Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2018 года г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего: Кудряшова А.В.
при секретаре: Зайцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пронченкова Александра Николаевича к УМВД России по Смоленской области об оспаривании отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий и возложении обязанности по восстановлению нарушенных прав,
у с т а н о в и л:
Пронченков А.Н. обратился в суд с иском к УМВД России по Смоленской области о признании незаконным отказа ответчика от 06.07.2018 в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, а также о возложении на УМВД России по Смоленской области обязанности по выдаче такого удостоверения, отметив, что в период с 15.01.1993 по 15.02.1993 и с 19.02.1994 по 24.04.1994 выполнял боевые задачи в зоне действия чрезвычайного положения на территории Республики Северная Осетия и Республики Ингушетия, в связи с чем, имеет право на присвоение звания ветерана боевых действий, тогда как ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ необоснованно отказал в выдаче ему указанного удостоверения.
Пронченков А.Н. и его представитель Цыганкова А.А. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования в полном объеме, отметив, что в упомянутые в иске периоды истец выполнял поставленные боевые задачи, связанные с поиском безвестно пропавших, поиском захоронений, извлечением трупов, проведением оперативно-розыскных мероприятий, поиском заложников, обнаружением и задержанием угнанных автомобилей, т.е. фактически принимал участие в боевых действиях, в связи с чем, ему предоставлялись соответствующие гарантии и компенсации (льготное исчисление выслуги лет, осуществление дополнительных выплат).
Представитель УМВД России по Смоленской области Евстигнеева Е.Н., возражая против удовлетворения иска, указала на отсутствие оснований для признания истца ветераном боевых действий, поскольку последний службу на территории Чеченской Республики и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, в период с декабря 1994г. по декабрь 1996г. не проходил, непосредственное участие в боевых действиях на территории данной Республики в указанный период времени не принимал, а территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики, где проходил службу Пронченков А.Н., не включены в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, закрепленный в Федеральном законе «О ветеранах».
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
По правилам п/п.1 п.1, п.3 ст.3 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону.
Таким образом, для наделения гражданина статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в п.1 ст.3 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ, и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к названному Федеральному закону Перечня.
Разделом III упомянутого Перечня предусмотрено выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996г., а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999г. и выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 8 по 22 августа 2008г.
В соответствии с положениями п.3 постановления Правительства РФ от 19.12.2003 №763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца лицам, указанным в подпунктах 1 - 7 Федерального закона «О ветеранах», кроме гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории Союза ССР и территориях других государств с 10 мая 1945г. по 31 декабря 1951г., осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, направлявшими (привлекавшими) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, осуществляющими в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Пронченков А.Н. проходил службу в органах внутренних дел и на основании приказа МВД России №<данные изъяты>. был направлен в командировку в г.Владикавказ Северо-Осетинской ССР, объявленной зоной чрезвычайного положения, где находился в период с 15.01.1993 по 15.02.1993.
В соответствии с приказами МВД РФ №<данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>. истец находился в служебной командировке в составе Оперативно-следственной группы МВД России в зоне действия чрезвычайного положения на территории Республики Северная Осетия и Республики Ингушетия в период с 19.02.1994 по 24.04.1994, где выполнял обязанности по обеспечению режима чрезвычайного положения, охране общественного порядка, пресечению правонарушений и раскрытию преступлений, защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения.
Указанные обстоятельства подтверждаются справками руководителя Оперативно-следственной группы МВД России, а также выписками из приказа УВД Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> и от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>, из которых следует, что Пронченков А.Н. в период с 15.01.1993 по 15.02.1993 на территории Республики Северная Осетия и Республики Ингушетия выполнял задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения, а с 16.02.1994 в течение месяца на территории указанного Северо-Кавказского региона обеспечивал общественную безопасность и правопорядок, занимался раскрытием преступлений.
Письмами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в выдаче удостоверения ветерана боевых действий по причине того, что служба Пронченкова А.Н. на территории Республики Северная Осетия и Республики Ингушетия в указанные периоды не может быть признана связанной с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта, поскольку данная территория не предусмотрена упомянутым выше Перечнем государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ.
В ст.3 Федерального закона «О ветеранах» законодатель определил круг лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, в число которых включены и граждане, принимавшие участие в боевых действиях на территории Российской Федерации, при условии закрепления территории и периода ведения боевых действий в специальном Перечне.
Данный Перечень является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит и в нем не значится выполнение задач в условиях вооруженного конфликта на территориях Республик Северная Осетия и Ингушетия в 1993 - 1994 гг.
Сам по себе факт выполнения истцом служебных задач в зоне чрезвычайного положения в Республике Северная Осетия и Республике Ингушетия в упомянутый период и предоставление ему в связи с этим дополнительных гарантий и компенсаций не является основанием для выдачи последнему удостоверения ветерана боевых действий; какими-либо иными нормативными актами также не предусмотрено право указанных лиц на получение таких удостоверений.
Представленные в материалы дела документы о выполнении Пронченковым А.Н. задач по защите конституционных прав граждан и обеспечению правопорядка в условиях чрезвычайного положения на территории Северного Кавказа не свидетельствуют о фактическом участии истца в боевых действиях, контртеррористических операциях и выполнении правительственных боевых заданий в районах, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в период с января 1993г. по февраль 1993г. и с февраля 1994г. по апрель 1994г.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 №896 «О зонах вооруженных конфликтов» к выполнению задач при вооруженных конфликтах отнесено выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия в октябре - ноябре 1992г., то есть период, в который Пронченковым А.Н. в упомянутые Республики не направлялся.
При таких обстоятельствах, основания для возложения на ответчика обязанности по выдаче Пронченкову А.Н. удостоверения ветерана боевых действий отсутствуют, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Пронченкова Александра Николаевича к УМВД России по Смоленской области об оспаривании отказа выдаче удостоверения ветерана боевых действий и возложении обязанности по восстановлению нарушенных прав оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Судья А.В. Кудряшов