КОПИЯ
63RS0№-37
Дело №а-1369/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.о. Самара 02 августа 2019 года
Волжский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Тимагина Е.А., при секретаре Жарковой И.А., с участием административного ответчика Гачина А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Гачину А. Г. о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Гачину А.Г. о взыскании обязательных платежей, указав, что административный ответчик является налогоплательщиком по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу в соответствующие налоговые периоды в связи с наличием объектов налогообложения. Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление. Поскольку в срок, для добровольного исполнения обязательства по уплате налога, административным ответчиком оплата не произведена, в его адрес направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налогов и пени, которое оставлено без удовлетворения, в связи с чемналоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Волжского судебного района<адрес> вынесен судебный приказ №а-2316/2018 о взыскании с должника задолженности по транспортному налогу за 2016 год и пени. ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поступившими возражениями, судебный приказ отменен, в связи с чем административный истец обратился в Волжский районный суд <адрес> с административным иском о взыскании задолженности по налогу, пени.Просила взыскать с Гачина А.Г. задолженность по транспортному налогу за 2016 год в сумме 7 427 руб., пени в сумме 141,98 руб., а всего 7 568,98 руб.
В судебном заседании административный ответчик Гачин А.Г. с административным иском не согласился, ссылаясь на наличие у него льготы по уплате налогов как ветерана боевых действий.Полагал взыскание с него суммы налога и пени незаконным и необоснованным.
Административный истец - Межрайонная ИФНС России № по <адрес>, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени разбирательства дела, в судебное заседание представителя не направил, просил о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства в отсутствие своего представителя.
При указанных обстоятельствах на основании ст. 150 КАС РФ суд рассматривает административное дело в отсутствие неявившегося представителя административного истца.
Заслушав административного ответчика, изучив материалы дела, суд полагает административный искподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами НК РФ (статья 48), устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность, уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В ст. 57 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. ст. 23, 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность, уплачивать законно установленные налоги, установленные настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу положений статьи 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
В соответствии с п. 1 ст. 362, п. п. 1, 3 статьи 363 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В п. п. 1, 2 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Порядок, ставки и сроки уплаты и льготы по уплате транспортного налога в <адрес> установлены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О транспортном налоге на территории <адрес>».
Исходя из положений ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Таким образом, право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании транспортного налога может возникнуть только тогда, когда была соблюдена вышеуказанная процедура по вручению (направлению) налогоплательщику налогового уведомления, а после неисполнения обязанности по уплате налога в установленный срок - требования об уплате налога.
Статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Направление требования об уплате налога является обязательной стадией, предшествующей обращению в суд с заявлением о взыскании суммы задолженности по налогам. При этом обращение в суд не может последовать ранее истечения срока для добровольного исполнения требования, который согласно п. 4 ст. 69 НК РФ начинает течь с даты получения требования налогоплательщиком.
Как следует из материалов дела Гачин А.Г.в спорный налоговый период имел в собственности следующие транспортные средства:автомобиль легковой автомобиль АУДИ А4, гос. рег. знак С754НВ163; автомобиль легковой АУДИ А6, гос. рег. знак С218ОЕ163.
ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом Гачину А.Г. по адресу: <адрес>, пгт. Рощинский, <адрес>, налоговым органом направлено налоговое уведомление 32291113 от ДД.ММ.ГГГГ об уплате не позднее ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога за 2016 год в общем размере 7 427 руб. Направление налогового уведомления подтверждается списком № заказных писем.
В силу положений статей 68, 70 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно п.п. 4, 6 ст. 69 НК РФ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
В случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить пеню, размер которой исчисляется в соответствии со статьей 75 НК РФ (п. 1).
В силу положений частей 2, 3, 4 ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Поскольку обязанность по уплате транспортного налога в срок до ДД.ММ.ГГГГ Гачиным А.Г. не исполнена, ДД.ММ.ГГГГ в его адрес направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, административный ответчик обязан в срок до ДД.ММ.ГГГГ оплатить недоимку по транспортному налогу за 2016 год в сумме 7 427 руб., пени в сумме 141,98 руб.
Исходя из того, что требования налогового органа об оплате суммы налога, пени, оставлены налогоплательщиком без удовлетворения административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Волжского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ №а-2316/2018 о взыскании с должника задолженности по транспортному налогу за 2016 год.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими возражениями, судебный приказ №а-2316/2018отменен, и административный истец обратился в Волжский районный суд <адрес> с административным иском о взыскании задолженности по налогу, пени в общем размере 7 568,98 руб.
Возражая относительно заявленных исковых требований налогового органа, Гачин А.Г.указывал на то, что он является военным пенсионером и ветераном боевых действий, в связи с чем освобожден от уплаты, в частности транспортного налога.
В судебном заседании Гачин А.Г. предоставил удостоверение серии ВП № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающее, что он является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации и свидетельство серии А № от ДД.ММ.ГГГГ о праве на льготы в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ №.
В силу п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах имущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, освобождение от уплаты налогов по своей природе льгота, является исключением из вытекающих из конституционных принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения; льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя.
В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О транспортном налоге на территории <адрес>» налогоплательщики, являющиеся пенсионерами, уплачивают транспортный налог по ставке, равной одной второй ставки, установленной статьей 2 настоящего Закона (пункт 1).
От уплаты транспортного налога освобождаются, в том числе следующие категории налогоплательщиков: ветераны боевых действий, указанные в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», а также военнослужащие, проходившие военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявшие задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (подп. «а», пункта 2).
Лицам, определенным в пункте 1 и подпунктах «а», «б», «в», «г», «д» и «м» пункта 2 настоящей статьи, льгота по транспортному налогу предоставляется только в отношении одного транспортного средства из каждой определенной ниже категории транспортных средств: автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно; мотоциклы, мотороллеры с мощностью двигателя до 40 л.с. (до 29,4 кВт) включительно; катера, моторные лодки с мощностью двигателя до 30 л.с. (до 22,07 кВт) включительно; самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно (пункт 3).
Названной статьей также установлено, что налогоплательщики - физические лица в целях получения льгот, установленных настоящей статьей, предоставляют в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения (транспортного средства) письменное заявление и документы, подтверждающие их право на льготу, кроме лиц, достигших возраста, указанного в ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (пункт 4).
Из установленных по делу обстоятельств следует, что по состоянию на 2016 г. в собственности административного ответчика находились следующие транспортные средства: автомобиль легковой АУДИ А4 с мощностью двигателя 130 л.с.; автомобиль легковой АУДИ А6 с мощностью двигателя 164,4 л.с.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О транспортном налоге на территории <адрес>» определены ставки транспортного налога, которые устанавливаются в следующих размерах, в частности: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы в рублях):до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно - 16; свыше 100 л.с. (73,55 кВт) до 120 л.с. (88,32 кВт) включительно - 24;свыше 120 л.с. (88,32 кВт) до 150л.с. (110,33 кВт) включительно - 33; свыше 150 л.с. (110,33 кВт) до 200 л.с. (147,1 кВт) включительно -43; свыше 200 л.с. (147,1 кВт) до 250 л.с. (183,9 кВт) включительно - 75; свыше 250 л.с. (183,9 кВт) - 150.
Проанализировав вышеприведенные нормы права,с учетом того, что в собственности Гачина А.Г. в соответствующий налоговый период находилось два транспортных средства, мощность двигателя которых превышала 100 л.с., суд считает, что на административного ответчика не распространяются налоговые льготы по уплате транспортного налога.
При этом суд полагает, что административным истцом административному ответчику был правильно исчислены суммы налога с учетом пени.
Между тем в случае, если налогоплательщик не подал заявления о предоставлении льготы в течение налогового периода, то он лишается права воспользоваться названной льготой за указанный налоговый период.
Материалы настоящего дела не содержат сведений о том, что Гачин А.Г. обращалась в налоговый период (2016-2017 гг.) к административному истцу с заявлением о предоставлении налоговой льготы, в том числе и по какому-либо иному основанию.
При таких обстоятельствах, право на предоставление налоговой льготы по спорному налоговому периоду в отношении транспортных средств АУДИ А4, гос. рег. знак С754НВ163, АУДИ А6, гос. рег. знак С218ОЕ163, на дату начисления сумм недоимки и пени, у Гачина А.Г. не имелось, в связи с чем налоговым органом обоснованно заявлены требования о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 год, суммы пени за несвоевременную уплату налога.
При таком положении, учитывая, что административным истцом соблюдены порядок и сроки предъявления налогоплательщику требования об уплате налога, подачи заявлений в суд (мировому судье), доказательств уплаты сумм задолженности административным ответчиком не представлено, основания для предоставления льготы по уплате налога в отношении принадлежащих налогоплательщику объектов налогообложения у налогового органа отсутствовали, суд считает требованиям административного иска законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск Межрайонной ИФНС России № по <адрес> удовлетворить.
Взыскать с Гачина А. Г., ИНН 636702739840, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу Межрайонной ИФНС России № по <адрес> транспортный налог за 2016 год в размере 7 427 руб., пени в размере 141 руб. 98 коп., а всего 7 568 руб. 98 коп.
Решение суда может быть в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня со дня принятия решения суда в окончательной форме через Волжский районный суд <адрес>.
Судья: (подпись) Е.А. Тимагин
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: (подпись) Е.А. Тимагин
"КОПИЯ ВЕРНА" подпись судьи _______________________________ Наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции _________________________________И.А.Жаркова (Инициалы, фамилия) "___" ______________ 20___ г. |