копия
Дело № 2-2187/2013
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Ульяновск 27 декабря 2013 г.
Судья Железнодорожного районного суда г. Ульяновска Харитонова Н.А.
с участием адвоката Мингачева А.Р.,
при секретаре Кирпичевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сафиуллова Р.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области о зачете периодов работы в общий, страховой и специальный трудовой стаж,
у с т а н о в и л а:
Сафиуллов Р.И. обратился в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска с увеличенным и уточненным при рассмотрении дела иском к УПФ РФ (ГУ) в Железнодорожном районе г. Ульяновска о признании незаконным отказа во включении в общий трудовой, страховой и специальный стаж периодов работы с 26 мая 1989 г. по 25 декабря 1993 г. в кооперативе <данные изъяты>, с 27 декабря 1993 г. по 30 июня 2004 г. в ООО <данные изъяты> с 14 января 2003 г. по 30 сентября 2005 г. в ООО <данные изъяты> с 01 ноября 2006 г. по 31 марта 2008 г. в ООО <данные изъяты> обязать включить указанные периоды работы в общий трудовой, страховой и специальный стаж и назначить трудовую пенсию по стрости с 20 июня 2013 г.
Требования обосновал тем, что в связи с достижением возраста 55 лет 20 июня 2013 г. обратился в УПФ РФ (ГУ) в Железнодорожном районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии на основании пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». 22 сентября 2013 г. комиссия по реализации пенсионных прав граждан отказала ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального трудового стажа. При этом к зачету не были приняты оспариваемые периоды работы из-за неверного оформления дубликата трудовой книжки и отсутствием дополнительных документов подтверждающих работу с тяжелыми условиями труда.
В суде истец Сафиуллов Р.И. и представляющий его интересы по ордеру адвокат Мингачев А.Р. увеличенные и уточненные исковые требования полностью поддержали.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Бурлак С.В. просила отказать в удовлетворении иска, поскольку на основании представленных документов спорные периоды работы не могли быть засчитаны в общий трудовой, страховой и специальный стаж истца. Специальный трудовой стаж не может быть подтвержден свидетельскими показаниями.
Выслушав в судебном заседании пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, показания свидетелей, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, прихожу к выводу о частичном удовлетворении иска.
Сафиуллов Р.И. родился ДД.ММ.ГГГГ, 55 лет ему исполнилось ДД.ММ.ГГГГ
19 июня 2013 г. он обратился в УПФ РФ (ГУ) в Железнодорожном районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Железнодорожном районе г. Ульяновска решением от 23 сентября 2013 г. отказала Сафиуллову Р.И. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так как по имеющимся документам его страховой стаж составил 26 лет 22 дня (требуется не менее 25 лет), стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости – 9 лет 4 месяца 11 дней при требуемом стаже 12 лет 6 месяцев.
В общий трудовой, страховой стаж и специальный стаж не были засчитаны периоды работы указанные Сафиулловым Р.И. в исковом заявлении.
На основании пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае если они проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 указанного Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27).
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении Списков производств работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, засчитывается работа в качестве камнетеса при постоянной занятости на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов без дополнительных условий, а работающим на камнеобрабатывающих предприятиях (цехах, участках) и предприятиях монументальной скульптуры необходима постоянная занятость обработкой мрамора и гранита вручную (Список № 2, Раздел XXVII).
Рассмотрение требований, связанных с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), различают периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п. 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».
Пленум Верховного Суда РФ в п. 15 Постановления от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» обратил внимание судов на то, что в соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в ст. 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
В подтверждение периодов работы с 26 мая 1989 г. по 25 декабря 1993 г. камнетесом-гранитчиком в кооперативе <данные изъяты> с 27 декабря 1993 г. по 30 июня 2004 г. камнетесом-гранитчиком в ООО <данные изъяты> с 14 января 2003 г. по 30 сентября 2005 г. гранитчиком в ООО <данные изъяты> с 01 ноября 2006 г. по 31 марта 2008 г. камнетесом-гранитчиком в ООО <данные изъяты> представлен дубликат вкладыша в трудовую книжку, который был оформлен 12 февраля 1996 г. Ульяновским филиалом <данные изъяты>. Однако, согласно имеющимся в дубликате вкладыша записям на период его оформления Сафиуллов Р.И. работал в ООО <данные изъяты> г. Москва. Из <данные изъяты> г. Ульяновск он был уволен 19 мая 1989 г. В соответствии с п. 5.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. № 162 дубликат вкладыша в трудовую книжку должен выдаваться работнику администрацией по последнему месту работы. Сафиуллов Р.И. в суде не смог пояснить причин, по которым дубликат вкладыша в трудовую книжку был оформлен не в ООО <данные изъяты> г. Москва, где он работал на дату выдачи дубликата, а предприятием, на котором он не работал почти 7 лет.
Свидетели ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, работавшие согласно записям в их трудовых книжках в различные периоды вместе с истцом в кооперативе <данные изъяты>, в ООО <данные изъяты>», в ООО <данные изъяты>», в ООО <данные изъяты>», подтвердили факт работы Сафиуллова Р.И. в указанных организациях в оспариваемый период.
Показания свидетелей являются достаточным доказательством для подтверждения общего трудового и страхового стажа истца.
Для подтверждения специального трудового стажа свидетельские показания не могут быть приняты во внимание.
Стаж работы с тяжелыми условиями труда может быть подтвержден только на основании документов.
ООО <данные изъяты> сведения индивидуального (персонифицированного учета) о работе Сафиуллова Р.И. не представило.
ООО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> представили сведения о работе Сафиуллова Р.И. с общими условиями труда.
Кооператив <данные изъяты>», ООО <данные изъяты>», ООО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> сняты с учета в связи с ликвидацией. Документы по личному составу на хранение в архив они не сдавали. Перечни льготных профессий в Управления Пенсионного фонда РФ по месту своего нахождения ими также не заявлялись.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ на истце лежит обязанность представить доказательства в подтверждение заявленных требований.
Относимых, допустимых и достаточных доказательств в подтверждение требования о зачете оспариваемых периодов работы в специальный трудовой стаж истцом не представлено и судом при рассмотрении дела не добыто.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л а:
Иск Сафиуллова Р.И. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области в зачете в общий трудовой и страховой стаж Сафиуллова Р.И. периодов работы с 26 мая 1989 г. по 25 декабря 1993 г. в кооперативе <данные изъяты>» и с 27 декабря 1993 г. по 30 июня 2004 г. в ООО <данные изъяты>
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области засчитать Сафиуллову Р.И. в общий трудовой и страховой стаж периоды работы с 26 мая 1989 г. по 25 декабря 1993 г. а кооперативе <данные изъяты> и с 27 декабря 1993 г. по 30 июня 2004 г. в ООО <данные изъяты>
В удовлетворении исковых требований Сафиуллова Р.И. в остальной части отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись Н.А. Харитонова
Верно.
Судья Н.А. Харитонова
Секретарь А.А. Кирпичева