Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-97/2019 от 31.01.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Город Ивдель 04 марта 2019 года

Ивдельский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего - судьи Михеля А.А.,

при секретаре – Петровой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи гражданское дело по исковому заявлению Прохоренко А.А. к Управлению Федерального казначейства по Свердловской области, ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области и ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащее обеспечение помывок и необоснованное содержание в строгих условиях,

У С Т А Н О В И Л:

Прохоренко А.А. обратился в Ивдельский городской суд с исковым заявлением к Управлению Федерального казначейства по Свердловской области, ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области и ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда в размере 550000руб.за ненадлежащее обеспечение помывок в августе-сентябре года и необоснованное содержание в строгих условиях с.. года по.. года.

В судебном заседании истец Прохоренко А.А. поддержал исковое заявление по указанным в нем основаниям.

Представитель ответчиков ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области и ФСИН России Дружинин А.А. исковые требования Прохоренко А.А. не признал, поскольку право истца на обеспечение помывок ответчиком соблюдалось, истцом не представлено доказательств нарушения его прав.

Ответчик Управление Федерального казначейства по Свердловской области своего представителя в судебное заседание не направил, представив отзыв, в котором считает исковые требования не подлежащими удовлетворению поскольку территориальный орган Федерального казначейства не является надлежащим ответчиком по делу.

Свидетель Д.Д.А. в судебном заседании пояснил, что с.. года по.. года он содержался в строгих условиях в одной камере с Прохоренко А.А.; помывка осужденных в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области осуществлялась покамерно, в году он с Прохоренко А.А. вместе не содержался.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав письменные материалы дела и, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ч.3 ст.82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

На основании п.21 раздела V Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 года №295, введенных в действие с 07.01.2017 года, помывка осужденных обеспечивается не менее двух раз в семь дней.

Согласно актов остановки и запуска котельно-печного оборудования, в период с.. года по.. года была произведена остановка котельно-печного оборудования котельной ПКТ ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области в связи с проведением планового профилактического ремонта.

В соответствии со ст.56, 195 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, при этом суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Учитывая, что доводы Прохоренко А.А. о нарушении его права на обеспечение помывок ничем не подтверждены, каких-либо доказательств в обоснование своих требований, в том числе подтверждающих причинение истцу физических или нравственных страданий, им не представлено, оснований для удовлетворения исковых требований истца в этой части не имеется.

В соответствии с ч.6 ст.124, ч.3 ст.127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в строгие условия отбывания наказания по прибытию в исправительную колонию особого режима помещаются все осужденные; перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные условия отбывания наказания производится по отбытии не менее 10 лет в строгих условиях отбывания наказания при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания не менее чем в течение одного года; при этом если в период пребывания в следственном изоляторе к осужденному не применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в строгих условиях отбывания наказания исчисляется со дня заключения под стражу.

Согласно характеристике на осужденного и справке о поощрениях и взысканиях Прохоренко А.А., отбывающий наказание с.. года к дисциплинарной ответственности не привлекался, взысканий не имеет (л.д.63-65)

Протоколом заседания административной комиссии ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области №62 от 31.12.2015 года Прохоренко А.А. отказано в переводе из строгих условий отбывания наказания в обычные условия (л.д.56-57).

Нарушение вышеуказанных требований Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации подтверждено проверкой, проведенной Ивдельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, вынесшей в адрес ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области соответствующее представление от 11.12.2015 года (исх.№01-17-2015) и от 26.01.2016 года (исх.№01-17-2016) (л.д.47-48, 54-55).

Согласно ответа ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области на представление Ивдельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и справке по личному делу осужденного Прохоренко А.А. с.. года переведен в обычные условия отбывания наказания (л.д.60-62, 66-67).

В ст.3, 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.

В соответствии со ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04.11.1950 года, никто не должен подвергаться унижающему достоинство обращению или наказанию.

На основании Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" от 30.03.1998 года №54-ФЗ Российская Федерация признает без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации.

Поскольку, в судебном заседании установлен факт содержания Прохоренко А.А. в более строгих условиях, чем предусмотрено законодательством, которое нарушало его личные неимущественные права, что само по себе предполагает причинение истцу нравственных страданий, а вина государства заключается в не обеспечении надлежащих условий содержания истцов в местах лишения свободы, следовательно, у истца возникло право на компенсацию морального вреда.

В соответствии со ст.9, 13 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21.07.1993 года №5473-1 учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных; финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.

В силу ст.53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

На основании ст.125, 151, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) федеральных государственных органов, либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, при этом от имени казны выступают соответствующие финансовые органы в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с подп.6 п.7 раздела II Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года №1314 осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, возложено на Федеральную службу исполнения наказаний.

При определении размера компенсации морального вреда суд руководствуется требованиями ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда, с учетом требований разумности и справедливости, фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

С учетом требований разумности справедливости, характера физических и нравственных страданий, фактических обстоятельств, индивидуальных особенностей истца который отбывал наказание в виде лишения свободы, степени вины причинителя вреда, а также с учетом периода нарушения прав истца суд полагает необходимым определить размер компенсации в размере 3000руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прохоренко А.А. удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Прохоренко А.А. компенсацию морального вреда в размере 3000руб. (Три тысячи рублей).

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца через Ивдельский городской суд Свердловской области со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2019 года в совещательной комнате.

Председательствующий подпись А.А. Михель

2-97/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прохоренко Артем Александрович
Ответчики
Управление Федерального казначейства
Суд
Ивдельский городской суд Свердловской области
Судья
Михель Алексей Александрович
Дело на сайте суда
ivdelsky--svd.sudrf.ru
31.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
01.02.2019Передача материалов судье
05.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.02.2019Предварительное судебное заседание
04.03.2019Судебное заседание
11.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее