Судья Ващенко Е.Н. № 33-1106/2020
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июня 2020 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия
в составе
председательствующего судьи Степановой Т.Г.,
судей Маловой Н.Б., Никитиной А.В.
при ведении протокола помощником судьи Головановой А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-286/2020 по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10 января 2020 года по иску Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, действующего в интересах Соколова П. А., к ООО «Гарантия-Плюс» об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Маловой Н.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, действующий в интересах Соколова П.А., обратился в суд с иском к ООО «Гарантия-Плюс» по тем основаниям, что ХХ.ХХ.ХХ в Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору обратился Соколов П.А. по вопросу содержания общего имущества многоквартирного дома (.....). ХХ.ХХ.ХХ в отношении ООО «Гарантия-Плюс» проведена внеплановая документарная и выездная проверка содержания общего имущества многоквартирного дома (.....). В ходе проверки зафиксировано, что в жилом помещении № многоквартирного дома № на потолке в помещениях площадью (...). и (...). имеются сухие черные следы, на стенах в указанных комнатах отслоение обоев. В ходе осмотра балкона помещения № многоквартирного дома № установлено, что у балкона наблюдается разрушение основания бетонной плиты, разрушение штукатурного слоя, оголение арматуры. По результатам проверки ООО «Гарантия-Плюс» выдано предписание № от ХХ.ХХ.ХХ, № от ХХ.ХХ.ХХ, № от ХХ.ХХ.ХХ, № от ХХ.ХХ.ХХ о восстановлении целостности балконной плиты жилого помещения № в многоквартирном доме (.....) в виде устранения разрушения штукатурного слоя, устранения оголения арматуры, устранения контруклона балконной плиты. Предписания не исполнены. Истец просил обязать ответчика исполнить предписание Комитета № от ХХ.ХХ.ХХ, а именно: восстановить целостность балконной плиты жилого помещения № в многоквартирном доме (.....) (устранить разрушение штукатурного слоя, устранить оголение арматуры, устранить контруклон балконной плиты); определить срок по исполнению требований предписания № от ХХ.ХХ.ХХ в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Соколов П.А.
В дальнейшем представитель истца уточнил исковые требования, просил обязать ООО «Гарантия-Плюс» исполнить предписание выявленных нарушений лицензионных требований от ХХ.ХХ.ХХ № от ХХ.ХХ.ХХ, а именно восстановить целостность балконной плиты жилого помещения № в многоквартирном (.....) в (.....) путем устранения разрушения штукатурного слоя, устранения оголения арматуры; определить срок по исполнению требований предписания № от ХХ.ХХ.ХХ в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены МКУ«Служба заказчика», ООО «Торн-Сервис».
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Судом на ООО«Гарантия-Плюс» возложена обязанность восстановить целостность балконной плиты жилого помещения № в многоквартирном доме (.....) путем устранения разрушения штукатурного слоя, устранения оголения арматуры в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда. Суд взыскал с ООО «Гарантия-Плюс» государственную пошлину в бюджет Петрозаводского городского округа в размере 300 руб.
С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе директор ООО«Гарантия Плюс» Кочкарев С.Б. просит решение отметить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что необходимо провести комплекс работ, который носит характер капитального ремонта и не может быть выполнен в данном конкретном случае в рамках одного текущего ремонта. Полагает, что судом не верно определен объем и характер работ, выполнение которых приведет к безопасному использованию балкона собственником квартиры №, а, следовательно, и способствует восстановлению его нарушенного права.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору Марков Д.В., действующий на основании доверенности, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что экспертным заключением (...) был разработан пошаговый план работ по восстановлению и защите конструкций балкона от дальнейшего разрушения в виде комплекса работ, а именно: усиление конструкции балконной плиты, устранение имеющихся повреждении плиты и ограждения, установка отливов и гидроизоляции пола балкона для защиты от атмосферных осадков. Как следует из заключения, конструктивное решение по усилению является проектом ремонтно-восстановительных работ балконной плиты.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - Берестнев Д.С., действующий на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Иные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, что управление МКД, расположенным по адресу: (.....), осуществляет ответчик на основании договора № на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД от ХХ.ХХ.ХХ и решения общего собрания собственников, оформленного протоколом № от ХХ.ХХ.ХХ.
Согласно п.№. договора управляющая организация осуществляет в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России №170 от 27.09.2003, иными нормативными документами, а также с учетом принятых собственниками МКД решений, содержание и текущий ремонт строительных конструкций (фундаментов, стен, цоколей, фасадов, перекрытий, полов, перегородок, крыш, окон и дверей, лестниц, печей, водоотводящих устройств и др.) и технических помещений МКД (подвалы, чердаки и т.д.), относящихся к общему имуществу МКД.
Решением общего собрания собственников МКД, оформленного протоколом № от ХХ.ХХ.ХХ, утвержден с ХХ.ХХ.ХХ перечень расходов на техническую эксплуатацию общего имущества МКД, включающий перечень расходов на содержание и управление общим имуществом МКД с базовой стоимостью услуг в размере (...). с кв.м. и перечень работ по текущему ремонту общего имущества МКД в размере (...). с кв.м. общей площади помещений в месяц.
По результатам внеплановой документарной и выездной проверки содержания общего имущества указанного выше МКД, последовавшей после обращения собственника кв.№, составлен акт № от ХХ.ХХ.ХХ, выданы предписания № от ХХ.ХХ.ХХ, № от ХХ.ХХ.ХХ, № от ХХ.ХХ.ХХ, № от ХХ.ХХ.ХХ,согласно которым на ООО «Гарантия-Плюс» возложена обязанность восстановить целостность балконной плиты жилого помещения № в МКД (.....) (устранить разрушение штукатурного слоя, устранить оголение арматуры, устранить контруклон балконной плиты). Указанные предписания исполнены не были.
(...) было проведено техническое обследование балконной плиты квартиры № в указанном МКД, в заключении которого даны рекомендации по выполнению комплекса работ в виде: усиления конструкции балконной плиты, устранения имеющихся повреждений плиты и ограждения, установки отливов и гидроизоляции пола балкона для защиты от атмосферных осадков. При этом контруклон балконной плиты не выявлен. Доказательств наличия контруклона балконной плиты в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и Положением «О Государственном комитете Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору», утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 № 368-П, Комитет осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений и деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции) входят в состав общего имущества (п. 2), которое должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (п. 10).
Нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда установлены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, согласно которым при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций; в случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту (п. 4.2.4.2).
Пунктом 4.2.4.3 Правил № 170 установлено, что отсутствие или неправильное выполнение сопряжений сливов и гидроизоляционного слоя с конструкциями, потеки на верхней поверхности балконных плит, ослабление крепления и повреждение ограждений балкона и лоджий должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Разрушение консольных балок и плит, скалывание опорных площадок под консолями, отслоения, разрушения и обратный уклон (к зданию) пола балконов и лоджий следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Пунктом 7 Приложения № 7 к стандартам качества жилищно-коммунальных услуг, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, установлено, что в перечень работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества жилых домов, выполняемых за счет платы за текущий ремонт жилья, входит восстановление или замена отдельных участков и элементов, в том числе балконов.
Согласно п. 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, относятся: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки и т.д.); выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами; контроль состояния и восстановление плотности притворов входных дверей, самозакрывающихся устройств (доводчики, пружины), ограничителей хода дверей (остановы); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В силу положений пп. 8 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» несущие конструкции воспринимают нагрузку других частей здания. При этом состояние строительных конструкций должно отвечать требованиям механической безопасности. Это означает, что должен отсутствовать недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части. Следовательно, несущие стены, расположенные внутри помещений (жилых и нежилых), отвечают основному признаку общего имущества и относятся к таковому.
Ограждающие несущие конструкции, в том числе и балконные плиты, включаются в состав общего имущества как конструктивные части здания, обеспечивающие его прочность и устойчивость. С учетом данных технических особенностей этих конструкций балконные плиты отвечают основному признаку общего имущества как предназначенного для обслуживания нескольких или всех помещений в доме.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные по делу доказательства с учетом положений ст. ст. 12, 572, 578 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяя приведенные выше нормы права и удовлетворяя исковые требования в части, исходил из того, что ненадлежащее техническое состояние балкона помещения № МКД № по указанному адресу (разрушение штукатурного слоя, оголение арматуры) подтверждено материалами дела; ответчиком не представлено доказательств того, что заявленные виды работ относятся к капитальному ремонту, в связи с чем восстановительные работы должны были осуществляться за счет средств по статье «Текущий ремонт общедомового имущества», для их выполнения не требуется решения общего собрания собственников помещений МКД № (.....).
С такими выводами судебная коллегия соглашается. Ответчиком не представлено доказательств необходимости выполнения капитального ремонта в части спорного балкона, требования истцом заявлены в рамках текущего ремонта и предполагают конкретные работы по восстановлению бетонной плиты.
При этом в случае ухудшения состояния балкона ответчик не лишен возможности поставить перед собственниками МКД (.....) вопрос о необходимости проведения капитального ремонта.
Доводы апелляционной жалобы, не содержат правовых оснований к отмене решения суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Таким образом, решение суда основано на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10 января 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи