отзыв на исковое заявление, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. С согласия участников процесса, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что прокуратурой Заволжского района г. Ярославля проведена проверка соответствия улично-дорожной сети Заволжского района г. Ярославля требованиям действующего законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, в частности состояния автомобильной дороги по маршруту следования городского общественного транспорта – автобуса № на участке маршрута по Адрес 1 и АДРЕС 2 от пересечения АДРЕС 2 с Адрес 3 до дома № по улАДРЕС 2 Актом обследования участка улично-дорожной сети г. Ярославля по маршруту общественного транспорта – автобуса № от ДД.ММ.ГГГГ установлено неудовлетворительное состояние дорожного покрытия на следующих участках пути следования городского общественного транспорта – автобуса №, а именно, наличие выбоин в дорожном покрытии, размеры которых превышают предельно допустимые на автодороге по АДРЕС 2: в районе дома № по Адрес 1 (длина 100 см, ширина 180 см, глубина 10 см); в районе дома № по Адрес 1 (1 выбоина - длина 370 см, ширина 120 см, глубина 11 см; 2 выбоина – длина 320 см, ширина 170 см, глубина 13 см); в районе д. № по АДРЕС 2 (длина 100 см, ширина 70 см, глубина 11 см); в районе д. № по АДРЕС 2 (длина 100 см, ширина 110 см, глубина 9 см); в районе дома № по АДРЕС 2 (1 выбоина - длина 100 см, ширина 100 см, глубина9 см, 2 выбоина - длина 200 см, ширина 200 см, глубина 7 см); а также на автомобильной дороге в районе дома № по Адрес 1 установлено наличие выбоин в покрытии проезжей части с размерами по длине 130 см, ширине 80 см, глубине 13 см; установка дорожных знаков на АДРЕС 2 не соответствует указанным требованиям п. 4.1 ГОСТ Р 50597-93, п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2004; не обустроены дорожными знаками 5.16 «Место остановки автобуса» остановки общественного транспорта «Шевелюха», «Алмазная», «Филино» по маршруту следования автобуса № 26; в нарушение п. 4.4.5 ГОСТ Р 50597-93 на остановке общественного транспорта «Филино» разрушен бордюрный камень (л.д. 28-30). Согласно постановления мэра г. Ярославля от 02.10.2008 N 2689 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения <адрес>», дорога по Адрес 3 относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения города Ярославля. Дорога по АДРЕС 2 включена в указанный перечень от района ст. Филино до района дома № по АДРЕС 2 и до района дома № по АДРЕС 2. Вместе с тем автомобильные дороги по Адрес 1 и АДРЕС 2 от пересечения с Адрес 3 до района АДРЕС 4 по которым проходит маршрут городского общественного транспорта - автобуса № не включены в указанный перечень (л.д. 32-34).
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, никем не оспорены.
Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года №196-ФЗ, основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются ст.12 указанного Федерального закона, в соответствии с которой, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии со ст.3 Федерального закона Российской Федерации «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 N 257-ФЗ, дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ст. 13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 9 Устава города Ярославля к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 N 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в частности, установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ № 221 от 11.10.93г., согласно п. 3.1 которого покрытие проезжей части населенного пункта не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В соответствии с п. 4.1 ГОСТ Р 50597-93 автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 (вместо указанных ГОСТов введен ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения светофоров, дорожных знаков, ограждений и направляющих устройств», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 г. N 120-ст) в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
В соответствии с п. 4.4.5 ГОСТ Р 50597-93 отдельные бортовые камни подлежат замене, если их открытая поверхность имеет разрушения более чем на 20% площади или на поверхности имеются сколы глубиной более 3,0 см.
Судом установлено, что автомобильная дорога по маршруту следования городского общественного транспорта – автобуса № по от Адрес 3, далее по АДРЕС 2 и ул. Адрес 1, находится в ненадлежащем состоянии, то есть, мэрия г. Ярославля и ее структурные подразделения не обеспечивают надлежащее содержание и ремонт указанной автомобильной дороги, создавая тем самым реальную угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровья и имущества населения г. Ярославля.
Кроме того, судом установлено, что автомобильные дороги по Адрес 1 и АДРЕС 2 от пересечения с Адрес 3 до района АДРЕС 4 по которым проходит маршрут городского общественного транспорта - автобуса №, не включены в перечень автомобильных дорог общего пользования в границах г. Ярославля.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения.
Судом установлено, что дороги по ул. Адрес 1 и АДРЕС 2 от пересечения с Адрес 3 до района АДРЕС 4 помимо частного транспорта используются для проезда городского общественного транспорта – автобуса № 26, а то есть отвечают признакам автомобильной дороги общего пользования местного значения <адрес>, а следовательно, должны быть включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Ярославля и приведены в соответствие с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 1.1 Положения «О департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля», утвержденного решением муниципалитета города Ярославля ДД.ММ.ГГГГ № Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля (далее - Департамент) является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия мэрии города Ярославля по решению вопросов местного значения в сфере городского хозяйства, в том числе дорожной деятельности. В соответствии с п. 2.2. указанного Положения основными задачами является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. В соответствии с возложенными на него задачами, при осуществлении полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности к основным функциям Департамента отнесено обеспечение подготовки нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований бюджета города на указанные цели.
В соответствии с постановлением мэра г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании муниципального учреждения Организация 2 Организация 2 находится в функциональном подчинении департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля, департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля постановлено выступить учредителем и выполнить предусмотренные законодательством мероприятия по созданию Организация 2. Предметом деятельности ОРГАНИЗАЦИЯ 1 является реализация принятых в установленном порядке решений по вопросам, связанным с организацией и выполнением работ по строительству, содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользовании, находящихся в муниципальной собственности. Данное казенное учреждение ведет свою деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения в городе.
Исходя из содержания ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению органов местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, то есть вопросы удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы об обеспечении безопасности дорожного движения. То есть, обязанность привести спорную автомобильную дорогу должно быть возложено на структурные подразделения мэрии г. Ярославля, а именно на Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
Таким образом, суд, учитывая, объем работ, которые необходимо провести для приведения спорной автомобильной дороги в надлежащее состояние, принцип разумности, баланс интересов сторон, приходит к выводу о том, что срок для устранения нарушений, выявленных в ходе прокурорской проверки, указанный в исковом заявлении (до 01.09.2015г.) является достаточным и разумным.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Суд считает, что истец предоставил суду доказательства законности и обоснованности своих исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск прокурора Заволжского района г. Ярославля удовлетворить.
Признать дороги по Адрес 1 и ... автомобильными дорогами общего пользования местного значения г. Ярославля.
Обязать мэрию г. Ярославля включить автомобильные дороги по Адрес 1 и ... в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля.
Обязать Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля, ОРГАНИЗАЦИЯ 1 привести автомобильные дороги по маршруту следования общественного транспорта – автобуса № по АДРЕС 2), а также по ул. Адрес 1 в соответствие с требованиями действующего законодательства о безопасности дорожного движения, устранив в срок до ДД.ММ.ГГГГ выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения, путем:
- устранения выбоин в дорожном покрытии - в районе домов № по Адрес 1, в районе дома № по Адрес 1, в районе д№ а по АДРЕС 2, в районе д. № по АДРЕС 2, в районе д. № по Адрес 1
- оборудования дорожными знаками 5.16 «Место остановки автобуса» остановок общественного транспорта «...», «...», «...» по маршруту следования автобуса №
- восстановления бордюрного камня на остановке общественного транспорта «...».
Решение суда может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Д.М. Русинов
м.р. 03.02.2015г.