Решение по делу № 33-1106/2020 от 02.03.2020

Судья Ващенко Е.Н. № 33-1106/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 июня 2020 г. г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия

в составе

председательствующего судьи Степановой Т.Г.,

судей Маловой Н.Б., Никитиной А.В.

при ведении протокола помощником судьи Головановой А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-286/2020 по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10 января 2020 года по иску Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, действующего в интересах Соколова П. А., к ООО «Гарантия-Плюс» об обязании совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Маловой Н.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, действующий в интересах Соколова П.А., обратился в суд с иском к ООО «Гарантия-Плюс» по тем основаниям, что ХХ.ХХ.ХХ в Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору обратился Соколов П.А. по вопросу содержания общего имущества многоквартирного дома (.....). ХХ.ХХ.ХХ в отношении ООО «Гарантия-Плюс» проведена внеплановая документарная и выездная проверка содержания общего имущества многоквартирного дома (.....). В ходе проверки зафиксировано, что в жилом помещении многоквартирного дома на потолке в помещениях площадью (...). и (...). имеются сухие черные следы, на стенах в указанных комнатах отслоение обоев. В ходе осмотра балкона помещения многоквартирного дома установлено, что у балкона наблюдается разрушение основания бетонной плиты, разрушение штукатурного слоя, оголение арматуры. По результатам проверки ООО «Гарантия-Плюс» выдано предписание от ХХ.ХХ.ХХ, от ХХ.ХХ.ХХ, от ХХ.ХХ.ХХ, от ХХ.ХХ.ХХ о восстановлении целостности балконной плиты жилого помещения в многоквартирном доме (.....) в виде устранения разрушения штукатурного слоя, устранения оголения арматуры, устранения контруклона балконной плиты. Предписания не исполнены. Истец просил обязать ответчика исполнить предписание Комитета от ХХ.ХХ.ХХ, а именно: восстановить целостность балконной плиты жилого помещения в многоквартирном доме (.....) (устранить разрушение штукатурного слоя, устранить оголение арматуры, устранить контруклон балконной плиты); определить срок по исполнению требований предписания от ХХ.ХХ.ХХ в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Соколов П.А.

В дальнейшем представитель истца уточнил исковые требования, просил обязать ООО «Гарантия-Плюс» исполнить предписание выявленных нарушений лицензионных требований от ХХ.ХХ.ХХ от ХХ.ХХ.ХХ, а именно восстановить целостность балконной плиты жилого помещения в многоквартирном (.....) в (.....) путем устранения разрушения штукатурного слоя, устранения оголения арматуры; определить срок по исполнению требований предписания от ХХ.ХХ.ХХ в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены МКУ«Служба заказчика», ООО «Торн-Сервис».

Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Судом на ООО«Гарантия-Плюс» возложена обязанность восстановить целостность балконной плиты жилого помещения в многоквартирном доме (.....) путем устранения разрушения штукатурного слоя, устранения оголения арматуры в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда. Суд взыскал с ООО «Гарантия-Плюс» государственную пошлину в бюджет Петрозаводского городского округа в размере 300 руб.

С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе директор ООО«Гарантия Плюс» Кочкарев С.Б. просит решение отметить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что необходимо провести комплекс работ, который носит характер капитального ремонта и не может быть выполнен в данном конкретном случае в рамках одного текущего ремонта. Полагает, что судом не верно определен объем и характер работ, выполнение которых приведет к безопасному использованию балкона собственником квартиры , а, следовательно, и способствует восстановлению его нарушенного права.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору Марков Д.В., действующий на основании доверенности, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что экспертным заключением (...) был разработан пошаговый план работ по восстановлению и защите конструкций балкона от дальнейшего разрушения в виде комплекса работ, а именно: усиление конструкции балконной плиты, устранение имеющихся повреждении плиты и ограждения, установка отливов и гидроизоляции пола балкона для защиты от атмосферных осадков. Как следует из заключения, конструктивное решение по усилению является проектом ремонтно-восстановительных работ балконной плиты.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - Берестнев Д.С., действующий на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.

Иные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.

Заслушав представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, что управление МКД, расположенным по адресу: (.....), осуществляет ответчик на основании договора на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД от ХХ.ХХ.ХХ и решения общего собрания собственников, оформленного протоколом от ХХ.ХХ.ХХ.

Согласно п.. договора управляющая организация осуществляет в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России №170 от 27.09.2003, иными нормативными документами, а также с учетом принятых собственниками МКД решений, содержание и текущий ремонт строительных конструкций (фундаментов, стен, цоколей, фасадов, перекрытий, полов, перегородок, крыш, окон и дверей, лестниц, печей, водоотводящих устройств и др.) и технических помещений МКД (подвалы, чердаки и т.д.), относящихся к общему имуществу МКД.

Решением общего собрания собственников МКД, оформленного протоколом от ХХ.ХХ.ХХ, утвержден с ХХ.ХХ.ХХ перечень расходов на техническую эксплуатацию общего имущества МКД, включающий перечень расходов на содержание и управление общим имуществом МКД с базовой стоимостью услуг в размере (...). с кв.м. и перечень работ по текущему ремонту общего имущества МКД в размере (...). с кв.м. общей площади помещений в месяц.

По результатам внеплановой документарной и выездной проверки содержания общего имущества указанного выше МКД, последовавшей после обращения собственника кв., составлен акт от ХХ.ХХ.ХХ, выданы предписания от ХХ.ХХ.ХХ, от ХХ.ХХ.ХХ, от ХХ.ХХ.ХХ, от ХХ.ХХ.ХХ,согласно которым на ООО «Гарантия-Плюс» возложена обязанность восстановить целостность балконной плиты жилого помещения в МКД (.....) (устранить разрушение штукатурного слоя, устранить оголение арматуры, устранить контруклон балконной плиты). Указанные предписания исполнены не были.

(...) было проведено техническое обследование балконной плиты квартиры в указанном МКД, в заключении которого даны рекомендации по выполнению комплекса работ в виде: усиления конструкции балконной плиты, устранения имеющихся повреждений плиты и ограждения, установки отливов и гидроизоляции пола балкона для защиты от атмосферных осадков. При этом контруклон балконной плиты не выявлен. Доказательств наличия контруклона балконной плиты в материалы дела не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и Положением «О Государственном комитете Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору», утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 № 368-П, Комитет осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений и деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции) входят в состав общего имущества (п. 2), которое должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (п. 10).

Нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда установлены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, согласно которым при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций; в случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту (п. 4.2.4.2).

Пунктом 4.2.4.3 Правил № 170 установлено, что отсутствие или неправильное выполнение сопряжений сливов и гидроизоляционного слоя с конструкциями, потеки на верхней поверхности балконных плит, ослабление крепления и повреждение ограждений балкона и лоджий должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.

Разрушение консольных балок и плит, скалывание опорных площадок под консолями, отслоения, разрушения и обратный уклон (к зданию) пола балконов и лоджий следует устранять при капитальном ремонте по проекту.

Пунктом 7 Приложения № 7 к стандартам качества жилищно-коммунальных услуг, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, установлено, что в перечень работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества жилых домов, выполняемых за счет платы за текущий ремонт жилья, входит восстановление или замена отдельных участков и элементов, в том числе балконов.

Согласно п. 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, относятся: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки и т.д.); выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами; контроль состояния и восстановление плотности притворов входных дверей, самозакрывающихся устройств (доводчики, пружины), ограничителей хода дверей (остановы); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.

В силу положений пп. 8 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» несущие конструкции воспринимают нагрузку других частей здания. При этом состояние строительных конструкций должно отвечать требованиям механической безопасности. Это означает, что должен отсутствовать недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части. Следовательно, несущие стены, расположенные внутри помещений (жилых и нежилых), отвечают основному признаку общего имущества и относятся к таковому.

Ограждающие несущие конструкции, в том числе и балконные плиты, включаются в состав общего имущества как конструктивные части здания, обеспечивающие его прочность и устойчивость. С учетом данных технических особенностей этих конструкций балконные плиты отвечают основному признаку общего имущества как предназначенного для обслуживания нескольких или всех помещений в доме.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные по делу доказательства с учетом положений ст. ст. 12, 572, 578 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяя приведенные выше нормы права и удовлетворяя исковые требования в части, исходил из того, что ненадлежащее техническое состояние балкона помещения МКД по указанному адресу (разрушение штукатурного слоя, оголение арматуры) подтверждено материалами дела; ответчиком не представлено доказательств того, что заявленные виды работ относятся к капитальному ремонту, в связи с чем восстановительные работы должны были осуществляться за счет средств по статье «Текущий ремонт общедомового имущества», для их выполнения не требуется решения общего собрания собственников помещений МКД № (.....).

С такими выводами судебная коллегия соглашается. Ответчиком не представлено доказательств необходимости выполнения капитального ремонта в части спорного балкона, требования истцом заявлены в рамках текущего ремонта и предполагают конкретные работы по восстановлению бетонной плиты.

При этом в случае ухудшения состояния балкона ответчик не лишен возможности поставить перед собственниками МКД (.....) вопрос о необходимости проведения капитального ремонта.

Доводы апелляционной жалобы, не содержат правовых оснований к отмене решения суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Таким образом, решение суда основано на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10 января 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-1106/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, действующий в интересах Соколова Павла Александровича
Соколов Павел Александрович
Ответчики
ООО "Гарантия-Плюс"
Другие
МКУ "Служба заказчика"
ООО "Торн-Сервис"
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Малова Наталья Борисовна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
03.03.2020Передача дела судье
03.04.2020Судебное заседание
09.06.2020Производство по делу возобновлено
11.06.2020Судебное заседание
29.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2020Передано в экспедицию
11.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее